Статья "Сказка на песке"
Оценка 5

Статья "Сказка на песке"

Оценка 5
doc
30.06.2024
Статья "Сказка на песке"
Наймушина И.А. СТАТЬЯ _«Сказка на песке» doc.doc

Наймушина Ирина Александровна

Педагог – психолог,

Государственное казенное образовательное учреждение  Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат «Эверест»,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

 

«Сказка на песке».

Занятие для педагогов школы – интерната.

Вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время уделяется большое внимание.

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры образовательной политики государства.

       В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

       Реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Ключевым исполнителем реализации государственной политики в данной сфере являются педагоги образовательных учреждений осуществляющих обучение детей с ОВЗ.

      Таким образом, государство и родитель (как заказчик образовательных услуг) предъявляет немало требований к личностным и профессиональным качествам современного педагога. Среди них одно из самых важных – высокий уровень его профессионального здоровья, как основа профессиональной компетентности.

Социальной реабилитацией детей инвалидов занимаются специалисты различных профессий и специальностей, эффективное взаимодействие которых возможно только на междисциплинарной основе. Личность педагога в учебно- воспитательном процессе важна так, как и личность учащегося. Проблема сохранности эмоционально личностной сферы педагога в коррекционном образовательном учреждении крайне важна для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Культура, психологическое здоровье, духовная организация педагога во многом определяют психосоматическое состояние воспитанника с отклонениями в развитии. Педагогу самому нужно постоянно развиваться, изменяться в реалиях современного общества, чтобы помогать развитию ребёнка. Этому процессу подчас серьёзно мешает негативное психологическое явление в виде эмоционального выгорания педагога.

Эмоциональное выгорание исследователи рассматривают, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. Оно позволяет педагогу дозировать свои эмоции, экономить энергетические запасы. При этом обязательно формируется профессиональная деформация личности.

      «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. И при этом педагог становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Что негативно влияет на реализацию обучения детей с ОВЗ. Поскольку данный процесс не возможен без инноваций и личностно – ориентированного подхода к обучающимся с ОВЗ.

Среди основных причин этого феномена называют личностные особенности педагога[10]. Традиционно феномен «выгорания» и его причины исследователи рассматривают на физиологическом и поведенческом уровнях. На физиологическом уровне педагог коррекционного образовательного учреждения может иметь темперамент, как врождённую особенность нервной системы, не приспособляемым к профессиональным требованиям коррекционного учреждения. Кроме этого, возрастные изменения, профессиональная усталость, профессиональные заболевания и кризисы, эмоциональная лабильность педагога, завышенные требования к нему со стороны администрации учреждения приводят к психофизиологической неспособности педагога работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечает А.В.Лобанова, при рассмотрении процесса профессиональной деформации педагогов, необходимо учитывать, что это двусторонний процесс с очевидными маркерами взаимовлияния профессии и личности. Преподавательская деятельность относится к социономическим профессиям.

Таким образом, проблема сохранения психического здоровья педагогов является  особенно актуальной в условиях образования лиц с ОВЗ.  Полагаю, что психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе педагога - психолога с учителями, работающими в условиях образования лиц с ОВЗ. 

Возникает вопрос – как помочь педагогу, его нелегкой педагогической деятельности? Существует много различных методов  и приемов, но я остановилась на сказкотерапии с точки зрения практического применения Ирины Стишенок,  и песочной терапии в направлении песочного рисования Sand Art, разработчиками этого метода являются М. В. Соснина и   О. Н. Никитина (СПб)

Сказки любят дети и взрослые. Они привлекают нас приключениями главных героев, разнообразием сюжетов и заложенной в себе мудростью. В сказках отражены эле­менты повседневного бытия человека, его внутреннего мира, представлена общечеловеческая основа жизни.

Самовыражение через сказку способствует укрепле­нию психологического здоровья человека, поэтому можно сказать, что сказка является и значимым психопрофилак­тическим фактором.

Рисование песком - это погружение в сказку, мир фан­тазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, взрослые и дети чувствуют его тепло, его текучесть, его движе­ние. Создание картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают волшебство. Рисо­вание песком - способ расслабиться. Погружение в прият­ное текучее состояние спокойного творчества, соприкосно­вение с природной материей снимает стресс, любое напря­жение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно оши­биться. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: растения и животных, жителей моря и насекомых, портреты и пейзажи и т.д. Главное дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Рекомендуемый возраст:  взрослый – наполняемость группы 7 человек (по количеству световых столов)

Цель: выработка эффективной жизненной философии, способствующей личностному развитию и переходу на но­вый уровень взаимоотношений с другими.

Основные задачи:

-                     осмысление собственной модели поведения в кри­зисной ситуации;

-                     отреагирование негативных эмоций;

-                     выработка «нового взгляда» на события собствен­ной жизни;

-                     повышение уверенности в себе;

-                     развитие конструктивных форм сотрудничества с другими.

Необходимые материалы: Световые столы, медиативная музыка, ткань или легкое покрывало.

