Статья «Современные методы преподавания физики в условиях реализации ФГОС СОО»

  • docx
  • 26.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья «Современные методы преподавания физики в условиях реализации ФГОС СОО».docx

«Современные методы преподавания физики

в условиях реализации ФГОС СОО»

 

Вавилина О.И., учитель физики

МОУ «СОШ №77», г. Саратов

 

Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, на основе системно-деятельностного подхода. На первое место выдвигаются задачи развития и воспитания учащихся.

Основная идея заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача педагога заключается в организации деятельности обучающихся таким образом, чтобы были решены проблемы урока и объяснено, как надо действовать в новых условиях.

Выделяют 7 дидактических принципов системно-деятельностного подхода

1.     Принцип деятельности

2.     Принцип непрерывности

3.     Принцип целостности

4.     Принцип минимакса

5.     Принцип психологической комфортности

6.     Принцип вариативности

7.     Принцип творчества

которые целесообразно осуществлять путем:

·      вовлечения обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность;

·        моделирования и анализа жизненных и бытовых ситуаций на уроках;

·        использования активных методик.

В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация.

Положительную мотивацию к деятельности на уроках создаю за счёт:

·        позитивного эмоционального фона;

·      вовлечения обучающихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление-интерес-мотив-цель-собственная учебная задача;

·        актуализации опорных знаний;

·        постановки проблемы;

·        создания на уроке «точки удивления»;

·      искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.

Системно - деятельностный подход на уроках физики можно внедрять как при проведении целых уроков, так и при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся.

Достоинством данного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Его использование позволяет:

·     работать с современными средствами коммуникации и источниками информации;

критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные суждения;

·      анализировать и решать познавательные и практические задачи;

·      выполнять творческие работы и исследовательские проекты;

·      аргументировать защиту своей позиции, оппонировать другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах.

Практика свидетельствует, что применение системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует: личностному,  социальному, познавательному  и  коммуникативному   развитию     обучащихся

Что позволяет строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Одной из эффективных технологий для формирования метапредметных результатов в ФГОС, является, технология сотрудничества. Она повышает мотивацию обучающихся и учитывает возможности каждого ребенка для его развития. Главный смысл обучения в сотрудничестве - это наличие общей цели, личная ответственность, которая значит, что удача группы обусловлена лептой каждого и предусматривает взаимопомощь и поддержку, одинаковые шансы успеха, которые дают возможность улучшать личные рекорды, что позволяет любому ученику оценивать себя на одном уровне с другими.

Учиться вместе гораздо интереснее и эффективнее.

Обучение в сотрудничестве способствует успешному усвоению материала, позволяет лучше понять его суть. Данная технология дает ребятам возможность проговорить прочитанное, выразить мысли вслух, что способствует осознанному восприятию информации. При групповой работе каждый обучающийся находится в поле зрения своих товарищей, это позволяет избежать ошибок.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

 «Перевернутый класс (урок)» — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.

Применение технологии «Перевернутый класс» позволяет:

- формировать важные качества и умения 21 века (активность, инициативность и самостоятельность; грамотность в области ИКТ, творческий подход и новаторство; критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; информационная грамотность; гибкость и способность к адаптации; продуктивность и вовлеченность; лидерство и ответственность).

Такая организация обучения побуждает ребят учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность и ситуацию успеха каждого обучающегося.

Элементы, выше перечисленных технологий я успешно применяю на своих уроках, например, урок по теме «Звук»

1.     Актуализацию знаний и целеполагание я проводила с помощью небольшой кроссворда, изображение которого выведено на экран

Опорный конспект был распечатан на каждую парту,  а карта урока - для каждого обучающегося и заполнялась им по ходу урока.

2.     Решение учебной задачи проходило с применением элементов 

·        Технологии    «Мастерская» (микролаборатория)

Ребята самостоятельно проводили опыты, сделав выводы из которых, пришли к определению звуковой волны, а просмотр предложенной  демонстрации, помог  определить вид  волны.

 

·       Результатом применения   технологии «Перевернутый класс», стали презентации, представленные ребятами на уроке

·        В результате Сотрудничества  - ребята, работая парами, заполнили карту урока

3. Рефлексия проводилась в форме теста.

         Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно описывает основные условия и механизмы процесса усвоения знаний, а также структуру учебной деятельности.

При преподавании физики это означает следующее: окружающий мир – объект познания обучающимися -  с одной стороны это некая сложная система, состоящая из отдельных взаимодействующих между собой элементов. С другой стороны, эта же система, являясь частью более общей системы, взаимодействует с другими системами, т.е. с окружающей средой. Любой исследуемый в физике объект не может существовать вне системы или систем.