Статья "Системно-деятельностный подход при обучении математике"
Оценка 4.9

Статья "Системно-деятельностный подход при обучении математике"

Оценка 4.9
docx
математика
19.02.2020
Статья "Системно-деятельностный подход при обучении математике"
Системно - деятельностный подход при обучении математике.docx

                                                                             Снегирева Ольга Николаевна,         учитель математики МКОУ «СОШ №1»  г. Щучье

 

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

В настоящее время в нашей стране активно обсуждаются изменения, которые коснулись системы образования. Модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта  – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направ­ленной на «открытие нового знания».

Чтобы научить обучающихся самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет обучающимся используемая на уроке преподавателем совместная деятельность.

При всем этом каждый ученик должен ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность преподавателя на уроке предполагает организацию совместного действия обучающихся как внутри одной группы, так и между группами: преподаватель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

         Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.).

Новые стандарты включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования.

На уроке ребенок изучает прошлый опыт человечества, а ФГОС требуют от учителя научить его технологиям будущего: проектным, проблемным, исследовательским, ИКТ и др. В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Учителю же необходимо акцентировать свое внимание на структуре  плана своего урока, где планируется деятельность и учителя, и учеников, а также прослеживается степень реализации всех заявленных универсальных учебных действий.

Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики призван решать следующие  задачи:

ü создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;

ü сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

ü обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

ü сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

ü сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости  для общественного прогресса.

В данных условиях  учитель должен использовать активные методы обучения: например, в начале урока можно использовать активный метод «Шаг навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи. Главное «захватить» внимание учащихся.

 На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов». Обучающиеся в двух цветах (желтый и красный) должны оценить урок: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

         В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такой метод, как  «Инфо–угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Лист ватмана разделен на сектора, в которые в течение урока вписываются наиболее существенные моменты каждого раздела. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Эти и другие активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Таким образом, основные цели изучения математики будут достигнуты. А именно:

ü математическое развитие школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности,

ü пространственное воображение, математическая речь; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.

ü понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

ü воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

          Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом.

          Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. 

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

           Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего  - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

 

 

Литература:

1.     Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт.

3.     Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.

 

 


 

Снегирева Ольга Николаевна , учитель математики

Снегирева Ольга Николаевна , учитель математики

Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа

Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа

На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов»

На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов»

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020