Работа над ошибками в 5 - 8 классах.
Главной
заботой учителей русского языка всегда была и остается забота о предупреждении
ошибок. Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый учитель – словесник
выработал свою систему работы над ошибками. Я решила прибегнуть к цифрам. В
учебнике «Русский язык» есть условные обозначения цифрами, и я их использую для
работы над ошибками.
Проверяя письменные работы учеников, исправляю ошибки, а на поля записываю
цифры, которые условно обозначают задания для самостоятельной работы над
ошибками.
Например, цифра 1 обозначает ошибку в слове, написание которого надо
запомнить (словарное слово). Ученик должен обратиться к словарю, выяснить
лексическое значение слова, а затем придумать и записать с ним предложение.
Порой дети не знают значение слов, а данная работа мотивирует их найти и
прочитать толкование данного слова.
Цифра 2 обозначает ошибку в слове, которую можно проверить подбором
однокоренных слов. Например: лесной - лес, развязать – развязка.
Цифра 3 обозначает, что допущена ошибка в окончании глагола. Например: не
мечтаешь – 2л. ед.ч.,1 спряжение.
Учащийся должен прописать морфологические признаки данной части речи.
Для выполнения такой работы над ошибками распечатываю табличку – помощницу,
которая имеется у каждого ученика.
Таблица – помощница для работы над ошибками.
1.Найди это слово в словаре, выясни его значение, составь и запиши с ним предложение. Если слово является исключением, то запиши все слова – исключения из этого правила.
2.Подбери проверочное однокоренное слово. Например:
лесной-лес.
3.Запиши неопределённую форму глагола, укажи спряжение, лицо, число. Например:
не приедешь - не приехать,1 спр.,2-е л., ед.ч.
4.Запиши слово или словосочетание, кратко объясни правописание, запиши ещё 5 слов на это правило. Например:
присесть на стул – неполное действие. Прикрыть дверь, привстать с места, присвистнуть от удивления и т.д.
5. Перепиши словосочетание или предложение, вставив в него для объяснения слово или вопрос. Например:
1.Шёл по дороге (какой?) большой.
2.Сестра звонко (что делает?) смеётся.
3. Я бежал по дороге (куда?) вдаль.
6. Укажи род, склонение, падеж, подбери слово с ударным окончанием в том же падеже. Например:
жила в городе - ж., р., 2-е скл., П. ,п, (в земле).
Пользуясь этой табличкой , учащиеся могут самостоятельно работать над ошибками как на уроке, так и дома.
Особенно этот способ работы полезен
над ошибками в изложениях и сочинениях, ведь в них допускаются разнообразные
ошибки. Если ученик не успел выполнить работу на уроке, то организуется работа
над «типичными» ошибками. Работа ученика над ошибками сливается с
индивидуальной работой по русскому языку со слабыми учениками.
Данная работа по предлагаемой системе состоит из трех этапов.
Первый этап – обучение учащихся работать со словом и его значением.
Второй этап – объяснение ошибок и закрепление правильного написания.
Третий этап – контроль за качеством работы над ошибками.
Работая над ошибками по данной системе, решаются две задачи – объяснение
правильного написания и развитие орфографических навыков.
Автор Свиридова Наталия Ивановна
учитель русского языка и литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.