Роль проектной деятельности в воспитательном процессе.
Ведущее место среди методов, способствующих формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции обучающихся, принадлежит сегодня методу проектов. Он позволяет развивать исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, способствует развитию познавательного интереса и реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью.
Развитие
творческого мышления одна из целей исследовательской работы. Обучение с
использованием проектной деятельности направлено на решение заранее
обозначенной проблемы или достижение заданного результата.
Проектная деятельность имеет свойство подстраиваться под организацию разнообразных
направлений деятельности в том числе и воспитательную. Внеурочная деятельность
имеет огромный плюс в применении проектной модели обучения – высокую мотивацию
и личную заинтересованность обучающихся в результате. Внешний результат любого
проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Главная специфика проектной деятельности состоит в том, что должна иметь место
интересная автору проблематика, которая будет мотивировать его к созданию
проекта. Перед ним ставится достижимая цель (решение исходной задачи),
воплощаемая в конкретном созданном проектном продукте.
Главное назначение проекта в воспитательном процессе состоит в том, чтобы
научить самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать
познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до
его применения в жизни). Такой результат достигается благодаря трем главным
функциям, которые выполняет проект: развивающей – ученики отрабатывают навыки
выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а затем в
краткосрочном и долгосрочном периоде оценивают эффективность принятого решения;
образовательной – состоит в знакомстве с новыми знаниями, терминами и умениями (причем
нужную информацию обучающийся ищет самостоятельно, а педагог только направляет
в правильное русло); воспитательной – развитие личных качеств, способствующих
их успеху в будущем (ответственность, деловая активность, предприимчивость,
разумный авантюризм). Сочетание этих трех функций учит рассматривать свою
жизнь в качестве глобального макропроекта, благодаря чему они сразу расставляют
приоритеты, грамотно и методично решают поставленные задачи и добиваются успеха
на деловом поприще. Этапы работы
Специфика проектной деятельности состоит в том, что получаемые в ходе работы
знания и умения должны быть новыми для обучающихся, но в то же время им
необходим хотя бы базовый опыт и минимальный уровень готовности. В противном
случае задача окажется непосильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней
интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам работы
над проектом: Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна
побуждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей.
Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы
детей, формирование идеи ожидаемого результата. Планирование – разбивка всего
хода решения задачи на последовательные шаги. Такая детализация работы помогает
правильно распределить ресурсы (время, сырье, усилия участников) и способы
создания проектного продукта, составить график выполнения работ. Выполнение
составленного плана. На этом этапе часто происходит изменение намеченных шагов,
а иногда и представления об ожидаемых конечных продуктах. Самооценка +
рефлексия – сравнение полученных результатов с плановыми. На этом этапе анализируются
допущенные ошибки, оцениваются достижения, прогнозируются перспективы
разработанного проекта. Каждый из этапов может разбиваться на более мелкие
шаги, зависящие от параметров проекта (предметной области, сложности,
количества участников и др.).
Главным элементом в организации проектной деятельность является ее
информационная основа – это знания о средствах и условиях достижения
результата. Для педагога дополнительного образования основу его деятельности
будут составлять знания о педагогических возможностях реализации проектной
деятельности. Для обучающихся информационную основу их проектной деятельности
будет создавать педагог.
В системе дополнительного образования педагогические возможности складываются из двух элементов
− набора особенностей проектной деятельности, служащих для реализации педагогических целей в результаты;
− набора условий, которые необходимы для реализации педагогических возможностей.
Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.