Статья "Сольфеджио: некоторые аспекты дистанционного обучения" ение
Оценка 4.9

Статья "Сольфеджио: некоторые аспекты дистанционного обучения" ение

Оценка 4.9
docx
25.12.2022
Статья "Сольфеджио: некоторые аспекты дистанционного обучения"       ение
Статья Дистант.docx

Сольфеджио: некоторые аспекты дистанционного обучения учащихся 1-3 классов предпрофессиональной программы «Хоровое пение».

Дистанционный режим обучения больнее всего, нам мой взгляд, ударил именно по хоровикам – теперь не вместе, и не хором, а врозь и по одному. И поскольку проблема дистанционного обучения возникла впервые, мне, как и всем нам, пришлось искать свои варианты её решения, действовать по известному принципу Рузвельта: «делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть!»

На мой взгляд, применение для уроков сольфеджиоразличных конференц-платформ типа Zoom,при их неоспоримых достоинствах, крайне неудобен. Он более приемлем, если в группе2-3 ученика. Поэтому, Д/з я размещала на сайте школы и на страницах созданной хоровой группы Вконтакте. Свои работы ребята присылали в виде аудио, видео, текстовых и графических файлов. Для объективности картины велся электронный журнал.

Серьёзным испытанием и для меня и для ребят стало то, что работа теперь выполнялась не в классе, а дома.Ученики младших классов, которые ещё не приобрели достаточный опыт самостоятельной работы,оставшись один на один с заданиями без поддержки учителя, оказались в очень сложном положении. Один из озадачивших меня образцов был от первоклассников, у которых ещё не было дома инструмента, и, соответственно, не было возможности сличить своё пение с исполненным на фортепиано. С прозвучавшим вариантом я в своей практике столкнулась впервые:  ребёнок ясно и четко сольфеджировал номер из учебника на мотив совершенно другой песенки (ритм совпал)…

 Мы все знаем: чтобы правильно спеть мелодию с листа, требуются устойчивые аналитические навыки(определить тональность, с какой ступени начинается мелодия, выявить характерные мелодические обороты и ряд других моментов).  Здесь же у нас – малолетний ребёнок, который проучился чуть более полугода. Да и аналитическое мышление этому возрасту ещё не свойственно.И если в классе мы бы провели эту работу совместно, то в самостоятельном режиме она оказалось непосильной задачей. Такой вариант исполнения был несколько неохиданным, но он был закономерен. При этом  нельзя не признать, что с некоторыми моментами ребёнок справился отлично. А именно: ноты были прочитаны верно, ритм соблюден без ошибок. Да и интонационно ребенок крепко удерживался в ладу. Решением проблемы вкакой-то степени стало упрощение номеров для  самостоятельного разбора. Кому-то потребовалась индивидуальная корректировка вплоть до отдельных персональных домашних заданий. Вскоре я смогла убедиться  в  правильности такого подхода.

Ситуация реального урока позволяла динамично развивать ребят в самых разных направлениях. И мне, конечно, очень хотелось, чтобы и в дистанционном режиме ребята не растеряли свои навыки.  Поэтому на первых порах мои д/з были объёмными: кроме пения номеров включали в себя и задания на слуховой анализ,  представляемые детям в виде аудиофайла,и теоретические, и творческие задания. Здесь мы можем видеть некоторые из них.

1. –образец слухового задания, где детям было предложено определить на слух прозвучавшие лады, интервалы, аккорды.

2.Задание сочинить ритм на 3\4 (1класс)

3.Задание транспонировать мелодию (2класс)

4.Задание проанализировать интервалы в 2-гол примере

5.Разнообразные задания из рабочих тетрадей.   

Минусы такого подхода к д/з не заставили себя долго ждать. Для проверки и описания замечаний каждому ребёнку индивидуально требовалась масса времени. Вся моя жизнь превратилась в один бесконечный рабочий день без выходных. Стало очевидно, что домашние задания должны быть очень небольшими по объёму, и что поддерживать различные навыки одновременно невозможно и надо выбирать главное. А главное на сольфеджио - это формирование навыка осознанного чистого интонирования. На этом я и сосредоточила внимание. И среди присланных записей появились такие, что не могли не радовать. Например, такая, где ребёнок (2класс) не сольфеджирует, а  поёт  со словами, вдохновенно выводя все 3куплета песни-номера из учебника. Что для меня здесь примечательно?!) Очень важно, что ребёнок, самостоятельно пройдя этап разбора, вышел на стадию художественного осмысления.Да, девочка местами отступала от нотного текста, где-то неточно интонировала. Но это задачи решаемые. Главное, что ребёнок через пение открыл для себя красоту и глубину музыкальной интонации и исполнял уже не номер по сольфеджио,  а игривую русскую народную песню.

     Понимая, что дистанционный режим очень непрост для малышей, с каждым выполненным заданием я благодарила ребёнка за ответственный подход и за старания. Все пожелания и замечания описывались максимально корректно, но если задание не могло быть оценено положительно, просила выполнить его повторно с учетом замечаний.

     И в заключение:конечно, дистанционный  режим разрушителен для школьного музыкального образования, особенно для малышей. Уходят из занятий все групповые формы музицирования, такие как пение хором, пение по цепочке, работа над многоголосием и другие. Но вместе с тем дистанционное обучение дало возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку, возможность скорректировать для него и под него учебные задачи. Ребята в дистанционном режиме учились  быть самостоятельными, ответственными, организованными. Преподавателям это дало возможность совершенствовать себя в самых разных областях – и технических, и методических, и личностных.Было бы замечательно, если бы методкабинет помог нам с хорошими профессиональными мультимедиа для прохождения новых тем, для игрового закрепления изученного.


 

Сольфеджио: некоторые аспекты дистанционного обучения учащихся 1-3 классов предпрофессиональной программы «Хоровое пение»

Сольфеджио: некоторые аспекты дистанционного обучения учащихся 1-3 классов предпрофессиональной программы «Хоровое пение»

Здесь же у нас – малолетний ребёнок, который проучился чуть более полугода

Здесь же у нас – малолетний ребёнок, который проучился чуть более полугода

Задание сочинить ритм на 3\4 (1класс) 3

Задание сочинить ритм на 3\4 (1класс) 3

Минусы такого подхода к д/з не заставили себя долго ждать

Минусы такого подхода к д/з не заставили себя долго ждать

Преподавателям это дало возможность совершенствовать себя в самых разных областях – и технических, и методических, и личностных

Преподавателям это дало возможность совершенствовать себя в самых разных областях – и технических, и методических, и личностных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.