В настоящее время одной из актуальных проблем обучения курса русского языка в начальной школе является развитие словарного запаса младших школьников. Необходимость обогащения речи учащихся лексическими средствами обусловлена предметными результатами, описанными в требованиях ФГОС третьего поколения: «овладение основными видами речевой деятельности на основе представлений о нормах современного русского литературного языка». Проблема формирования словарного запаса учащихся усугубляется в условиях поликультурного класса, поскольку изменение речевой среды в классе создает дополнительные трудности для учителя при обучении не только детей-инофонов, но и учащихся носителей русского языка [3, с. 65].
Вопросами развития речи детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные исследователи. Л.С. Выготский утверждает, что развитие речи у детей не происходит в изоляции, но является результатом сложных взаимодействий с другими людьми. В своих трудах он выделяет два вида речи по направлению: экстернальная речь, которую ребенок использует для общения с окружающими людьми, и интернальная речь, которую он произносит для себя. Ученый пишет, что экстернальная речь ребенка вначале состоит из отдельных слов и фраз, которые ребенок услышал в речи взрослых. По мере взросления он растет и развивается, начинает использовать более сложные формы речи, при этом взрослые играют ключевую роль в развитии речи ребенка, предоставляя ему образцы языка и помогая овладеть новыми формами и структурами речи [2, с. 238]. Согласно И.А. Зимней, учебная деятельность и общение со взрослыми также являются важными факторами в формировании и развитии речи ребенка [4, с. 57].
Действительно, речь родителей имеет большое влияние на формирование речи младших школьников, которое начинается еще в самом раннем возрасте. С самого рождения ребенок подражает речи родителей: он учится говорить, используя те же самые звуки, слова и грамматические структуры, что и его родители. Речь родителей влияет на формирование речи младшего школьника в нескольких аспектах:
К сожалению, младшие школьники используют лексические средства в своей речи не так часто, как ученики старшей школы или взрослые. Это связано с тем, что пословицы или фразеологизмы могут быть сложными для понимания и запоминания. Однако учащиеся усваивают их в процессе учебной деятельности, чтения книг или общения с родителями, которые могут использовать такие выражения в повседневной речи. Таким образом, учителям целесообразно обогащать словарный запас учащихся в как процессе обучения, так и в организации работы с семьей.
Обогащение словаря детей фразеологизмами и пословицами необходимо для их языкового развития. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые содержат скрытый смысл и образуются путем сочетания слов в определенном порядке. Они способствуют развитию лексической грамотности и понимания языка. Поскольку фразеологизмы и пословицы часто имеют скрытое неявное значение, которое необходимо понимать для правильного использования в контексте, это может помочь младшим школьникам улучшить умения осознавать речевую ситуацию и подбирать адекватные ей лексические средства. Фразеологизмы и пословицы могут быть полезны для развития коммуникативных навыков, таких как умение выражать свои мысли более точно и убедительно. Знание фразеологизмов и пословиц также необходимо при решении различных диагностических работ (ВПР), поскольку в подобных заданиях содержатся фразеологические выражения. Фразеологизмы и пословицы напрямую связаны с культурными обычаями и традициями, поэтому знание этих выражений способствует лучшему пониманию родной культуры и истории своей страны.
Таким образом, актуальность проблемы обогащения словарного запаса младших школьников фразеологизмами и пословицами очевидна. Для эффективного развития речи младших школьников целесообразно в процессе взаимодействия с семьей вести просветительскую работу на тему важности использования фразеологизмов и пословиц. Педагог может предложить родителям список с возможными приемами ознакомления с новыми лексическими средствами. Авторы статьи рекомендуют включить в него следующие способы:
Отечественный психолог, исследовавшая проблемы детской
психологии, Л.И. Божович, определяет познавательный интерес как одну из
ключевых мотивационных сил, определяющих поведение человека [1, с. 287]. Согласно
ее концепции, основанной на идеях Л.С. Выготского, познавательный интерес – это
мотивация к познанию, которая возникает у человека, когда он сталкивается с
новой информацией или проблемой, которую он хочет решить. Этот интерес
возникает не только благодаря внешним стимулам, таким как награды или похвала,
но и благодаря самому процессу познания. Таким образом, для поддержания
интереса младших школьников к изучению русского языка, а также для развития их
словарного запаса педагогам необходимо организовывать целенаправленную работу
по обогащению словаря совместно с родителями.
Список литературы:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
2. Выготский, Л.С., Мышление и речь: [16+] / Лев Выготский. – Москва: Эксмо, 2022. – 605 с.
3. Зиновьева, Т.И., Афанасьева Ж. В. Исследование поликультурного состава современной начальной школы города Москвы// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2015. – №1. С. 65.
4. Методика обучения русскому языку в начальной школе [Текст]: учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М. А. Мачулина, Н. Д. Суховеева, И. В. Иванченко, Р. И. Пелипенко; Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" – Пятигорск: РИА-КМВ, 2018. –115 с.
5. Розе,
Татьяна Владиславовна. Большой фразеологический словарь: для детей: [для
среднего школьного возраста: 6+] / Розе, Татьяна Владимировна. – Москва: ОЛМА:
Просвещение-Союз, 2022. – 215 с.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.