«Развитие творческих способностей дошкольников средствами
театрализованного искусства»
«Мы понимаем, что главное в детстве - игра,
Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,
В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –
Учим идти их по жизни дорогой добра…»
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно
может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в
самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь
детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность
может быть органично включена в работу различных кружков; продукты
театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты)
могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Разнообразие театрализованных игр представлено в
программе «Детство» в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир,
общается» и «Чтение художественной литературы», где указано, в какие игры
должны играть дети соответственно возрасту (режиссерские, игры-драматизации).
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
Театрализованная игра на занятиях: во
время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму
обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те
или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует
раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это
совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые
ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной
литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение
дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности
детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты,
взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза,
создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты,
игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых,
в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной
театрализованной игры детей.
Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что
она всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного сюжета.
В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста, зрителя,
декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое отношение к
передаваемому образу, свои чувства. Недаром К.С.Станиславский советовал
актерам учиться у детей способности перевоплощаться, по его словам, их игру
отличает «вера» и «правда».
С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги дошкольных образовательных организаций используют разные методы и формы работы с воспитанниками.
Основная цель данной работы – развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.
Определены следующие задачи:
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.
Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Основные требования к организации театрализованных игр:
· мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;
· доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
· использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала;
· создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с возрастом воспитанников;
· обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся
настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный
театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или
взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль
игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него,
изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он
действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики.
В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения, сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительности старшим дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация», «премьера», «кулисы», «грим».
Театрализованные игры тесно
связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки
сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и
сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины
в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру:
творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и
организованные действия и отношения, правила. Различие между
сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой
игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по
заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки,
стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В
сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в
театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль,
инсценировка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Пусть
с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои
сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И
он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и
мудростью, и добротой,
И с чувством
сказочным пойдет он
жизненной тропой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.