Статья: «Стиль и жанры в музыке».
Стиль и жанры, это понятия, характеризующие систему выразительных средств, которая служит для воплощения определенного содержания и свойственна конкретному историческому периоду, национальной культуре, отдельному направлению или школе. В Музыкознании различают понятия стиля музыкально – исторической эпохи: барокко, классицизм, романтизм.
Национализация музыкального стиля: русский, французский.
Направления «школы»: Мангеймская, Могучая кучка. Индивидуальный композиторский стиль: стиль Баха, Моцарта.
Стиль разных периодов в творчестве композиторов: ранний, зрелый, поздний. Стиль отдельного произведения «Прометей» Скрябина.
Стиль категория историческая, меняющая свое содержание в разные эпохи.
Стили:– строгий, – свободный, – барокко, – классицизм, – рококо (галантный), –сентиментализм, – романтизм, – импрессионизм, – эксимпрессионизм, – авангардизм.
Следует различать: стиль, стилизация и полистилистика.
Стилизация – преднамеренное создание композитором характерных черт музыки древней эпохи, национальности, творческой личности. Объектом стилизации может быть композиторский стиль (Щедрин «Подражание Альбинесу»); национальный стиль («Русский концерт» Лало); временной стиль («Классическая симфония» Прокофьева); жанр («Кончерто Гроссо» Шнитке), может имитировать отдельные элементы музыкального языка какого-либо стиля («19 век» Рапсодия на тему Паганини).
В музыке второй половины 20вв. широкое распространение получила полистилистика – 1968 год (Шнитке): опера «Солдаты» Б.Цемермана (1960,1961), Штакхаузен «Телемузыка» (1966), «Гимны»(1967). А.Шнитке: 2 скрипичных сонаты 1968, Серенада для инструментального ансамбля; 1 симфония 1972 год.
Музыкально-текстовая цитата предполагает точное воспроизведение фрагментов произведений из классического и баррочного стиля (9 симфония Смольского).
«Жанровое цитирование»: «Кончерто Гроссо», Домарацкий «партита для трубы, валторны и тубы», Дорохин «Мемориал».
Джаз-рок – 9симфония Д. Смольского, Глебов сумел воспринять джаз, оригинально, использовав его, характерную стилистику в музыке балета «Мечта».
Аллюзия (отход от авторского текста): «Аппалон Заканадаўца», Ария Генсихорда (аллюзия на стиль Моцарта, Стравинского, Мусоргского).
Жанр – это вид музыкального произведения, определённый, прежде всего той обстановкой, требованиям которой объективно соответствует произведение, а также каким-либо дополнительным признаком (форма, исполнительские средства, «поэтика», практическая функция) или их сочетание.
Обобщение через жанр впервые использовано исследователем Альшвангом в связи с анализом опер «Русалка» и «Кармен». Обобщение через жанр – выразить применение жанра, обладающего свойствами в опосредованном виде (эмоции, мысли и объективную правду).
Сохар, сделавший классификацию музыкальных жанров на основе обстановки исполнения, отметил переходы одного и тогоже жанра из класса в класс. Этот переход называется Миграция. Месса h moll и Реквием (в начале синтез с классом концертных произведений и в то же время расслоились на культовые и концертные.
Жанр музыки – (от лат. «род, падеж»)– многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкального творчества, в связи с их происхождением и жизненным назначением, способам и местам исполнения, восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
Классификация музыкальных жанров.
В одном из подходов жанры подразделяют: первичные (Цукерман–песня, танец и марш) и вторичные.
У Скребкова: декламационность, моторность, распевность.
Сохар добавляет к указанному количеству жанров инструментальную сигнальность и звуковыразительность.
Вторичные жанры сформировавшись в процессе развития профессионального творчества композитора. (симфония, соната, концерт) Жанровая классификация условна, так как жанры в чистом виде практически не встречаются.
По принципу общественного бытования делятся:
–театральные (опера, балет, водевиль, оперетты)
–концертные (симфонии, соната, романс, кантата)
–массово-бытовые (песня, танец, марш)
–культовые (молитвенные песнопения, месса, реквием)
–обрядовые (трудовая песня, хороводная, колыбельная)
По составу исполнителей и месту исполнения:
–инструментальные (сюиты, концерт, симфония)
а) сольные
б) ансамблевые
в) оркестровые
– вокальные (песня, романс, ария, хор)
–вокально-инструментальные (кантата, оратория)
–музыкально-театральные (опера, оперетта, водевиль)
На основе содержательной фактуры:
–лирические (колыбельные, ноктюрн, пастораль)
–моторные (танцевальная музыка, скерцо, марши)
–эпические (баллады, былины, рапсодии)
–драматические (траурные марши)
Жанровый синтез имеет несколько форм:
–жанровая полифония, используется композиторами как эффективный приём драматур-гии, как способ сплетения одноимённых начал («Иван Сусанин» Глинка на фоне ариозо Сусанина в далеке мазунр ритм поляков)
–жанровая изобразительность (это излюбленный прием 19 вв, когда в академическую музыку стал проникать жанр бытовой. При этом следует говорить о внутреннем расслоении на жанр отражающий и отражаемый (Шопен «Прелюдия»).
Жанровое цитирование возникает эпизодически, а не распространено на все произведения («Богатырские ворота» Мусоргский).
Жанровое сопоставление сопряжение жанров по горизонтали (“Карнавал”).
Жанровая модуляция – один из приемов крупного симфонического развития.
Жанровая интерпритация – возникает при исполнении произведения музыкальной яркой индивидуальности.
Жанровая мутация–качественное преобразование жанров с их принципами.
Жанр иерархичен:
–эпос-лирика-драма
–песенность-танец-оперность-балетность
–вальсовость-фугатность-ариозность
–аккампонимент ноктюрна, выды синкопы танго.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.