Особенности нравственного сознания младших школьников
Нравственное сознание есть составной элемент морали, представляющий ее идеальную, субъективную сторону. В нравственном сознании в виде определенных представлений и понятий отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей [2, 100].
Нравственное сознание выражается не только в знании личностью соответствующих норм морали, но и в потребности их практической реализации, в эмоциональном переживании своих действий и оценке, мерилом которых являются господствующие в данной социальной среде обычаи и нравы.
Носителем нравственного сознания в школьном возрасте является формирующаяся личность, специфика которой состоит в ее направленности на учение и усвоение опыта старших поколений.
В младшем школьном возрасте наибольшее влияние на развитие нравственного сознания оказывает учение, общение и совместная деятельность с взрослыми.
Таким образом, ведущее значение в формировании нравственного сознания личности младшего школьника принадлежит организованному образовательному процессу, через который преломляются воздействия на школьника общественного бытия, реальных нравственных отношений.
По определению Л.И.Божович, младший школьный возраст охватывает вторую стадию в развитии нравственного сознания и характера ребенка. Эта стадия характеризуется «опосредствованным отражением действительности», формированием «устойчивых внешних и внутренних действий», систематизацией нравственных знаний и возникновением привычек поведения [4, 214].
Подобного результата позволяют достигать определенные особенности младшего школьного возраста. Ряд педагогов и психологов отмечают у школьников этого возраста свежесть, яркость восприятия и чрезвычайную отзывчивость на окружающее, обращенность к коллективу сверстников, способность к усвоению общественного опыта и т.д.
Характерной особенностью учащихся начальных классов является стремление соблюдать нравственные требования коллектива. Однако из-за недостаточности нравственного опыта они не всегда умеют следовать этим требованиям. Этот недостаток нравственного сознания и поведения устраняется в процессе руководства жизнью коллектива со стороны учителя.
Школьники этого возраста проявляют положительное отношение к необходимости сочетать личные и общественные интересы во всех сферах деятельности и общения. Это возраст интенсивного усвоения личностью норм и критериев нравственного поведения.
Предрасположенность младших школьником к усвоению нравственных требований выступает как важнейшая тенденция их нравственного развития. По отношению к нравственным требованиям младший школьный возраст является сенситивным периодом. В этот период нравственное влияние оказывает чувствительное воздействие на весь ход развития детей.
Формирование нравственного сознания детей связано с развитием у них интеллектуальной активности и расширением кругозора, что влияет на осознание детьми их обязанностей, выработку самостоятельности и инициативности.
В основе особенностей формирования нравственного сознания младшего школьника лежит объем знаний и навыки мышления, которые ограничены его возрастным опытом, хотя ко времени поступления в школу дети уже способны мыслить, делать сравнения, небольшие обобщения, несложные выводы, конкретизировать общие положения доступными примерами.
В силу недостаточного запаса представлений и навыков мышления младший школьник значительно легче мыслит образами, исходя из конкретных фактов. Его восприятие и мышление тесно переплетаются в начальных классах с эмоциями, и поэтому все эмоционально воспринимаемое лучше будит его мысль, упрощая переход к отвлечению. Таким образом, эмоции, возникающие в процессе активного отношения ученика к окружающей действительности и к самому себе, содействуют активизации различных психических процессов, становятся побудительной силой к волевым действиям и поступкам, вызывающим глубокие переживания.
Мышление младшего школьника тесно связано с сильным воображением. Он недостаточно четко разграничивает воображаемое и реальное. Однако внедрение нравственных понятий выступает для него как процесс более сложный и трудный, чем усвоение правил математики и грамматики.
Формирование полноценных нравственных понятий требует того, чтобы сознание школьника было обеспечено достаточно широкой системой моральных фактов-представлений и поддержано чувствами, а также того, чтобы нравственные правила были закреплены в действиях, так как понятия у младшего школьника (особенно в 1-2 классах) часто не имеют ни одного существенного признака, а состоят из случайных, второстепенных и не связанных в систему. Поэтому нравственное понятие у младшего школьника крайне неустойчиво и если оно не подвергается развитию и частому повторению, то быстро забывается. Если неустойчиво нравственное понятие, то крайне неустойчиво и нравственное сознание младшего школьника в целом.
