Моисеева Р.И.
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск
Театрализация в жизнедеятельности младших школьников с аномалией
слуха
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) изменились требования к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На дополнительную коррекционную работу педагогам отводится 10 часов оплачиваемого времени. Педагогическая деятельность в образовательной организации предусматривает максимальное взаимодействие специалистов в процессе развития и становления личности ребёнка с ОВЗ.
Особые трудности слабослышащие и позднооглохшие школьники с комплексными нарушениями имеют в процессе реализации мысли в устной речи (вербализации). Их устную речь отличает воспроизведение отдельных звуко- и словосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и указаниями на предметы. Как правило, интерес к вербальному общению отсутствует. При овладении письменной формой речи также возникают значительные трудности. Только хорошо развитая связная речь помогает обучающемуся благоприятно достигать положительных успехов в учёбе, высоких результатов во внеурочное время, в современной жизни с её социальными аспектами, разнообразными и сложными коммуникационными особенностями.
Современная педагогика
рассматривает возможности театральной
деятельности в качестве реального средства речевого развития, а также нравственного,
эстетического, духовного, художественного воспитания детей младшего школьного
возраста с нарушениями слуха, так как эти обучающиеся более чем другие дети,
нуждаются в специальном расширении сенсомоторного пространства.
Дети с нарушениями слуха с трудом
постигают смысл
воспринимаемого материала, у них образуются лишь простейшие, а не
главные связи между объектами. У таких детей сужен объём восприятия, оно
характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. Поскольку
круг впечатлений ребёнка ограничен тем, что он
видит, а его представления о жизни не пополняются за счёт качественного
вербального общения с окружающими, то в таком случае преобладают в основном стереотипные
игры. Без специального обучения данные игры
длительное время носят предметно-процессуальный характер, не являются основой
для подлинной сюжетно-ролевой игры, которая не достигает уровня слышащих сверстников.
Нарушение
речи также приводит к нарушению психоэмоционального развития, что осложняет
взаимодействие детей с социумом. В связи с недостаточным уровнем развития
речи, эмоциональной незрелостью, детям необходим комплексный подход в
разработке материала для театрализации.
Именно поэтому, наиболее эффективным
методом работы в ходе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха является театрализация,
предоставляющая широкие возможности для использования игровых ситуаций и
решения специальных речевых задач, включающая в себя широкое и вместе с тем
целенаправленное ознакомление детей с миром вещей и отношений. Театрализация
обобщает техники, методы и приёмы театральной
педагогики, позволяющие корректировать психомоторику, сенсорные
процессы, речевой, зрительный, тактильный и слуховой анализаторы.
Школьная театральная педагогика в качестве междисциплинарного направления, обусловленная рядом социально-культурных и образовательных факторов, в полной мере решает проблемы коммуникативно-вербальной культуры. Она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит своё отражение в различных формах и направлениях образования. На основе театрализованной деятельности реализуются задачи воспитания и обучения детей с аномалиями слухового развития, поэтому принцип интеграции в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» внеурочной деятельности выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.
Внеклассные мероприятия с включением методов театральной педагогики, проводимые в течение года, предполагают знакомство с настольным, пальчиковым, кукольным театром; с играми-импровизациями, сюжетно-ролевыми играми, с содержанием русских народных сказок, произведениями детских писателей, через это у детей развивается речь, творческие и познавательные способности.
Театрализация, включённая в жизнедеятельность детей способствует:
· пробуждению в душе каждого ребёнка чувства прекрасного;
· формированию устной речи;
· активизации речевых возможностей;
· развитию силы голоса;
· созданию эмоционального настроя;
· выработке умения выражать свои чувства;
· воспитанию доброжелательного отношения к окружающим в процессе творческой работы и за её пределами.
Творческие задания, создание проблемных ситуаций, стимулируют речевое, интеллектуальное, творческое, духовное развитие личности, при этом активно используется индивидуально-дифференцированный подход, позволяющий уделять должное внимание каждому ребёнку с нарушениями слуха, что особенно важно, поскольку он имеет вторичные нарушения.
Алгоритм подготовки,
организации и проведения театрализации с детьми,
имеющими нарушения слуха состоит в следующем:
· выбор и обязательная адаптация материала;
· знакомство с героями произведения, их отрицательными и положительными чертами, их ролью в сюжете;
· распределение ролей по согласованию;
· раздача речевого материала педагогам по развитию слухового восприятия и формированию произношения (РСВ и ФП);
· эмоциональное восприятие образа героя детьми и передача его состояния в действительность;
· подготовка декораций, костюмов, афиш, выставок рисунков и поделок;
· подборка музыкального сопровождения;
· соединение всех элементов театральной деятельности воедино (репетиции);
· представление-демонстрация талантов зрителям;
· релаксация, итоговое обсуждение участников и зрителей.
Планируя работу по
театрализованной деятельности на учебный год,
в образовательном учреждении организуется и проводится постановка четырёх адаптированных
сказок (одна сказка в четверть), с учётом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями слуха. В 2018/2019
были представлены сказки: «Теремок», «12 месяцев», «По щучьему велению»,
«Рукавичка», что оказало положительное влияние на речевое развитие;
положительно отразилось на творческих и познавательных способностей обучающихся.
У ребят активизировались речевые возможности, эмоциональный настрой, сформировалась
способность доступно выражать свои мысли и относиться доброжелательно к
окружающим, на что указывают диаграмма №2 и сравнительная таблица №1.
Уровень речевой активности (Сентябрь 2018) Диаграмма №1
Уровень речевой активности (Май 2019) Диаграмма №2
Тип задания |
Динамика уровня развития речи младших школьников с нарушениями слуха |
||
Сентябрь 2018 |
Май 2019 |
Результат |
|
Пересказ сказки, рассаза |
(14,3%) |
(28,6%) |
(+14,3%) |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
(19,1%) |
(33,3%) |
(+14,2%) |
Рассказ на основе личного опыта |
(09,5%) |
(42,9%) |
(+37,4%) |
Составление описательного рассказа |
(09,5%) |
(38,1%) |
(+28,6%) |
Продолжение рассказа по заданному началу |
(19,1%) |
(33,3%) |
(+14,2%) |
Таблица №1
Таким образом, включение театрализации в жизнедеятельность детей с аномалией слуха способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования речевой деятельности, общих игровых навыков, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных жизненно-социальных ситуациях.
Список литературы
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / P.M. Боскис – М.: Изд. 1988.
2. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка./ В.А. Синяк, М. М. Нудельман – М., 1975.
3. Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей./ Л.И. Тигранова – М., 1978.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.