Статья "Специфика формирования нравственного сознания школьников"
Оценка 4.6

Статья "Специфика формирования нравственного сознания школьников"

Оценка 4.6
docx
07.12.2021
Статья "Специфика формирования нравственного сознания школьников"
Специфика формирования нравственного сознания школьников.docx

Особенности нравственного сознания младших школьников

 

Нравственное сознание есть составной элемент морали, представляющий ее идеальную, субъективную сторону. В нравственном сознании в виде определенных представлений и понятий отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей [2, 100].

Нравственное сознание выражается не только в знании личностью соответствующих норм морали, но и в потребности их практической реализации, в эмоциональном переживании своих действий и оценке, мерилом которых являются господствующие в данной социальной среде обычаи и нравы.

Носителем нравственного сознания в школьном возрасте является формирующаяся личность, специфика которой состоит в ее направленности на учение и усвоение опыта старших поколений.

В младшем школьном возрасте наибольшее влияние на развитие нравственного сознания  оказывает учение, общение и совместная деятельность с взрослыми.

Таким образом, ведущее значение в формировании нравственного сознания личности младшего школьника принадлежит организованному образовательному процессу, через который преломляются воздействия на школьника общественного бытия, реальных нравственных отношений.

По определению Л.И.Божович, младший школьный возраст охватывает вторую стадию в развитии нравственного сознания и характера ребенка. Эта стадия характеризуется «опосредствованным отражением действительности», формированием «устойчивых внешних и внутренних действий», систематизацией нравственных знаний и возникновением привычек поведения [4, 214].

Подобного результата позволяют достигать определенные особенности младшего школьного возраста. Ряд педагогов и психологов отмечают у школьников этого возраста свежесть, яркость восприятия и чрезвычайную отзывчивость на окружающее, обращенность к коллективу сверстников, способность к усвоению общественного опыта и т.д.

Характерной особенностью учащихся начальных классов является стремление соблюдать нравственные требования коллектива. Однако из-за недостаточности нравственного опыта они не всегда умеют следовать этим требованиям. Этот недостаток нравственного сознания и поведения устраняется в процессе руководства жизнью коллектива со стороны учителя.

Школьники этого возраста проявляют положительное отношение к необходимости сочетать личные и общественные интересы во всех сферах деятельности и общения. Это возраст интенсивного усвоения личностью норм и критериев нравственного поведения.

Предрасположенность младших школьником к усвоению нравственных требований выступает как важнейшая тенденция их нравственного развития. По отношению к нравственным требованиям младший школьный возраст является сенситивным периодом. В этот период нравственное влияние оказывает чувствительное воздействие на весь ход развития детей.

Формирование нравственного сознания детей связано с развитием у них интеллектуальной активности и расширением кругозора, что влияет на осознание детьми их обязанностей, выработку самостоятельности и инициативности.

В основе особенностей формирования нравственного сознания младшего школьника лежит объем знаний и навыки мышления, которые ограничены его возрастным опытом, хотя ко времени поступления в школу дети уже способны мыслить, делать сравнения, небольшие обобщения, несложные выводы, конкретизировать общие положения доступными примерами.

В силу недостаточного запаса представлений и навыков мышления младший школьник значительно легче мыслит образами, исходя из конкретных фактов. Его восприятие и мышление тесно переплетаются в начальных классах с эмоциями, и поэтому все эмоционально воспринимаемое лучше будит его мысль, упрощая переход к отвлечению. Таким образом, эмоции, возникающие в процессе активного отношения ученика к окружающей действительности и к самому себе, содействуют активизации различных психических процессов, становятся побудительной силой к волевым действиям и поступкам, вызывающим глубокие переживания.

Мышление младшего школьника тесно связано с сильным воображением. Он недостаточно четко разграничивает воображаемое и реальное. Однако внедрение нравственных понятий выступает для него как процесс более сложный и трудный, чем усвоение правил математики и грамматики.

Формирование полноценных нравственных понятий требует того, чтобы сознание школьника было обеспечено достаточно широкой системой моральных фактов-представлений и поддержано чувствами, а также того, чтобы нравственные правила были закреплены в действиях, так как понятия у младшего школьника (особенно в 1-2 классах) часто не имеют ни одного существенного признака, а состоят из случайных, второстепенных и не связанных в систему. Поэтому нравственное понятие у младшего школьника крайне неустойчиво и если оно не подвергается развитию и частому повторению, то быстро забывается. Если неустойчиво нравственное понятие, то крайне неустойчиво и нравственное сознание младшего школьника в целом.

Непременным элементом складывающегося нравственного понятия младшего школьника являются нравственные суждения, которые с одной стороны имеют общую психологическую основу и совпадающий с нравственными понятиями уровень развития, а с другой стороны выступают как совокупность этих понятий.

Суждения младших школьников носят ситуативный характер. Они категоричны, часто связаны с ошибочными выводами и неправомерными обобщениями. Младший школьник затрудняется установить различия в сходных чертах, не улавливает причинных связей между явлениями нравственного характера.

