Статья: "Статья Развитие критического мышления на уроках математики в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья: "Статья Развитие критического мышления на уроках математики в начальной школе"

Оценка 4.8
docx
02.03.2024
Статья: "Статья Развитие критического мышления на уроках математики  в начальной школе"
Развитие критического мышления на уроках математики в начальной школе.docx

Статья Развитие критического мышления на уроках математики

в начальной школе

 

По данным PISA, международнойпрограммы по оценке образовательных достижений учащихся, у российских младших школьников недостаточно развиты умения применять знания в нестандартных ситуациях, интегрировать имеющиеся знания в различные области деятельности, т.е. умения, связанные с решением практических задач. Поэтому в настоящее время следует учить детей младшего школьного возраста следующим умениям:

- оценивать события адекватно ситуации задачи;

- решать конкретные задачи рациональным способам;

- выдвигать новые идеи;

- аргументировать доказательно сделанные выводы;

- нести ответственность за свое мнение;

- работать над формированием интеллектуальных возможностей и др.

Реальная жизнь показывает, что невозможно научить человека мыслить, выдвигать гипотезы и анализировать факты, аргументировано делать выводы, давать адекватную оценку, высказывать критические суждения, если у него не развиты приемы мышления: синтез, анализ, конкретизация, обобщение и др.

Формирование критического мышления остается одним из ведущих направлений отечественной изарубежной педагогической и психологической науки. Отечественные ученые, занимающиеся вопросами критического мышления, определяют его как «способность анализировать информацию с позиций логики мышления и личностно-психологического подхода и умения применять полученные результаты анализа решения проблем в любых житейских ситуациях».

Особенностями критического мышления являются самостоятельность, наблюдательность и индивидуальность. Младших школьников следует учить таким образом, чтобы у них формировались основы критического мышления. Этот процесс, конечно, более труден, чем просто давать понятия и представления или сообщать определенные факты и конкретные закономерности событий и явлений.

Формирование критического мышления начинается с правильной постановки вопросов, для этого учитель, готовясь к урокам, на которых планируется эта работа, должен определить круг изучаемых проблем, и при готовности младших школьников понять их, помочь учащимся данные проблемы сформулировать.

У младших школьников воспитание основ критического мышления проходит в несколько этапов:

- воспоминание, которое характеризуется восстановлением в памяти ученика известных ему понятий, фактов и представлений;

- воспроизведение, которое заключается в умении ученика следовать алгоритму или образцу;

- обоснование способа решения задачи, его характерной особенностью  является подведение учеником под общий принцип рассматриваемые факты и явления;

- реорганизация, которая заключается в преобразовании учеником исходных условий поставленного задания в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение задачи;

- соотнесение знаний, в основе которого лежит соотнесение новых знаний со знаниями, полученными ранее или собственным жизненным опытом;

- рефлексия, которая заключается в исследовании самой мысли и причин ее появления.

Возраст от 7 до 10 лет представляет особый интерес для изучения развития критического мышления, потому что особенностью психических процессов в этот период является их высокая пластичность. Воздействие обучения на развитие критического мышления детей младшего школьного возраста должно быть особенно значительным в силу того, что учебная деятельность является в этом возрасте ведущей.

Для развития критического мышления младших школьников рекомендую использовать на уроках математики методы и приемы, направленные на развитие критического мышления(Приложение 1):

- «Мозговой штурм»,

- «Корзина идей»,

- «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов»,

- «Фишбоун»,

- «Кластер»,

- «Шесть шляп критического мышления»,

- Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»),

- Верные и неверные утверждения,

- Прогнозирование по ключевым словам,

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте,

- Перепутанные логические цепочки.

Перед математикой, как и перед другими школьными предметами, стоят задачи гармонического и всестороннего развития личности ребенка. Полученные на занятиях математики навыки, знания и умения должны помочь детям легче адаптироваться в стремительно меняющихся жизненных условиях современного мира. Именно это объясняет важность решения проблемы формирования критического мышления школьников на уроках математики в начальной школе.

Литература:

1.   Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста / А.Г. Агейчева. // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 уч.г.

2.   Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.: Мирос, 2002. – 176 с.

3.   Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроках / С.И. Заирбек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

4.   Король С.А. Особенности критического мышления / С.А. Король // Вопросы психологии. – 2004. - № 4. – С. 47-51.