Непременным элементом складывающегося нравственного понятия младшего школьника являются нравственные суждения, которые с одной стороны имеют общую психологическую основу и совпадающий с нравственными понятиями уровень развития, а с другой стороны выступают как совокупность этих понятий.
Суждения младших школьников носят ситуативный характер. Они категоричны, часто связаны с ошибочными выводами и неправомерными обобщениями. Младший школьник затрудняется установить различия в сходных чертах, не улавливает причинных связей между явлениями нравственного характера.
Главной особенностью формирования нравственного сознания младшего школьника (в связи с его неустойчивостью) считается постоянное применение в действии воспринятой ребенком нравственной нормы и многократные переходы от сознания к поступку и наоборот.
Но некоторые нравственные качества личности и некоторые формы поведения могут возникать не только на основе многократных повторений, но и в результате однократного нравственного поступка, побуждаемого сильными мотивами и связанного с сильными эмоциональными переживаниями [там же 225].
В качестве «сильного» мотива выступает наличие у ребенка младшего школьного возраста стремления выработать у себя соответствующие нравственные качества и соответствующее нравственное поведение. По мотивам можно определить уровень нравственного сознания и намерения ученика, но наиболее полным критерием его нравственной зрелости следует считать единство морально-ценного мотива и полезного обществу поведения.
Нравственное становление ребенка не сводится к простому закреплению внешних форм поведения, а заключается в сложном процессе их трансформации - в обобщении, видоизменении и сокращении при переходе во внутренние формы поведения.
Помимо этого, наблюдения за поведением младших школьников, изучение их знаний о нравственных нормах, показывают, что у части школьников нравственные знания бессистемны, неполны, а иногда и ошибочны.
Формирование у младших школьников нравственных понятий – является неотъемлемой частью процесса формирования нравственного сознания.
В младшем школьном возрасте нравственное сознание находится в основном на уровнях развития нравственных представлений. Первый из них - уровень нравственных обобщений. На этом уровне развития ребенок правильно ориентируется в оценках поступков. На следующем уровне нравственная сторона взаимоотношений вычленяется через указание на конкретный поступок – «опредмеченная оценка».
На указанных уровнях развития дети еще не пользуются словами-понятиями, отличающими одни поступки от других.
Последующие уровни развития нравственных представлений связаны с овладением словом – понятием. Третий уровень характеризуется состоянием, при котором ребенок может правильно применить к определенному поступку названное им понятие. Четвертый уровень показывает умение ребенка производить обобщение конкретных поступков через соответствующие слова – понятия [3, 19].
Данные уровни предложены О.С.Богдановой, В.И.Петровой, которые считают, что в формировании нравственного сознания младших школьников в процессе педагогического руководства нравственным развитием можно условно выделить и несколько этапов, в которых перечисленные выше уровни развития нравственного сознания находят свое отражение: усвоение нравственных норм под воздействием требований к их выполнению и контроля за этим процессом; осознание нравственных категорий на основе восприятия требований; постоянное перерастание сознания в самосознание в результате самостоятельной аналитико-синкретической деятельности личности; выход сознания из области личного опыта на уровень обобщения социального нравственного опыта; становление нравственной позиции личности, определяющей акты нравственного поведения.
Свой подход к определению этапов процесса нравственного развития личности предлагает А.И.Шемшурина, соотнося его с этическим воспитанием школьников.
Она считает, что процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности. Он призван обеспечить накопление и осознание ребенком эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения, их развитие, что в свою очередь послужит совершенствованию и реализации в образе жизни ученика всей совокупности моральных ориентиров [12, 63].
Данный процесс обусловлен двусторонним характером соотношения в нем позиции ученика, поскольку он представлен и как субъект самого процесса, и как объект воспитания. Действенность процесса находится в зависимости от характера взаимодействия этих позиций, педагогической обеспеченности движения ребенка от позиции объекта все более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта. [там же, 64].
Процесс нравственного развития личности в системе воспитания основ этической культуры школьников важно рассматривать в его поэтапном движении.
Обозначим условно характерные особенности каждого этапа:
1. Нравственное ориентирование личности через широкий спектр насыщения школьников этическими знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами включения учеников в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учетом возрастных особенностей детей, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность.
Ребенок здесь выступает в основном объектом педагогических действий учителя. Основная задача учителя на этом этапе – вызвать интерес к этическому знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности.