Главной особенностью формирования нравственного сознания младшего школьника (в связи с его неустойчивостью) считается постоянное применение в действии воспринятой ребенком нравственной нормы и многократные переходы от сознания к поступку и наоборот.

Но некоторые нравственные качества личности и некоторые формы поведения могут возникать не только на основе многократных повторений, но и в результате однократного нравственного поступка, побуждаемого сильными мотивами и связанного с сильными эмоциональными переживаниями [там же 225].

В качестве «сильного» мотива выступает наличие у ребенка младшего школьного возраста стремления выработать у себя соответствующие нравственные качества и соответствующее нравственное поведение. По мотивам можно определить уровень нравственного сознания и намерения ученика, но наиболее полным критерием его нравственной зрелости следует считать единство морально-ценного мотива и полезного обществу поведения.

Нравственное становление ребенка не сводится к простому закреплению внешних форм поведения, а заключается в сложном процессе их трансформации - в обобщении, видоизменении и сокращении при переходе во внутренние формы поведения.

Помимо этого, наблюдения за поведением младших школьников, изучение их знаний о нравственных нормах, показывают, что у части школьников нравственные знания бессистемны, неполны, а иногда и ошибочны.

Формирование у младших школьников нравственных понятий – является неотъемлемой частью процесса формирования нравственного сознания.

В младшем школьном возрасте нравственное сознание находится в основном на уровнях развития нравственных представлений. Первый из них - уровень нравственных обобщений. На этом уровне развития ребенок правильно ориентируется в оценках поступков. На следующем уровне нравственная сторона взаимоотношений вычленяется через указание на конкретный поступок – «опредмеченная оценка».

На указанных уровнях развития дети еще не пользуются словами-понятиями, отличающими одни поступки от других.

Последующие уровни развития нравственных представлений связаны с овладением словом – понятием. Третий уровень характеризуется состоянием, при котором ребенок может правильно применить к определенному поступку названное им понятие. Четвертый уровень показывает умение ребенка производить обобщение конкретных поступков через соответствующие слова – понятия [3, 19].

Данные уровни предложены О.С.Богдановой, В.И.Петровой, которые считают, что в формировании нравственного сознания младших школьников в процессе педагогического руководства нравственным развитием можно условно выделить и несколько этапов, в которых перечисленные выше уровни развития нравственного сознания находят свое отражение: усвоение нравственных норм под воздействием требований к их выполнению и контроля за этим процессом; осознание нравственных категорий на основе восприятия требований; постоянное перерастание сознания в самосознание в результате самостоятельной аналитико-синкретической деятельности личности; выход сознания из области личного опыта на уровень обобщения социального нравственного опыта; становление нравственной позиции личности, определяющей акты нравственного поведения.

Свой подход к определению этапов процесса нравственного развития личности предлагает А.И.Шемшурина, соотнося его с этическим воспитанием школьников.

Она считает, что процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности. Он призван обеспечить накопление и осознание ребенком эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения, их развитие, что в свою очередь послужит совершенствованию и реализации в образе жизни ученика всей совокупности моральных ориентиров [12, 63].

Данный процесс обусловлен двусторонним характером соотношения в нем позиции ученика, поскольку он представлен и как субъект самого процесса, и как объект воспитания. Действенность процесса находится в зависимости от характера взаимодействия этих позиций, педагогической обеспеченности движения ребенка от позиции объекта все более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта. [там же, 64].

Процесс нравственного развития личности в системе воспитания основ этической культуры школьников важно рассматривать в его поэтапном движении.

Обозначим условно характерные особенности каждого этапа:

1. Нравственное ориентирование личности через широкий спектр насыщения школьников этическими знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами включения учеников в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учетом возрастных особенностей детей, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность.

Ребенок здесь выступает в основном объектом педагогических действий учителя. Основная задача учителя на этом этапе – вызвать интерес к этическому знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности.

2.Эмоционально-образное сосредоточение школьников на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности.

На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у школьника уже расширяется сфера деятельности субъектного начала. Она – в эмоциональном сосредоточении на нравственных ориентирах человеческого бытия, что требует от ребенка конкретизации собственной нравственной позиции, как на этических занятиях, так и в повседневной жизни.

Основная педагогическая задача на этом этапе – создание условий для накопления детьми эмоционально-образных представлений в их нравственном опыте поведения. Учитель старается максимально разбудить эмоциональную сферу ребенка, включить ее в позитивный процесс контактов с окружающими.

3. Концентрация развивавшихся нравственных представлений, чувств школьников на нравственном выборе через стимулирование внутренних усилий ребенка в различных ситуациях, включенных в этические занятия и естественно возникающих в повседневной жизни.

Происходит как бы саморазвертывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы ее субъектной активности.

Педагогическая позиция становится все более опосредованной. Субъектная позиция школьника актуализируется в соответствии с необходимостью реализации собственного нравственного выбора в различных ситуациях с этической окрашенностью.

Основная педагогическая задача на этом этапе – формирование нравственного опыта поведения посредством максимального включения школьников в ситуации нравственного выбора.

4. Создание педагогических условий для нравственного самоопределения школьника, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности.