Сюжетная канва «Рожденный ползать — летать не может» — известная фраза, знакомая с детства. Сказка «Гусеница» спорит с этим мнением и доказывает обратное.

Эта сказка о взаимодействии человека с другими людьми и с миром, о проживании им жизненных кризисов и об этапах развития души.

Приветствие участников группы, принятие общих правил работы.

Разминка. Упражнение «Знакомство» (если участники группы не знакомы, если знакомы тогда этот этап можно изменить)  Ведущий предлагает участникам группы лучше позна­комиться друг с другом, продолжив следующие предло­жения: «Меня зовут... Мое хобби, увлечение... Я ценю в людях...»

Введение в сказку

Ясным летним днем родилась Зеленая Гусеница.

              Как прекрасен этот мир, — сказала она, увидев во­круг себя красивые цветы, и сделала первые шажки.

Ласковое солнышко согрело ее, ветерок заботливо уку­тал, и Гусеница уснула.

Проснувшись, она посмотрела по сторонам и поняла, что рядом нет мамы.

              Меня бросили, — впервые загрустила гусеница и пе­чально поползла к яркому цветку.

На нем сидела Синяя Гусеница.

             Привет, — сказала она Зеленой, — давай дружить.

              Давай, — обрадовалась та, и они вместе стали любо­ваться окружающими цветами.

«Как прекрасен мир», — снова подумала Зеленая Гусеница.

Но через некоторое время Синяя сказала ей:

              Знаешь, я хочу отправиться вон к тому Колокольчику. Пока!

И она с восторгом поползла к чудесному голубому цветку.

              Ну и ползи себе, — недовольно сказала Зеленая и отвернулась.

Через несколько дней она встретила другую гусеницу — Желтую и подружилась с ней. И что замечательно —

Желтой Гусенице тоже было интересно с Зеленой. И так у них все хорошо получалось, пока однажды Желтая Гусеница не встретила Оранжевую. И уже через несколько минут они мило беседовали друг с другом.

Как это гадко — предавать мои чувства! — возмути­лась Зеленая Гусеница и уползла от Желтой.

Упражнение «Зеркало чувств» - На световом столе участники изображают символами, чувства гусеницы.

Продолжение сказки

Гусеница долго страдала и решила больше ни с кем не дружить и никого не любить.

               Чем ближе ты становишься к кому-то, тем быстрее тебя предают, — думала она и грустила.

Но однажды к ней подошел Жук.

    Привет, Зеленая, — сказал он, — давай дружить. Жук выглядел очень сильным и самостоятельным, и Гу­сеница, подумав, согласилась.

Жук был очень серьезный, всегда ходил на лапках, а не ползал на животе, как ее прежние друзья. А еще он знал от­веты на все вопросы.

Но через некоторое время Гусеница почувствовала себя рядом с ним как-то неуютно.

     Почему ты такая медлительная? — спрашивал ее Жук. — Еле ползаешь.

Он злился и летел вперед на своих сильных крыльях.

   Что у тебя за лапки, все из них падает? — в другой раз возмущался он.

     Ах, какая-то я неуклюжая, не такая, как нужно, — расстраивалась Зеленая Гусеница и ползла еще медленнее.

Упражнение «Образ агрессии» - На световом столе участники изображают символами «Гусеница защищается»,  «Гусеница нападает»

Продолжение сказки Ведущий:

Однажды Зеленая Гусеница снова почувствовала себя очень одиноко. Она посмотрела по сторонам и увидела мно­жество поникших цветов, так радовавших ее когда-то. Над головой нависло серое небо, и мелкие капли дождя бисером покрыли ее нежное тельце.

    Как зябко и неуютно, как грустно и печально, — по­думала Гусеница и поползла куда глаза глядят.

Она нашла высокую травинку, соорудила под ней для себя домик и закрылась в нем от всего мира.

— Наверное, я умираю, — подумала она и закрыла гла­за. — Прощай, жестокий мир! Я больше не увижу тебя!.....

Нарисуйте ваше предположение, что стало с гусеницей….(на этом этапе кто – то из участников может нарисовать бабочку, а кто – то кокон, не нужно акцентировать на этом моменте)

Упражнение «Кокон» - (для этого задания необходимо покрывал в зависимости от количества участников, я проводила работу по парам в группе) Участник оборачивается в покрывало, второй участник покрывало придерживает,  затем участник выбирается из кокона. (Акцентируется внимание на том, что хотелось освободить в первую очередь)

Окончание сказки

Но прошло еще немного времени, и она почувствовала необыкновенную легкость во всем теле. Незнакомая вну­тренняя сила заставила ее открыть глаза. Гусеница пошеве­лилась, и ее надежный домик рассыпался. Она снова оказа­лась на зеленой траве.

Гусеница кружилась над яркими цветами, зеленой тра­вой, серебристой рекой и наслаждалась полетом. Новое, не­знакомое чувство любви ко всему живому переполнило ее.

               Какая красивая бабочка, — вдруг услышала Гусени­ца. — Разрешите узнать, как вас зовут?

