Статья "Решение задач реального мира и инновации"

  • Документация
  • docx
  • 30.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья рассматривает проектную деятельность на занятиях. Имеет аннотацию на английском языке
Иконка файла материала КОФ-749 Векшина, статья.docx

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РЕАЛЬНОГО МИРА И ИННОВАЦИИ

 

Векшина Галина Васильевна

методист

ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки»

 

Аннотация: Данная статья рассматривает проектную деятельность обучающихся с точки зрения решения конкретно существующих проблем и задач, что поможет педагогам переработать свои уроки и задания так, чтобы подготовить обучающихся к современным требованиям, предъявляемым на рынке труда. Рассматриваются такие вопросы, как: какую задачу можно назвать задачей «реального мира»? Что в учебном проекте определяет его ориентацию на инновации?

Ключевые слова: проект, решение задач, реальные проблемы, инновации, компетенции 21 века, задачи реального мира

 

REAL-WORLD PROBLEM SOLVING AND INNOVATION

 

Vekshina Galina Vasilyevna

 

Abstract: This article examines the project activity of students from the point of view of solving specific existing problems and tasks, which will help teachers to rework their lessons and assignments in such a way as to prepare students for modern requirements imposed on the labor market. Questions such as: what task can be called a "real world" task are considered? What determines the orientation of the educational project towards innovation?

Keywords: project, problem solving, real problems, innovations, 21st century competencies, real world tasks

Каждый день современный мир ставит перед нами новую задачу. Мы ищем лекарства от различных вирусов и рака, боремся с глобальным изменением климата — и просто стараемся обеспечить планету достаточным количеством воды, пищи и энергии. Решения этих комплексных проблем не найти в учебниках или тестах на проверку знаний. Обществу нужны люди с нестандартным, творческим мышлением, которые умеют находить ответы, работая в многопрофильной команде.

В 21 веке коренным образом изменился подход к труду. Глобальная экономика, основанная на знаниях, нуждается в компетентных работниках, способных создавать продукты и услуги для реальных потребителей и решать реальные задачи. Эта потребность — главная движущая сила экономического развития и эволюции рынка труда в 21 веке. Работодатели активно ищут людей, способных генерировать и проверять на практике творческие решения комплексных проблем. К важнейшим качествам новых сотрудников они относят умение работать в команде, решать практические задачи и мыслить новаторски.

Одна из ключевых ролей образования — подготовка к решению практических, реальных задач. Педагогам необходимо планировать учебные проекты, направленные на развитие у ребят навыков решения задач реального мира и разработки инноваций. Главная цель педагога — создать сценарий обучения на основе реально существующей задачи, который требует от обучающихся представить новаторские решения, проекты или идеи перед аудиторией за пределами образовательного учреждения. 

Например, студенты могут рассмотреть реальную проблему, существующую в их местности. В моем случае такая проблема появилась при изучении новой (и для меня в том числе) дисциплины «Родная литература». Проблема оказалась в том, что мы не можем посмотреть литературные памятники нашего города из-за его протяжённости (о проблеме сказали сами студенты). Опираясь на успешный опыт, я предложила студентам самим создать карту литературных памятников Новосибирска. Идея была воспринята с энтузиазмом. Они находили эти памятники, делали панорамные снимки с использованием своих смартфонов (да, пусть качество не всегда самое лучшее, но тем не менее). После чего искали материал по этим памятникам: как они появились, кому посвящены, кто их создавал. После чего данные снимки помещаются уже непосредственно на карту, добавляется их описание. Данный проект может обновляться ежегодно новыми студентами, использоваться на протяжении всего курса дисциплины и также может быть представлен широкой публике.

В этом сценарии перед обучающимися поставлена реальная, еще не решенная задача. Они видят конкретный контекст, и им нужно использовать фактические данные. В поисках решения обучающиеся генерируют, адаптируют, оценивают и применяют идеи. Но важнее всего то, что они работают для конкретной существующей аудитории.

Так они учатся нести настоящую ответственность за свои действия — как в реальном мире, так и за пределами техникума. Результатом учебного проекта может быть бизнес-план, набор проектных требований, презентация для городских властей, короткометражный фильм — в любом случае его будут оценивать заинтересованные лица вне учебного контекста.  

