Бедрина Светлана Николаевна
Воспитатель
МКДОУ д/с №178
г. Новосибирск, Российская Федерация
Сущность взаимодействия воспитателей и дошкольников в педагогическом процессе детского сада
Аннотация: В настоящее время в связи с увеличением числа детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, организация данного учебно-воспитательного процесса в детских садах должна осуществляться как на основе принципов воспитания детей младшего возраста, так и дополнительно на принципах коррекционной педагогики. Взаимодействие воспитателя с детьми должно базироваться на глубоком понимании основных причин и особенностей индивидуальных вариантов их развития; умении определять условия для совершенствования их познавательной и эмоционально-волевой сферы с целью реализации различных резервов детей, а также их эффективного обучения и воспитания.
Ключевые слова: воспитатель, взаимодействие, ребенок, детский сад, педагогический процесс, межличностные отношения.
Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии.
Понятие взаимодействие воспитателей и дошкольников в педагогическом процессе детского сада отражает только одну из характеристик более широкого философского понимания категории «взаимодействие» в педагогическом процессе.
Под взаимодействием в общем значении подразумевается процесс взаимовлияния как объектов (педагогических ресурсов и средств) на участников образования, так и его субъектов друг на друга.
Взаимодействие – это философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимный переход, а также порождение одним объектом другого.
Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействия с другими объектами [1].
Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. В силу универсальности взаимодействие осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Принцип взаимодействие конкретизируется в учении о причинности. Именно взаимодействие определяет отношение причины и следствия.
Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, обусловливает развитие объектов. Именно взаимодействие противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. Взаимодействие с точки зрения педагогики – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое осмысление – это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. [2, 3, 4]. Следует отметить, что единого толкования понятия «взаимодействие» в психолого-педагогической литературе нет.
Взаимодействие – универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса.
Понятие взаимодействие воспитателей и дошкольников в педагогическом процессе детского сада охватывает только субъективные взаимодействия.
В ряду специфических характеристик системы дошкольного образования детей ключевое значение имеют «право свободного выбора» и «взаимодействие педагога и ребенка» как соподчиненные педагогические принципы и явления. Именно безоговорочное признание прав ребенка на добровольный выбор существенно влияет на характер личностных отношений между педагогом и учеником в дополнительном образовании. Добрая воля ребенка — это то, что авансирует, делает реальной педагогическую деятельность.
Одной из самых привлекательных, активно обсуждаемых проблем современной науки и практики, является проблема взаимодействия педагога и ребенка
На современном этапе обсуждения проблемы взаимодействия сложились следующие основные тенденции:
1) взаимодействие педагога и детей – это особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнерских), которые зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога;
2) взаимодействие и все многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависят только от профессионализма педагога, особенностей его педагогического такта, мастерства, стиля и его авторитета как руководителя;
3) процесс взаимодействия имеет свою собственную природу и закономерности, которые можно реализовать в педагогической практике на разном уровне.
Взаимодействие – связь явлений; система отношений связи, взаимозависимости между людьми и общественными группами; взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели, решения общих задач.
Взаимодействие – это не только отношения участников совместной деятельности, но это и связанное с ним общение людей друг с другом. Известна существующая зависимость между общением и совместной деятельностью в становлении психики человека и развитии личности.
Данный постулат получил обоснование в работах известных психологов Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о последовательности доминирования ведущих видов общения и деятельности на протяжении определенного возрастного периода человеческого развития [5, 6]. Суть идеи последования достаточно проста - с рождения до юности происходит естественная смена ведущих видов деятельности и общения, что обеспечивает преемственность этапов становления личности и познавательной сферы человека. При этом надо иметь в виду, что каждую разновидность ведущей деятельности отличает и особый способ взаимодействия - общения - сотрудничества людей друг с другом. Этот особый способ утверждается и сохраняется у личности на всю жизнь как определенная способность к эмоциональному общению, рефлексии, коммуникативным и предметно-орудийным действиям, учению, воображению, умению пользоваться символами, умению сотрудничать, анализировать, планировать собственные действия и т. д.
Характер взаимодействия детерминируется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Несомненно, что ситуация сотрудничества предполагает определенный характер действия и поведения человека по сравнению с ситуацией соперничества. В первом случае - это взаимные симпатии и притяжение, создающие целостное, внутригрупповое состояние удовлетворения, потребность быть вместе. В другом - неприятие, несовместимость, а может быть, и враждебность, ведущие к конфликту [7].
Взаимодействие педагога и ребенка есть процесс межличностного взаимодействия, и он всегда является двусторонне активным процессом, или «обменом», предполагающим уже известную нам равноправность, соразмерность того, что «обменивается», и одновременно увеличение возможностей каждого. Взаимодействие в педагогическом процессе, по справедливому утверждению психологов, является одним из способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка (его персонализации). Его дополнительный эффект состоит в межиндивидуальном влиянии, базирующемся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке. В этом случае мы говорим, что при определенных условиях взаимодействие становится фактором развития личности не только ребенка, но и педагога [8].
Именно межличностные отношения, возникающие между детьми и педагогами дошкольного образования, нередко становятся первой и главной притягательной силой для детей, которые еще точно не определили свой интерес в предметной деятельности, но получают от педагога и сверстников в группе так необходимое для них общение. Реальна и другая ситуация - ребенок имеет устойчивый интерес к предметной деятельности, но покидает группу или иное объединение именно потому, что те межличностные отношения, которые сложились в них, травмируют его.
В структуре взаимодействия обычно выделяют связь трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческо-волевого (Н.Н. Обозов) [9].
Когнитивный (гностический, информационный) компонент можно определить как осознание субъектом объекта или субъектами друг друга, которое характеризуется активностью субъектов, принимающих и перерабатывающих информацию. Во взаимодействии педагогов и школьников – это процесс восприятия и понимания.
Эмоциональный компонент характеризует состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями.
Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, речь, то есть то, что люди могут наблюдать друг в друге.
Основными проявлениями названных компонентов взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияние.
Уровень взаимопонимания педагогов и воспитанников зависит от того, какие цели их объединяют и как эти цели осознаются субъектами взаимодействия.
Взаимовлияние зависит от характера взаимоотношений педагогов и воспитанников, если между ними установились положительные отношения, то они легче приходят к согласию и влияют друг на друга.
Таким образом, понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универсальную общую форму движения, влияния объектов друг на друга.
Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для развития личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях в результате чего усиливается их влияние друг на друга.
Сочетание и развитие компонентов – характеристик определяется и регулируется интеграцией различных влияний: психологическим климатом в коллективе, видом и характером деятельности, целеполаганием, индивидуальными особенностями взаимодействующих сторон.
Такие интергативные характеристики взаимодействия педагогов и воспитанников как срабатываемость и совместимость, позволяют понять его сущность.
Срабатываемость характеризует совместную деятельность с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости.
Она выражается в оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии.
Конфликтность, субъективность, переживается партнерами, является показателем низкой сработанности людей. Отсутствие согласованности проявляется в речевом общении и поведении в целом.
Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия.
Таким образом, взаимодействие воспитателей и дошкольников в педагогическом процессе детского сада – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.
Список литературы
1. Философский словарь/под ред. Ивлева А.А. – Алматы, 2016. – 570 с.
2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2010. – 255 с.
3. Левшин Л. А. Логика педагогического процесса – М.: Знание, 1986. – 96 с.
4. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Высшая школа, 1978. – 569 с.
6. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – М., 1996. – №3. – С. 42-49
7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. – 127 с.
8. Клопотова Е. Изучение субкультуры дошкольников. – М., 2014. – 130 с.
9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – СПб: Питер, 2014. – 310 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.