Приложение 1

Методы и приемы, направленные на развитие критического мышления учащихся начальной школы

Прием «Мозговой штурм»

Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же и формирует нестандартное мышление.

Цель использования:

-  выяснение того, что знают дети по теме;

-  набрасывание идей, предположений по теме;

-  активизация имеющихся знаний.

Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным,

 лучше использовать ряд правил:

-  на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2–3 минуты;

- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;

-  все ответы фиксируются на доске;

- записанная на доске информация анализируется;

- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

Прием «Корзина идей».

Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске схематично изображаю корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится следующим образом:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Ромашка Блума» (или «Ромашка вопросов»)

Это один из популярных приемов развития критического мышления. Приём «Ромашка Блума» основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

- Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать факты, воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". (Конкретные вопросы по содержанию задачи)

2. Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Такие вопросы обычно начинаются со слов:

"То есть ты говоришь, что…?",

"Если я правильно понял, то …?",

"Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".

«Правда ли, что...»

Вопрос можно начать и со слова – объясни…

Уточняющие вопросы выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет".

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии.

3. Объясняющие вопросы.

Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. 

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза:

"Что изменилось бы ...",

"Что будет, если ...?",

Вопрос можно начать со слова – придумай….

(Изменение данных задачи. Задать другой вопрос. Дополнить условие данными)

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

«Как можно применить ...?»

«Где может пригодиться знание …»

«Способ решения…»

Вопрос можно начать со слова – предложи….

(Вопросы, направленные на алгоритм решение задачи, применение изученной формулы.)

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем … отличается от …?, «Что лучше, легче?» и т.д.

Вопрос можно начать со слова – поделись…

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

«Зигзаг»

1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.

2 этап – рассаживаются в группы экспертов, по номерам, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал.

Прием «Кластер». Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Прием «шесть шляп критического мышления».

Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении.

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.

«Белая шляпа» - информация (констатируются факты по теме, без обсуждения).

«Желтая шляпа» - позитивные суждения (высказываются положительные моменты).

«Черная шляпа» - критика – проблемы и трудности (определяются отрицательные стороны проблемы).

«Зеленая шляпа» - творческие суждения, предложения (высказываются самые бредовые идеи и предложения).

«Красная шляпа» - эмоциональные суждения без объяснений (формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе с материалом).

«Синяя шляпа» - обобщение сказанного, философский взгляд (проводится анализ по проблеме).

Этот прием «6 шляп» можно использовать при любом уровне сложности. Шляпы необязательно использовать всех цветов. Одновременно можно использовать три, четыре шляпы. Смена шляп учащихся приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина изучаемого материала.

Использование данного приема на уроках развивает у обучающихся способность структурировать информацию, позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Еще один из способов графической организации материала таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал». Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с информацией учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый столбик «Знаю».

2 шаг: По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать».

3 шаг: В конце урока, на фазе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьем столбце то, что узнали.

 

 

 

 

 

 


 

Статья Развитие критического мышления на уроках математики в начальной школе

Статья Развитие критического мышления на уроках математики в начальной школе

Формирование критического мышления начинается с правильной постановки вопросов, для этого учитель, готовясь к урокам, на которых планируется эта работа, должен определить круг изучаемых проблем, и…

Формирование критического мышления начинается с правильной постановки вопросов, для этого учитель, готовясь к урокам, на которых планируется эта работа, должен определить круг изучаемых проблем, и…

Для развития критического мышления младших школьников рекомендую использовать на уроках математики методы и приемы, направленные на развитие критического мышления (Приложение 1) : - «Мозговой штурм»,…

Для развития критического мышления младших школьников рекомендую использовать на уроках математики методы и приемы, направленные на развитие критического мышления (Приложение 1) : - «Мозговой штурм»,…

Приложение 1 Методы и приемы, направленные на развитие критического мышления учащихся начальной школы

Приложение 1 Методы и приемы, направленные на развитие критического мышления учащихся начальной школы

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты)

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты)

Уточняющие вопросы . Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал

Уточняющие вопросы . Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал

Вопросы, направленные на алгоритм решение задачи, применение изученной формулы

Вопросы, направленные на алгоритм решение задачи, применение изученной формулы

Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении

Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении

По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать»

По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024