Статья Современный образовательный фактор раннего профессионального самоопределения обучающихся.
Оценка 4.7

Статья Современный образовательный фактор раннего профессионального самоопределения обучающихся.

Оценка 4.7
Лекции
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
19.04.2022
Статья Современный образовательный фактор раннего профессионального самоопределения обучающихся.
Развитие личности школьника
статья.docx

Наталья Константиновна  Гладких

Учитель начальных классов

МАОУ «ОЦ № 7» г. Челябинск, Россия

 

Современный образовательный фактор раннего профессионального самоопределения обучающихся.

 

Аннотация: в статье раскрывается проблема подрастающих поколений в выборе профессии и роль профориентационной работы педагога с учащимися.

 Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой деятельности. Источником таких знаний могут быть все виды внеурочной деятельности: посещение спортивных секций, кружков, клубов; воспитательной работы: экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы, проекты и многое другое. Богатый материал в этом направлении содержат и учебные занятия, например, уроки окружающего мира и  русского языка.

Если спросить у учителей и других специалистов в области образования, как ими понимаются термины профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, то обычно они говорят: «Специальные занятия, помогающие школьнику выбрать профессию».

Суть работы всех специалистов в школе состоит в содействии развитию личности школьника. И развитие профессионального самосознания – является одним из направлений, в котором могут эффективно работать не только, психологи, социальные педагоги, но и учителя. Организуя определенным образом информационно-коммуникативное пространство школы, они могут оказывать позитивное влияние на развитие личности школьника в сфере профессионального самосознания. Но для решения этой задачи необходимо хорошо знать своих учеников, учитывать их возрастные особенности и стадии становления профессионального самосознания.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий (для учащихся 1-4 классов) содержат нестандартные уроки русского языка и окружающего мира.

Например,  урок - игра по правилам дорожного движения, где ребята не только исследуют и проходят свой путь в Школу Дорожных наук, повторяя правила дорожного движения, но и выполняют различные виды работ по русскому языку с использованием профессиональных терминов (словарный диктант с комментированием, где необходимо обратить внимание на правописание удвоенных согласных, на особенности неизменяемых существительных – метро, такси, шоссе; на синонимию слов – машина-автомобиль; на правописание И после Ж, Ш): транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, но и особо обратить внимание на слово «регулировщик» (ребята могут дать лексическое толкование – человек, который что-то регулирует, после необходимо уточнить по словарю С. И. Ожегова - Работник, специалист, занимающийся регулировкой чего-н. Р. дорожного движения, Р. механизмов. Какое значение на сегодняшнем уроке нам подходит? Правильно, регулировщик дорожного движения. Подберите синоним – наладчик, сотрудник ДПС. Какими чертами должен обладать регулировщик? Быть внимательным, сосредоточенным, сильным, смелым и т.д.). Далее предлагается работа со стихотворениями, где не только надо записать ответ, но и вспомнить профессии, которые к ним относятся:

Чтобы я тебя повёз,

Мне не нужен овёс.

Напои меня бензином,

На копыто дай резину.

Поднимая всюду  пыль,

Побежит … (автомобиль) – водитель, шофёр. А если обратим внимание на словосочетание «напои бензином»? Автозаправщик выполняет следующие функции: заправка автомобилей, уход за оборудованием и поддержание чистоты на территории автозаправки, общение с посетителями.

Например,  на уроке окружающего мира, элемент, взятый из урока – ярмарки.  Ребята работают со словами «коробейники, торговцы, офени»: Офеня (афеня), коробейник— в Российской империи странствующий по деревням торговец мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром. Далее учащиеся определяют лексическое значение по толковому словарю В. И. Даля, подбирают самостоятельно современные синонимы (продавец, менеджер, предприниматель), составляют предложения, которые характеризуют профессиональную направленность.

Из практики изучения и повторения фонетики на уроке – соревновании во 2 классе по теме «Алфавит» предлагается  упражнение в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву:  А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.

 Работая в 1-4  классах, больше внимания уделяется не только разнообразию профессий и специальностей, но и их классификации, которую предложил профессор Климов:

П – «Человек-природа»; Т – «Человек - техника»; Ч – «Человек - человек»; Х – «Человек – художественный образ»; З – «Человек – знаковая система». Так, на уроке – путанице во 2 классе «Обобщение по теме: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании» учащиеся не только составляют словосочетания, указывают виды связи слов в них, но и работают с фразеологизмами и пословицами, определяя профессию и вспоминая, какое лексическое значение по-настоящему заключено в используемых фразеологических оборотах, потому что задания несколько запутаны. Например,

• кто горит на работе? (пожарный)

• кто работает со вкусом? (дегустаторы)

• мастер «топорной работы»  - это…. Кто? (лесоруб, дровосек, оператор валочной машины)

• кто выносит сор из избы? (уборщица, техничка, мастер комплексной уборки)

       На этом же уроке проводится динамическая пауза: я называю профессию, учащиеся определяют к какому типу она относится и выполняют соответствующие действия:

Ч-Т – 2 раза нагнуться

Ч-Ч – пожать руки справа и слева стоящему от вас

Ч-П – встать

Ч-З – 2 раза сделать приседание

Ч-Х – поаплодировать

Примеры: эколог, учитель, водитель, бухгалтер, дизайнер, егерь, воспитатель, художник, машинист, экономист.