Наконец, дети получили возможность разработать инновации. В этом контексте инновации означают практическое применение идей или решений обучающихся в реальном мире или обращение к кому-то, кто может реализовать эти идеи за пределами образовательного учреждения.

Решение задач предполагает чёткую постановку проблемы перед обучающимся, которая имеет свои признаки:

v     Обучающиеся находят решение новой для себя задачи

v     Выполняют задание без инструкции

v     Создают комплексный продукт, соответствующий ряду требований.

В учебном заведении, развивающем навыки решения задач, педагог не представляет всю информацию для поиска ответа и не предписывает процедуру работы.

 В процессе работы обучающиеся частично или полностью выполняют:

v     Всесторонний анализ задачи и поиск подхода к её решению

v     Генерирование идей и вариантов решения

v     Создание собственной методики решения или сравнения нескольких вариантов возможных действий

v     Разработка целостного решения, проверка и корректировка решения в соответствии с требованиями.

Учебный проект должен быть сосредоточен именно на решении задачи. То есть обучающиеся должны посвятить этому основную часть времени и усилий, и именно решение задачи должен оценивать педагог. 

В рамках данного критерия имеет смысл анализировать только такой проект, основным требованием которого является решение задачи.

Задачи реального мира отражают жизненные ситуации и потребности, существующие за пределами учебного контекста.

Признаки задач реального мира.

·       В их решении нуждаются реальные люди.

Например, если обучающиеся должны проанализировать загрязнение воздуха в своём городе, они рассматривают ситуацию, которая влияет на живущих там людей.

·       Решения предназначены для конкретной существующей аудитории, а не только для оценивающего проект педагога.

Примером может быть проектирование небольшой игровой площадки для местных детей.

·       Они существуют в конкретном явном контексте.

Например, проектирование общественного огорода в городском парке происходит в конкретном контексте, а изучение районов произрастания той или иной сельскохозяйственной культуры не зависит от контекста.

·       Для решения задачи обучающиеся используют фактические данные.

Это могут быть сведения о землетрясениях, результаты собственных экспериментов, свидетельства очевидцев исторических событий — в противовес теоретическим данным, предлагаемым педагогом в учебном контексте.

Относятся ли к решению задач реального мира следующие работы?

v Переписывают пьесу с новой схемой рифмовки и адаптируют пьесу для подростков (да)

v Изучают карту города, чтобы предложить схему туристического маршрута (да)

v Изучают какие растения поглощают углекислый газ из воздуха (нет)

v Изучают как повысить качество воздуха в аудитории с помощью зелёных растений (да)

v Определяют ситуации для применения рассчитанных в Excel показателей (да).

В учебном проекте обучающиеся определяют, когда можно использовать показатели, рассчитанные в Excel. Т.е. проект подразумевает наличие проблемы, разработку путей её решения и, собственно, само решение.

Как же сделать так, чтобы проект стал ещё и инновационным?

Инновации означают практическое применение идей или решений обучающихся в реальном мире. Примером может быть проектирование и разбивка общественного огорода на территории учебного заведения. Если проект не предусматривает практических шагов по воплощению задуманного, мы НЕ можем говорить об инновациях.

Если обучающиеся не обладают полномочиями для воплощения своих идей в жизнь, проект будет считаться инновационным ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, если обучающиеся донесут своих идеи до других людей вне учебного контекста, обладающих такими полномочиями, — например, если проект общественного огорода будет представлен директору образовательного учреждения или местным органам власти. Проект НЕ может быть признан инновацией, если результаты работы обучающиеся представят только своим одногруппникам и преподавателям.

Инновационный проект должен быть направлен на улучшение жизни людей за пределами колледжа и группы и выходить за рамки стандартного учебного процесса. Например, пользу от реализации проекта могут получить люди, которые пользуются общественным огородом, или подростки, которым показывают адаптированную пьесу.

Примерами инновации также являются подготовка стенда для научной ярмарки или выступление на конкурсе юных поэтов с собственным сочинением. Важно учесть, что основной целевой аудиторией таких мероприятий являются не педагоги и администрация колледжа, а заинтересованные лица со стороны.

 

Список литературы

1.  Microsoft Learn: Развитие компетенций 21 века в учебных проектах