Статья "Театрализация в жизнедеятельности младших школьников с аномалией слуха"

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ 2020 по театрализации.docx

Моисеева Р.И.

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск


Театрализация в жизнедеятельности младших школьников с аномалией слуха

 

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) изменились требования к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На дополнительную коррекционную работу педагогам отводится 10 часов оплачиваемого времени. Педагогическая деятельность в образовательной организации предусматривает максимальное взаимодействие специалистов в процессе развития и становления личности ребёнка с ОВЗ.

Особые трудности слабослышащие и позднооглохшие школьники с комплексными нарушениями имеют в процессе реализации мысли в устной речи (вербализации). Их устную речь отличает воспроизведение отдельных звуко- и словосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и указаниями на предметы. Как правило, интерес к вербальному общению отсутствует. При овладении письменной формой речи также возникают значительные трудности. Только хорошо развитая связная речь помогает обучающемуся благоприятно достигать положительных успехов в учёбе, высоких результатов во внеурочное время, в современной жизни с её социальными аспектами, разнообразными и сложными коммуникационными особенностями.

Современная педагогика рассматривает возможности театральной
деятельности в качестве реального средства речевого развития, а также нравственного, эстетического, духовного, художественного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, так как эти обучающиеся более чем другие дети, нуждаются в специальном расширении сенсомоторного пространства.

Дети с нарушениями слуха с трудом постигают смысл
воспринимаемого материала, у них образуются лишь простейшие, а не
главные связи между объектами. У таких детей сужен объём восприятия, оно
характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. Поскольку круг впечатлений ребёнка ограничен тем, что он
видит, а его представления о жизни не пополняются за счёт качественного вербального общения с окружающими, то в таком случае преобладают в основном стереотипные игры. Без специального  обучения данные игры
длительное время носят предметно-процессуальный характер, не являются основой для подлинной сюжетно-ролевой игры, которая не достигает уровня слышащих сверстников.
Нарушение речи также приводит к нарушению психоэмоционального развития, что осложняет взаимодействие  детей с социумом. В связи с недостаточным уровнем развития речи, эмоциональной незрелостью, детям необходим комплексный подход в разработке  материала для театрализации.

Именно поэтому, наиболее эффективным методом работы в ходе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха является театрализация, предоставляющая широкие возможности для использования игровых ситуаций и решения специальных речевых задач, включающая в себя широкое и вместе с тем целенаправленное ознакомление детей с миром вещей и отношений. Театрализация обобщает техники, методы и приёмы театральной
педагогики, позволяющие корректировать психомоторику, сенсорные
процессы, речевой, зрительный, тактильный и слуховой анализаторы.

Школьная театральная педагогика в качестве междисциплинарного направления, обусловленная рядом социально-культурных и образовательных факторов, в полной мере решает проблемы коммуникативно-вербальной культуры. Она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит своё отражение в различных формах и направлениях образования. На основе театрализованной деятельности реализуются задачи воспитания и обучения детей с аномалиями слухового развития, поэтому принцип интеграции в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» внеурочной деятельности выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.

Внеклассные мероприятия с включением методов театральной педагогики, проводимые в течение года, предполагают знакомство с настольным, пальчиковым, кукольным театром; с играми-импровизациями, сюжетно-ролевыми играми, с содержанием русских народных сказок, произведениями детских писателей, через это у детей развивается речь, творческие и познавательные способности.

Театрализация, включённая в жизнедеятельность детей способствует:

·     пробуждению в душе каждого ребёнка чувства прекрасного;

·     формированию устной речи;

·     активизации речевых возможностей;

·     развитию силы голоса;

·     созданию эмоционального настроя;

·     выработке умения выражать свои чувства;

·     воспитанию доброжелательного отношения к окружающим в процессе творческой работы и за её пределами.

 Творческие задания, создание проблемных ситуаций, стимулируют речевое, интеллектуальное, творческое, духовное развитие личности, при этом активно используется индивидуально-дифференцированный подход, позволяющий уделять должное внимание каждому ребёнку с нарушениями слуха, что особенно важно, поскольку он имеет вторичные нарушения.

Алгоритм подготовки, организации и проведения театрализации с детьми,
имеющими нарушения слуха состоит в следующем:

·     выбор и обязательная адаптация материала;

·     знакомство с героями произведения, их отрицательными и положительными чертами, их ролью в сюжете;

·     распределение ролей по согласованию;

·     раздача речевого материала педагогам по развитию слухового восприятия и формированию произношения (РСВ и ФП);

·     эмоциональное восприятие образа героя детьми и передача его состояния в действительность;

·     подготовка декораций, костюмов, афиш, выставок рисунков и поделок;

·     подборка музыкального сопровождения;

·     соединение всех элементов театральной деятельности воедино (репетиции);

·     представление-демонстрация талантов зрителям;

·     релаксация, итоговое обсуждение участников и зрителей.

Планируя работу по театрализованной деятельности на учебный год,
в образовательном учреждении организуется и проводится постановка четырёх адаптированных сказок (одна сказка в четверть), с учётом
психофизических возможностей обучающихся с нарушениями слуха. В 2018/2019 были представлены сказки: «Теремок», «12 месяцев», «По щучьему велению», «Рукавичка», что оказало положительное влияние на речевое развитие; положительно отразилось на творческих и познавательных способностей обучающихся. У ребят активизировались речевые возможности, эмоциональный настрой, сформировалась способность доступно выражать свои мысли и относиться доброжелательно к окружающим, на что указывают диаграмма №2 и сравнительная таблица №1.

Уровень речевой активности (Сентябрь 2018) Диаграмма №1

Уровень речевой активности (Май 2019) Диаграмма №2

 

Тип задания

Динамика уровня развития речи младших школьников с нарушениями слуха

Сентябрь 2018

Май 2019

Результат

Пересказ  сказки, рассаза

(14,3%)

(28,6%)

(+14,3%)

Рассказ по серии сюжетных картинок

(19,1%)

(33,3%)

(+14,2%)

Рассказ на основе личного опыта

(09,5%)

  (42,9%)

(+37,4%)

Составление описательного рассказа

(09,5%)

(38,1%)

(+28,6%)

Продолжение рассказа по заданному началу

(19,1%)

  (33,3%)

(+14,2%)

Таблица №1

 

Таким образом, включение театрализации в жизнедеятельность детей с аномалией слуха способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования речевой деятельности, общих игровых навыков, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных жизненно-социальных ситуациях.

 

Список литературы

1.   Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / P.M. Боскис – М.: Изд. 1988.

2.   Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка./ В.А. Синяк, М. М. Нудельман – М., 1975.

3.   Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей./ Л.И. Тигранова – М., 1978.


 

4.