Открытое занятие "Птицы - наши друзья"
Оценка 4.9

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
окружающий мир +1
Взрослым
16.05.2018
Открытое занятие "Птицы - наши друзья"
Тема занятия: «Птицы - наши друзья Цель: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе. Задачи: •расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах; •дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некото-рых птиц; •прививать любовь и бережное отношение к родной природе; •расширять кругозор учащихся; •развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, сме-лость; •воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.Открытое занятие "Птицы - наши друзья"
Птицы - наши друзья.doc
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Открытое занятие « Птицы – наши друзья!»                                                                                                                                                             Разработала и провела:                                                                                      педагог дополнительного                                                                                           образования Плигина Н.В. МР Рузаевка 2017г. Тема занятия: «Птицы ­ наши друзья Цель: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять  признаки сходства и различия у птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе. Задачи:  •расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;  •дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий  некоторых птиц;  •прививать любовь и бережное отношение к родной природе;  •расширять кругозор учащихся;  •развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;  •воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.  Форма занятия: традиционная.                                                                                    Методы: объяснительно­иллюстрированный, репродуктивный.                               Для учителя:  ноутбук, правила техники безопасности, карточки с  изображением птиц, образец готовой игрушки, раздаточный материал.                   Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей,  шаблоны, маркер.  Ход занятия: 1. Вводная часть. 1.1 Организационный момент.                                                                              Проверьте все ли готово к проведению занятия Прозвенел звонок и смолк,  Это начался урок! Здравствуйте! Спины, плечи распрямили? Правильно за парты сели На меня все посмотрели, Все работать захотели? 2. Теоретическая часть. ­ Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с вами. Посмотрите друг на  друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее  настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас  ожидает много разных заданий, а помощниками вам будут: внимание,  находчивость, смекалка. А теперь начнём наше занятие. Тема нашего занятия спрятана в загадке:  Снится ночью пауку  Чудо ­ юдо на суку:  Длинный клюв и два крыла,  Прилетит ­ плохи дела.  А кого паук боится  Угадали ­ Это… (птица).  ­  Да, сегодня у нас речь пойдет о птицах. Тема нашего занятия ­ «Птицы – наши  друзья».  Оно посвящено Международному дню птиц, который традиционно во  всём мире отмечают 1 апреля. Именно в это время прилетают первые птицы с  зимовок, что в свою очередь означает пробуждение природы от зимнего сна и  приход весны.  Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана  Международная конвенция об охране птиц, конвенция – это договор,  соглашение между государствами, чтобы сообща бороться за охрану  исчезающих видов птиц.  В России День птиц появился в 1926 году. Чтобы  узнать больше о птицах, я предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие  орнитологи? «Орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.  Орнитология ­ это наука, которая изучает птиц. Ежегодно, начиная с 1996 года, Союз охраны птиц России выбирают птицу года и он объявил, что титул птицы года в 2017 году будет носить буроголовая  гаичка, или пухляк.  Птица года       Коростель ­ птица 1996 года   Полевой жаворонок ­ птица 1997    Серый журавль ­ птица 1998 года   Деревенская ласточка ­ птица 1999   Большая синица ­ птица 2000  Скворец ­ птица 2001   Обыкновенная пустельга ­ птица 2002   Кроншнеп ­ птица 2003   Аист ­ птица 2004   Сова ­ птица 2005   Чайка ­ птица 2006   Зимородок ­ птица 2007 года    Снегирь ­ птица 2008   Лебедь ­ птица 2009   Чибис ­ птица 2010 года   Белая трясогузка ­ птица 2011 года   Варакушка ­ птица 2012 года   Орлан­белохвост ­ птица 2013 года   Чёрный стриж ­ птица 2014 года   Горихвостка ­ птица 2015 года   Удод ­ птица 2016 года   Буроголовая гаичка – птица 2017 года  Сегодня мы выясним, что вы знаете о наших пернатых друзьях, выявим  знатоков птичьего мира Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением,   разнообразной   окраской   оперения.   Мы   привыкли   к   соседству   птиц, привыкли видеть и слышать их.  ­ А сейчас мы проверим ваши знания о птицах  Отгадайте, о какой птице идёт речь?  1.Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю,  Под карнизом обитаю.  Прыг­скок! Не робей! Я бывалый …. (воробей) 2.По дереву стучу, Что­то я достать хочу. Хоть и скрылся под корой ­ Червячок­то будет мой! (Дятел)  3.Окраска ­ сероватая, Повадка вороватая. Крикунья хрипловатая­ Известная персона. Это... ( Ворона.)  4.