Статья: «Стили и жанры в музыке».
Оценка 4.9

Статья: «Стили и жанры в музыке».

Оценка 4.9
docx
10.04.2023
Статья: «Стили и жанры в музыке».
Стили и жанры в музыке.docx

Статья: «Стиль и жанры в музыке».

Стиль и жанры, это понятия, характеризующие систему выразительных средств, которая служит для воплощения определенного содержания и свойственна конкретному историческому периоду, национальной культуре, отдельному  направлению или школе. В Музыкознании различают понятия стиля музыкально – исторической эпохи: барокко, классицизм, романтизм.

Национализация музыкального стиля: русский, французский.

Направления «школы»: Мангеймская, Могучая кучка. Индивидуальный композиторский стиль: стиль Баха, Моцарта.

Стиль разных периодов в творчестве композиторов: ранний, зрелый, поздний. Стиль отдельного произведения «Прометей» Скрябина.

Стиль категория историческая, меняющая свое содержание в разные эпохи.

Стили:– строгий, – свободный, – барокко, – классицизм, – рококо (галантный), –сентиментализм, – романтизм, – импрессионизм, – эксимпрессионизм, – авангардизм.

Следует различать: стиль, стилизация и полистилистика.

Стилизация – преднамеренное создание композитором характерных черт музыки древней эпохи, национальности, творческой личности. Объектом стилизации может быть композиторский стиль (Щедрин «Подражание Альбинесу»); национальный стиль («Русский концерт» Лало); временной стиль («Классическая симфония» Прокофьева); жанр («Кончерто Гроссо» Шнитке), может имитировать отдельные элементы музыкального языка какого-либо стиля («19 век» Рапсодия на тему Паганини).

В музыке второй половины 20вв. широкое распространение получила полистилистика – 1968 год (Шнитке): опера «Солдаты» Б.Цемермана (1960,1961), Штакхаузен «Телемузыка» (1966), «Гимны»(1967). А.Шнитке: 2 скрипичных сонаты 1968, Серенада для инструментального ансамбля; 1 симфония 1972 год.

Музыкально-текстовая цитата предполагает точное воспроизведение фрагментов произведений из классического и баррочного стиля (9 симфония Смольского).

«Жанровое цитирование»: «Кончерто Гроссо», Домарацкий «партита для трубы, валторны и тубы», Дорохин «Мемориал».

Джаз-рок – 9симфония Д. Смольского, Глебов сумел воспринять джаз, оригинально, использовав его, характерную стилистику в музыке балета «Мечта».

Аллюзия (отход от авторского текста): «Аппалон Заканадаўца», Ария Генсихорда (аллюзия на стиль Моцарта, Стравинского, Мусоргского).

Жанр – это вид музыкального произведения, определённый, прежде всего той обстановкой, требованиям которой объективно соответствует произведение, а также каким-либо дополнительным признаком (форма, исполнительские средства, «поэтика», практическая функция) или их сочетание.

Обобщение через жанр впервые использовано исследователем Альшвангом в связи с анализом опер «Русалка» и «Кармен». Обобщение через жанр – выразить применение жанра, обладающего свойствами в опосредованном виде (эмоции, мысли и объективную правду).

Сохар, сделавший классификацию музыкальных жанров на основе обстановки исполнения, отметил переходы одного и тогоже жанра из класса в класс. Этот переход называется Миграция. Месса h moll и Реквием (в начале синтез с классом концертных произведений и в то же время расслоились на культовые и концертные.

Жанр музыки – (от лат. «род, падеж»)– многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкального творчества, в связи с их происхождением и жизненным назначением, способам и местам исполнения, восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

Классификация музыкальных жанров.

В одном из подходов жанры подразделяют: первичные (Цукерман–песня, танец и марш) и вторичные.

У Скребкова: декламационность, моторность, распевность.

Сохар добавляет к указанному количеству жанров инструментальную сигнальность и звуковыразительность.

Вторичные жанры сформировавшись в процессе развития профессионального творчества композитора. (симфония, соната, концерт) Жанровая классификация условна, так как жанры в чистом виде практически не встречаются.

По принципу общественного бытования делятся:

–театральные (опера, балет, водевиль, оперетты)

–концертные (симфонии, соната, романс, кантата)

–массово-бытовые (песня, танец, марш)

–культовые (молитвенные песнопения, месса, реквием)

–обрядовые (трудовая песня, хороводная, колыбельная)

По составу исполнителей и месту исполнения:

–инструментальные (сюиты, концерт, симфония)

а) сольные

б) ансамблевые

в) оркестровые

– вокальные (песня, романс, ария, хор)

–вокально-инструментальные (кантата, оратория)

–музыкально-театральные (опера, оперетта, водевиль)

На основе содержательной фактуры:

–лирические (колыбельные, ноктюрн, пастораль)

–моторные (танцевальная музыка, скерцо, марши)

–эпические (баллады, былины, рапсодии)

–драматические (траурные марши)

Жанровый синтез имеет несколько форм:

–жанровая полифония, используется композиторами как эффективный приём драматур-гии, как способ сплетения одноимённых начал («Иван Сусанин» Глинка на фоне ариозо Сусанина в далеке мазунр ритм поляков)

–жанровая изобразительность (это излюбленный прием 19 вв, когда в академическую музыку стал проникать жанр бытовой. При этом следует говорить о внутреннем расслоении на жанр отражающий и отражаемый (Шопен «Прелюдия»).

Жанровое цитирование возникает эпизодически, а не распространено на все произведения («Богатырские ворота» Мусоргский).

Жанровое сопоставление сопряжение жанров по горизонтали (“Карнавал”).

Жанровая модуляция – один из приемов крупного симфонического развития.

Жанровая интерпритация – возникает при исполнении произведения музыкальной яркой индивидуальности.

Жанровая мутация–качественное преобразование жанров с их принципами.

Жанр иерархичен:

–эпос-лирика-драма

–песенность-танец-оперность-балетность

–вальсовость-фугатность-ариозность

–аккампонимент ноктюрна, выды синкопы танго.


 

Статья: «Стиль и жанры в музыке»

Статья: «Стиль и жанры в музыке»

Обобщение через жанр впервые использовано исследователем

Обобщение через жанр впервые использовано исследователем

На основе содержательной фактуры: –лирические (колыбельные, ноктюрн, пастораль) –моторные (танцевальная музыка, скерцо, марши) –эпические (баллады, былины, рапсодии) –драматические (траурные марши)

На основе содержательной фактуры: –лирические (колыбельные, ноктюрн, пастораль) –моторные (танцевальная музыка, скерцо, марши) –эпические (баллады, былины, рапсодии) –драматические (траурные марши)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023