2.Эмоционально-образное сосредоточение школьников на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности.
На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у школьника уже расширяется сфера деятельности субъектного начала. Она – в эмоциональном сосредоточении на нравственных ориентирах человеческого бытия, что требует от ребенка конкретизации собственной нравственной позиции, как на этических занятиях, так и в повседневной жизни.
Основная педагогическая задача на этом этапе – создание условий для накопления детьми эмоционально-образных представлений в их нравственном опыте поведения. Учитель старается максимально разбудить эмоциональную сферу ребенка, включить ее в позитивный процесс контактов с окружающими.
3. Концентрация развивавшихся нравственных представлений, чувств школьников на нравственном выборе через стимулирование внутренних усилий ребенка в различных ситуациях, включенных в этические занятия и естественно возникающих в повседневной жизни.
Происходит как бы саморазвертывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы ее субъектной активности.
Педагогическая позиция становится все более опосредованной. Субъектная позиция школьника актуализируется в соответствии с необходимостью реализации собственного нравственного выбора в различных ситуациях с этической окрашенностью.
Основная педагогическая задача на этом этапе – формирование нравственного опыта поведения посредством максимального включения школьников в ситуации нравственного выбора.
4. Создание педагогических условий для нравственного самоопределения школьника, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности.
Педагогическая линия поведения на данном этапе только опосредованная. Она – в стимулировании с помощью различных методических приемов и средств субъектной позиции школьника, предоставлении ей ведущей роли.
Педагогическая задача – обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на этических занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни.
5. Развитие у школьника формирующейся потребности в нравственном самосовершенствовании через создание условий для рефлексии относительно проявленного им нравственного выбора, личностной позиции.
Сохраняется опосредованный характер педагогического влияния. Педагогическая линия – обеспечение учащимся самостоятельности этического решения и нравственного выбора на этических занятиях, в ситуациях повседневной жизни, стимулирование прогнозирования детьми нравственных последствий собственных поступков.
Педагогическая задача – акцентирование в самооценке личности внимания на этической значимости моральной ответственности за последствия своих слов, эмоциональных проявлений, действий.
Выделенные этапы процесса нравственного развития ребенка в системе воспитания основ этической культуры школьников носят, конечно, условный характер. Однако эта условность позволяет с большей ясностью обозначить психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие сам процесс этического воспитания.
Содержание процесса – в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий школьников к нравственно ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса связана с осознанием, эмоциональным переживанием и практическим принятием решения школьниками.
С развитием нравственного сознания тесно связано развитие самосознания ребенка. «Самосознание» не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Оно представляет собой своеобразную форму сознания, которая заключается в познании человеком самого себя [3, 24].
Поэтому важным показателем сформированности нравственных качеств личности, считает Н.М.Трофимова, является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольства собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знаниям о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания [10, 60].
Дети, показывающие высокий уровень развития нравственного самосознания, как правило, лучше развиты в интеллектуальном отношении, более самокритичны, чаще имеют специальные интересы, отношения этих детей со сверстниками относительно благополучны.
Чем ниже уровень усвоения моральных понятий, тем слабее самооценка нравственных качеств ребенка, снижается ее критичность. У детей с такой самооценкой возникают трудности в становлении учебной деятельности, более сложно складываются отношения со сверстниками, учащаются конфликтные ситуации.
Становление самосознания и самооценки – закономерный этап развития нравственного сознания младшего школьника. В самооценке все большую роль занимает во времени оценка ребенком самого себя. Суждение взрослых со стороны школьника не подвергаются сомнению. Очень долго у детей младшего школьного возраста удерживается также совпадение внешней оценки и самооценки: обычно ученик начальных классов относится к себе, оценивает поступки товарищей и свои собственные так, как оценивает их учитель.
Все это обязывает учителя быть крайне сдержанным, справедливым, требовательным в оценках любых проявлений младших школьников. Его оценочные критерии существенно влияют на формирование у них собственных суждений.
Анализируемые возрастные особенности младшего школьного возраста позволяют сделать вывод, нравственное становление личности младшего школьника, развитие его нравственного сознания зависит от многих внешних и внутренних факторов. Формирование нравственного сознания отражается в изменении мотивации и поведения школьников, влияет на развитие адекватной самооценки и общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.