Педагогическая линия поведения на данном этапе только опосредованная. Она – в стимулировании с помощью различных методических приемов и средств субъектной позиции школьника, предоставлении ей ведущей роли.

Педагогическая задача – обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на этических занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни.

5. Развитие у школьника формирующейся потребности в нравственном самосовершенствовании через создание условий для рефлексии относительно проявленного им нравственного выбора, личностной позиции.

Сохраняется опосредованный характер педагогического влияния. Педагогическая линия – обеспечение учащимся самостоятельности этического решения и нравственного выбора на этических занятиях, в ситуациях повседневной жизни, стимулирование прогнозирования детьми нравственных последствий собственных поступков.

Педагогическая задача – акцентирование в самооценке личности внимания на этической значимости моральной ответственности за последствия своих слов, эмоциональных проявлений, действий.

Выделенные этапы процесса нравственного развития ребенка в системе воспитания основ этической культуры школьников носят, конечно, условный характер. Однако эта условность позволяет с большей ясностью обозначить психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие сам процесс этического воспитания.

Содержание процесса – в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий школьников к нравственно ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса связана с осознанием, эмоциональным переживанием и практическим принятием решения школьниками.

С развитием нравственного сознания тесно связано развитие самосознания ребенка. «Самосознание» не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Оно представляет собой своеобразную форму сознания, которая заключается в познании человеком самого себя [3, 24].

Поэтому важным показателем сформированности нравственных качеств личности, считает Н.М.Трофимова, является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольства собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знаниям о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания [10, 60].

Дети, показывающие высокий уровень развития нравственного самосознания, как правило, лучше развиты в интеллектуальном отношении, более самокритичны, чаще имеют специальные интересы, отношения этих детей со сверстниками относительно благополучны.

Чем ниже уровень усвоения моральных понятий, тем слабее самооценка нравственных качеств ребенка, снижается ее критичность. У детей с такой самооценкой возникают трудности в становлении учебной деятельности, более сложно складываются отношения со сверстниками, учащаются конфликтные ситуации.

Становление самосознания и самооценки – закономерный этап развития нравственного сознания младшего школьника. В самооценке все большую роль занимает во времени оценка ребенком самого себя. Суждение взрослых со стороны школьника не подвергаются сомнению. Очень долго у детей младшего школьного возраста удерживается также совпадение внешней оценки и самооценки: обычно ученик начальных классов относится к себе, оценивает поступки товарищей и свои собственные так, как оценивает их учитель.

Все это обязывает учителя быть крайне сдержанным, справедливым, требовательным в оценках любых проявлений младших школьников. Его оценочные критерии существенно влияют на формирование у них собственных суждений.

Анализируемые возрастные особенности младшего школьного возраста позволяют сделать вывод, нравственное становление личности младшего школьника, развитие его нравственного сознания зависит от многих внешних и внутренних факторов. Формирование нравственного сознания отражается в изменении мотивации и поведения школьников, влияет на развитие адекватной самооценки и общения.


 

Особенности нравственного сознания младших школьников

Особенности нравственного сознания младших школьников

Ряд педагогов и психологов отмечают у школьников этого возраста свежесть, яркость восприятия и чрезвычайную отзывчивость на окружающее, обращенность к коллективу сверстников, способность к усвоению общественного…

Ряд педагогов и психологов отмечают у школьников этого возраста свежесть, яркость восприятия и чрезвычайную отзывчивость на окружающее, обращенность к коллективу сверстников, способность к усвоению общественного…

Его восприятие и мышление тесно переплетаются в начальных классах с эмоциями, и поэтому все эмоционально воспринимаемое лучше будит его мысль, упрощая переход к отвлечению

Его восприятие и мышление тесно переплетаются в начальных классах с эмоциями, и поэтому все эмоционально воспринимаемое лучше будит его мысль, упрощая переход к отвлечению

Младший школьник затрудняется установить различия в сходных чертах, не улавливает причинных связей между явлениями нравственного характера

Младший школьник затрудняется установить различия в сходных чертах, не улавливает причинных связей между явлениями нравственного характера

В младшем школьном возрасте нравственное сознание находится в основном на уровнях развития нравственных представлений

В младшем школьном возрасте нравственное сознание находится в основном на уровнях развития нравственных представлений

Она считает, что процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности

Она считает, что процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности

На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у школьника уже расширяется сфера деятельности субъектного начала

На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у школьника уже расширяется сфера деятельности субъектного начала

Педагогическая задача – обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на этических занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни

Педагогическая задача – обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на этических занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни

Н.М.Трофимова, является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольства собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни

Н.М.Трофимова, является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольства собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни

Анализируемые возрастные особенности младшего школьного возраста позволяют сделать вывод, нравственное становление личности младшего школьника, развитие его нравственного сознания зависит от многих внешних и внутренних факторов

Анализируемые возрастные особенности младшего школьного возраста позволяют сделать вывод, нравственное становление личности младшего школьника, развитие его нравственного сознания зависит от многих внешних и внутренних факторов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021