Тема урока: «Функции русского языка в современном мире», 8 класс
Цель урока: знакомство учащихся с функциями русского языка в современном мире.
Задачи урока:
1. Познавательная – дать понятие об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.
2. Развивающая – развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
3. Воспитательная – воспитывать чувство гордости за свой язык, за свою Родину.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование урока: доска с записью темы и эпиграфа урока, компьютер, проектор, интерактивная доска для просмотра презентации.
Эпиграф урока:
Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку.
(К.Паустовский).
Ход урока
I. Организационный момент. Запись в тетрадях числа и темы урока.
II. Знакомство с учебником.
1. Слово учителя.
Для уроков нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, условные обозначения (с.2), оглавление, определим, что предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора (с. 227-230), как правильно произносить и писать слова (с. 231-234).
2. Вопросы и задания.
- Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, а какие встретились впервые?
III. Лекция о функциях русского языка в современном мире с использованием презентации. Учащиеся в тетрадях составляют план лекции.
- I. Вступительная лекция учителя.
Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», - писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом - носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка.
У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы).
II. Работа с учебником.
Учащиеся читают § 1. Отвечают на вопросы:
1) Чем вы можете объяснить большое распространение русского языка в мире?
2) В какую группу языков входит русский язык?
3) Какие ещё языки, кроме русского, входят в группу восточнославянских языков?
4)Чем обусловлена близость словарного состава этих языков?
5)Почему некоторые русские слова звучат в других странах без перевода? Приведите примеры таких слов.
Задумывались ли вы, ребята, над вопросом, сколько на свете языков? Учёные считают, что сегодня в мире более 5 тысяч языков и диалектов. Причём, хорошо изучены только около 500. Язык – живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. На сегодняшний день 140 языков считаются «умирающими», потому что на них с каждым годом говорит всё меньше людей. А такие языки, как древнегреческий и латинский, и вовсе считаются мёртвыми, поскольку на них никто не говорит. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки.
. В настоящее время русский язык является родным почти для 164 миллионов человек. Свыше 114 миллионов владеют русским как вторым языком (преимущественно в государствах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).
История происхождения русского языка уходит в глубокую древность. Примерно во II – I тыс. до н. э. из группы индоевропейских языков выделился праславянский язык, просуществовавший до 6 века. Затем он распался на три ветви: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский языки), южнославянскую (болгарский, македонский, сербо-хорватский, словенский языки) и западнославянскую (чешский, словацкий, польский, верхне- и нижнелужицкий языки).
Функции
Как и у любого другого языка, у русского два назначения – служить общению людей и быть средством выражения мысли. Язык как средство общения – это мышление для всех, мысли вслух. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог. Эти две функции языка неразрывно связаны между собой.
Есть у языка и другие функции. Говорящий, как правило, не просто что-то сообщает, но и выражает своё отношение к тому, что говорит: радость, удивление, недоброжелательность, страх. Для этого в языке есть особые средства. Эта функция языка называется экспрессивной.
Ещё одна функция – поэтическая: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью, с помощью языка создаётся прекрасное.
Русский язык – родной язык русского народа. Он является государственным языком на территории Российской Федерации, то есть обслуживает потребности людей и в быту, и на работе, а также является официальным языком государства, науки, культуры.
В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков.. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в Организации Объединённых Наций, где русский, наряду с английским, арабским, испанским, французским и китайским языками является одним из рабочих языков. На нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.
III. Диктант с последующим орфографическим заданием.
Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа.
1. Объяснить знаки препинания
2. Подчеркнуть члены предложения
3. Морфемный разбор
IV. Закрепление изученного.
- Какое место занимает русский язык в системе языков?
- Каковы основные функции любого языка? Какая из этих функций, по вашему мнению, главная, какая возникла раньше другой? Аргументируйте свою версию.
- Назовите другие функции русского языка.
- Как вы понимаете «государственный язык»? Запишите определение в тетради.
- В каких случаях проявляется функция межнационального общения?
- Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
VI. Задание на дом.
1. Подготовить пересказ статьи учебника, упр.1-2 (с.4-5).
2. Знать конспект.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.