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока) 5. Эта птица ­ символ мира, Чердаки её квартира, Там, где площади, фонтаны, Ищет крошки постоянно! (Голубь) 6. У меня глаза большие, И круги ещё вокруг, Ты не верь, что я не вижу Утром, днём, мой милый друг. От меня хотят все скрыться: В травке, в норке под сосной, Но забыли, что я птица ­ Вижу всё в глуши лесной. (Сова)    Ребята, мы сейчас назвали птиц. Что общего между ними, когда мы встречаем  этих птиц? Давайте назовём этих птиц, одним словом. Какие это птицы?               ­ зимующие.  ­ Воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают.  Круглый год живут они у нас. Эти птицы не боятся морозов. Очень   тяжело   выжить   птицам   в   это   трудное   время   года.   Особенно   трудно находить   корм   во   время   снегопадов,   метелей,  в   сильные   морозы.  Тогда   для наших пернатых друзей наступают голодные дни. ­ Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?  ­   птицам   на   помощь   должны   прийти   люди. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы   помочь   птицам   не   погибнуть   от   голода   и   холода?   (изготовление кормушек).   ­ А чем кормить птиц зимой?                                                                                         «Корм для птиц».  ­ Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А  чем вы их кормите?    Правильно, •Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника,  дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля,  крапивы, лебеды. •Семена подсолнечника ­ лучший корм для снегирей, синиц, поползней,  воробьев. •Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки. •Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. •Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или  подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы,  синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы. •Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели. •Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные  грибы (особенно червивые). •А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей.  А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу  у птицы, что может привести к ее гибели. •Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала. Помните! Для птиц соль ­ яд!   Правила подкормки птиц   ­   Ребята,   какие   правила   надо   соблюдать,   чтобы   кормить   птиц   зимой?   Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и   тоже   время.   Птицы   будут   сами   прилетать   к   этому   времени.   Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.  Давайте послушаем стихи "Как птице перезимовать?"  Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, теплый юг. Другие ­ те народ иной: В мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! ­ А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово  – что солнышко.  Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно­ласкательными  суффиксами:  птица – птичка, пичужка      синица – синичка воробей – воробышек – воробьишко снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек голубь – голубка, голубок галка – галочка ­ Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.          ­ Наши птицы пережили зиму и благодарны своим друзьям детям за заботу. А  теперь настала весенняя пора, когда после долгой зимы летят к себе на родину  наши пернатые друзья.  ­Какие птицы прилетают к нам весной из тёплых стран?  1.Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) 2.Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей). 3.Кто в лесу у нас гадает, Про судьбу и жизнь все знает? Прокукует ­ подсчитаешь ­ Сколько жить тебе, узнаешь! ­ Птичка, серая подружка, А зовут ее... (Кукушка) 4.Вот так птица ­ какова! И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! (Лебедь) 5.Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) 6.Он прилетает каждый год. Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец) 7.Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) ­Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. Как называются эти птицы?  Ответы детей: они называются перелётными.  Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением  холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. ­А мы продолжаем весёлое путешествие по птичьему царству. ­Люди долго наблюдали за птицами, и на основе этих наблюдений появились  приметы. Например, когда весной прилетали птицы, смотрели, с какой стороны  птица гнездо завивает. Давайте узнаем, что это означает.   Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева ­ лето будет  холодным.   Соловьи поют всю ночь ­ к сухой погоде.   Воробьи купаются в пыли – к дождю.  Жаворонок является первым – к теплу, зяблик ­ к стуже.  Увидел скворца – знай, весна у крыльца. ­Теперь, ребята, вы сможете по некоторым приметам узнать, какая будет  погода или предстоящее лето. 5. Физкультминутка. − Вы хотите  поиграть в птичек? Сегодня мы побудем с вами птичками. Давайте поиграем. − Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, синичка; как они полетели все вместе. Птички в гнездышке сидят              (поворот туловища) И на улицу глядят                              (вправо и влево) Погулять они хотят                           (дети машут руками), И тихонько все летят                         (как крыльями) Сейчас весна. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая  все препятствия, возвращаются к родным гнездам.  Пора готовить птичьи  домики ­ скворечники. Проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у  домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело.  ­ Отдохнув после долгого перелета, птицы приступают к самому важному  периоду жизни ­ начинают строить гнезда и выводить птенцов. ­ Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.  ­ У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим  пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно  ответить на вопросы, назвать  книги, о которой идёт речь.  Кто снёс яичко не простое, а золотое?  (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).  С какими птицами летала лягушка­путешественница? (С дикими утками; Всеволод Гаршин «Лягушка­путешественница»).  Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).  В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев­принцев в  сказке Г. Х. Андерсена? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).  (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).  Какую птицу спасла Дюймовочка?   У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).  Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?».  (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). ­ Ребята, почему люди так заботятся о птицах? (приносят человеку пользу). А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?  1. Птицы уничтожают насекомых­вредителей, губящих посевы, леса и сады. За лето  ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров и  тлей.  У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых­вредителей, она  расправляется с ними в течение нескольких дней. Синица за сутки съедает  столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. 2.Хищные птицы, такие как совы и филины, ястребы и соколы – поедают  грызунов, которые разносят различные болезни.  Например, сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год один килограмм зерна, то, значит, сова спасает в год тонну  хлеба. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. 3.Питаясь плодами растений, птицы способствуют их распространению в  новой местности.  ­Молодцы, ребята, вы правильно ответили. Что может сделать любой человек,  каждый из нас, чтобы помочь сохранить живущих рядом с нами птиц? В первую  очередь ­ не тревожить их и не вмешиваться без необходимости в их жизнь. Для  этого есть очень простые правила поведения в природе. Давайте прочитаем эти  правила: Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их.  По твоим следам их  могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не  прикасайся к нему, сразу же уходи. Нельзя трогать руками птичьи яйца в  гнездах – некоторые птицы­родители после этого могут их бросить. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и  беспомощных детенышей зверей.                                                                                                Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них  позаботятся взрослые животные. Особенно часто дети приносят домой или в  класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают  "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е.  птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые  учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как  правило, быстро погибают в неволе. Природа ­ это "дом" животных; находясь на природе, нужно всегда помнить об  этом и вести себя как воспитанные гости.  3. Практическая часть. А теперь мы перейдем к   практической работе по изготовлению  птицы из полосок бумаги. В честь международного дня изготовим маленькую птичку – невеличку, которая  будет служить символом и напоминанием о том, что 1 апреля не только день  смеха, но и день наших пернатых друзей, которых нужно любить, беречь и  заботиться о них. а) Анализ образца. ­ Из чего изготовлена птица? (из бумаги) ­ Какие материалы и инструменты необходимы для ее изготовления? (бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей) ­ Какой инструмент из перечисленных требует соблюдения ТБ? (ножницы) б) ТБ с ножницами. 1.     Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2.      Не   работайте   с   тупыми   ножницами   и   с   ослабленным   шарнирным креплением. 3.     Не держите ножницы лезвием вверх. 4.     Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 5.      Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. 6.      Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола. 7.     Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 8.     Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу во время работы. в) Последовательное изготовление изделия. Детям раздаются распечатанные шаблоны прямоугольников на офисной бумаге  разных цветов. Ширина прямоугольников 2см, длина 6см, 9см,11см. 1. Необходимо, аккуратно вырезать каждую деталь птицы. 2. Полученные детали разложить в следующем порядке.                                                                                   3. Соединить начало и конец каждой широкой полоски. 4. Как показано на фото, соедините "колеса" между собой капелькой клея. 5. Соедините основные детали: голову, туловище и хвост. 6. Приклейте дополнительные детали ­ клювик и крылья. 7. Нарисуйте глазки, можно добавить хохолок и… птичка­невеличка готова. г) просмотр готовых поделок,  давайте посадим их в наше гнездышко. д) уборка рабочего места ­ Ребята, посмотрите, какая красивая поделка получилась. Это благодаря  вашему кропотливому труду и старанию. Думаю, наш труд положительно оценят и взрослые. ­ Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили,  как нужно относиться к нашим пернатым друзьям, правила подкормки птиц и  поведения вблизи гнездовий. Узнали, что изучением птиц занимаются  орнитологи и сделали выводы, что птицам надо помогать и защищать их.   Спасибо всем большое за участие в занятии.

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018