Работая в 4-х классах уделяю особое внимание 3 базовым факторам:

• «ХОЧУ» -  желания, интересы, склонности личности

• «МОГУ» - человеческие возможности (физиологические, психологические, образовательные ресурсы личности)

• «НАДО» - обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй.

Поэтому большее внимание уделяю урокам по развитию речи. Например, при изучении изложения обращаю внимание на одну из выбранных тем: «Труд вокруг нас», «Мой выбор профессии», «Наука в профессии родителей»,  а говоря о таких жанрах, как устное выступление, доклад, проект, мы не только вспоминаем, в чём заключаются особенности построения таких работ (урок по теме: «Все профессии важны»), но и вспоминаем о такой профессии, как ритор, в Древней Греции — оратор, с  III века до н. э. и  в  Древнем Риме также учитель риторики, ораторского искусства. Проводим словарную работу.

На уроках русского языка и окружающего мира, необходимо учитывать краеведческую направленность, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области и городе.

Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек я должна включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.

Например, рассказывая о профессии ювелира, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж. Рассказываю на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях композиции – двух-трех – не более, – и школьники изображают рисунок будущего ювелирного изделия на листе бумаги (например, разукрашивают «яйцо Фаберже»). Если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то – садится на место. Оставшиеся пять человек – самые аккуратные водители! Скорость «задаю» словами: быстрее, еще быстрее, очень быстро!

Показав учащимся кабину головного вагона (профессия «машинист»), а затем, прикрыв ее занавеской, прошу закрыть их глаза и внимательно, «в голове», рассмотреть все детали. Затем учащиеся открывают глаза и вспоминают, что удалось запомнить и зачем эти детали нужны. Раздвинув шторы, предлагаю ребятам сопоставить то, что они смогли вспомнить с тем, что они видят теперь.

Хочу рассказать о некоторых приёмах и подсказках.

Обсудив структуру профориентационного занятия, в заключение предлагается рассмотреть наиболее существенные элементы его содержания. Это – своеобразные «кирпичики», из которых строится само занятие.

Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др.  Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:

• условия труда,

• орудия труда,

• история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),

• ограничения при работе по этой профессии,

• интересные случаи.

Рисуночные методики. Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии [4]. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Такие занятия можно проводить, например, в рамках еженедельного «Дня карьеры». Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

·беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии;

·оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим;

·организация экскурсий на предприятия города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику».  Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии;

·ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети будут время от времени возвращаться – им, как правил, нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.

Вместе с тем я считаю, что к первичному профессиональному самоопределению учащихся необходимо готовить уже с начальных классов. Поэтому девятиклассников необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения исходя из возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами   глубокой личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, ребята, подготавливаясь к выбору профессии, пробуют себя в разных профессиональных ролях, анализуют все «ЗА» и «ПРОТИВ» своей будущей профессии.

 

 

Список литературы:

1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск: Народная асвета, 1986.

2. Булгакова И. В. Нестандартные уроки русского языка. 1-4 классы. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, слушателей ИПК. - Ростов н/Дону: ТЦ «Учитель», 2001.

4.Чистякова С. Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: кн. для учителя /И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

5. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии.– М., 1995.

6.Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.– М.: Генезис, 2018. – 128 с.: ил.

7.Чистяковой С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/Под ред. С. Н. Чистяковой. – М., 2016.

8.Щегорцева В. А. Организация профориентационной и профконсультационной работы: учебно-методическое пособие /Под ред. В. А. Щегорцева. – М., 2016.

 

 

 

 

 

 

  


 

Наталья Константиновна Гладких

Наталья Константиновна Гладких

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий (для учащихся 1-4 классов) содержат нестандартные уроки русского языка и окружающего мира

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий (для учащихся 1-4 классов) содержат нестандартные уроки русского языка и окружающего мира

Например, на уроке окружающего мира, элемент, взятый из урока – ярмарки

Например, на уроке окружающего мира, элемент, взятый из урока – ярмарки

На этом же уроке проводится динамическая пауза: я называю профессию, учащиеся определяют к какому типу она относится и выполняют соответствующие действия:

На этом же уроке проводится динамическая пауза: я называю профессию, учащиеся определяют к какому типу она относится и выполняют соответствующие действия:

Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек я должна включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия

Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек я должна включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия

Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: • условия труда, •…

Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: • условия труда, •…

Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии; · оформление уголка профессии в пространстве класса

Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии; · оформление уголка профессии в пространстве класса

Список литературы: 1. Александрович

Список литературы: 1. Александрович
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2022