                 Она обернулась и увидела рядом с собой незнакомое красивое существо с большими яркими крыльями

Визуализация – деролинг. Закройте глаза и Представьте, что вы находитесь на поляне, где растет много красивых цветов. Густая трава поднима­ется до колен, лепестки цветов касаются ваших ног, вы чув­ствуете приятное прикосновение теплого ветерка. Солнечные лучи создают на траве причудливые мозаики. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечи­ков. Вам приятен аромат трав и цветов. Где-то над вамиплывут легкие облака, предвещая отличную погоду. Как пре­красно должно  быть там — в вышине. Вам хотелось бы взлететь в эти бескрайние просторы... и вы можете это сделать, потому что вы... умеете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко видна порхающая бабочка... мгновение — и вы сами становитесь ею.

Расправив свои крылья, вы легко и свободно летите. Вни­зу под вами видна вся поляна: яркие цветы, зеленые травы, серебристая река. Вы чувствуете нежную упругость возду­ха, который держит вас... какое чудесное ощущение полета и любви ко всему живому...

Солнце согревает вас и наполняет светом. Любовь, пере­полняя вас, распространяется на все окружающее простран­ство: поляну, лес, город, на всю землю... Вы можете напра­вить свет любви в любое место.

(Пауза.) Рисунок бабочки на песке.

А теперь вы снова переноситесь в себя, стоящего на по­ляне. Помашите рукой порхающей в небе бабочке, которая сделала доступной для вас новое восприятие мира... Побла­годарите ее... и вернитесь в эту комнату... Вы снова здесь.

Рефлексия занятия.

1.     Понравилось ли занятие?

2.     Как вы себя сейчас чувствуете?

3.  Почему однажды Гусеница почувствовала себя одиноко?

4.  На что она каждый раз надеялась, знакомясь с новыми подругами?

5.  Почему Зеленая Гусеница считала, что подруги придают ее чувства? Было ли так на самом деле?

6.   Чем привлек Гусеницу Жук?

7.    Почему у них также не сложились взаимоотношения?

8.   Что чувствовала Зеленая Гусеница, выслушивая за­мечания Жука?

9.   Что чувствуете вы, когда слышите замечания в свой адрес? Как вы поступаете в таких ситуациях?

10. А что вы чувствуете, когда высказываете замечания другим людям? Вспоминаете ли в это время об их чувствах?

11. Почему однажды Гусеница решила скрыться от всего мира?

 

Литература:

 

1.     Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб.: Питер, 2005.

2.     Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2004.

3.     Иванова Г.В. Игротерапия для взрослых // Психология зрелости и старения.-1999,-Весна.

4.     Кандыбович Л.В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодык педагогов // Мир психологии. - 1999. - №2.

5.     Макарова Евгения Александровна - педагог-психолог первой квалификационной категории МБДОУ д/с компенси­рующего вида №32 «Сказка»,  Балаева Наталья Александровна - руководитель твор­ческой студии «IQ Design», к.п.н., педагог-психолог, художник, город-курорт Геленджик Краснодарского края, Программа «Путешествие по Песочной стране» (по развитию творческого мышления посредством использо­вания метода «Sand Art» с детьми старшего дошкольно­го возраста).

6.     Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания //Школьный психолог, 2006, №16.

7.     Редина Т. В. Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений. Научный потенциал: работы молодых ученых. Ж. «Знание, понимание, умение». №1. 2010 год. Стр.1 - 6

8.     Самоукина Н.В. Игры в которые играют... Психологический практикум- г.Дубна, Издательский центр «Феникс», 1996.

9.     Самоукина Н.В. Карьера без стресса.- СПб.: Питер, 2003.

10. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Бронников, Т. В. Зозуля, Ю. И. Кравцов, М. С. Надымова; под науч. ред. В.А. Бронникова; Перм. гос. унт. – Пермь, 2010. –530 с.

11. Стищенок Ирина Владимировна «Из гусеницы в бабочку» Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе.    2-е изд. М.: Генезис, 2013. — 368 с. — (Сказкотерапия: теория и практика).

12. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности //Школьный психолог, 2003, №7.

13. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. -1994.- №6.


14. Скачано с www.znanio.ru

Наймушина Ирина Александровна

Наймушина Ирина Александровна

Эмоциональное выгорание исследователи рассматривают, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия

Эмоциональное выгорание исследователи рассматривают, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия

Sand Art , разработчиками этого метода являются

Sand Art , разработчиками этого метода являются

Меня зовут... Мое хобби, увлечение

Меня зовут... Мое хобби, увлечение

Что у тебя за лапки, все из них падает? — в другой раз возмущался он

Что у тебя за лапки, все из них падает? — в другой раз возмущался он

Вам хотелось бы взлететь в эти бескрайние просторы

Вам хотелось бы взлететь в эти бескрайние просторы

Макарова Евгения Александровна - педагог-психолог первой квалификационной категории

Макарова Евгения Александровна - педагог-психолог первой квалификационной категории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2024