Статья "Театральное наследие Самары XX века
Оценка 5

Статья "Театральное наследие Самары XX века

Оценка 5
docx
05.01.2021
Статья  "Театральное наследие Самары XX века
Театральное наследие.docx

 

 

 

 

 

Театральное наследие Самары XX века

 

Знаменщикова Елена Михайловна

Преподаватель МБУ ДО «ДШИ» м.р. Кинель-Черкасский

Самарской области

 

 

 

 

           

                                     

 

 

 

С. Кинель –Черкассы 2020.

 

 

 

 Наследие талантов всегда оказывало сильное влияние на подрастающее поколение. Люди, чья жизнь полностью предана своему делу, практически без остатка, становятся величайшим примером для подражания. Сегодня особенно актуально воспитание личностью, которая оставила свой след в истории, живя  на нашей земле, рядом с нами. На уроках по истории театра мы с учащимися часто говорим о выдающихся людях мира театра. Плеяда актеров режиссеров, драматургов, сценаристов прошлого и настоящего их мастерство, которое лежит в основе Советской и Российской театральной  школы является отправной точкой в работе с юными актерами. А говорить о том, что является нашим наследием просто необходимо. XX век ушел от нас уже безвозвратно, оставив величайшее наследие талантов и мастеров сцены.

Прошлое столетие подарило нам шесть главных театров. Каждый имеет безусловно свою история и свое творческое наследие.  События прошлого века оказывали существенное влияние  на культурную и в частности театральную жизнь Самары (Куйбышева).

Величественное здание на центральной площади города — площади Куйбышева — принадлежит Самарскому академическому театру оперы и балета, основанному в 1931 году.

Куйбышев - запасная Столица СССР. И это не просто слова. Чем больше читаешь документов и воспоминаний очевидцев о событиях, связанных с Великой Отечественной Войной, понимаешь, какой вклад внес этот город и главное его люди, на чьих  плечах ковалась победа. Наряду с тем, что сюда были эвакуированы большое количество фабрик и предприятий из городов, ставших жертвами фашистов, с нашего аэродрома  в воздух поднимались  легендарные штурмовики ИЛ-2, в городе размещалось правительство и иностранные посольства, здесь кипела культурная жизнь. Город был наполнен воздухом творчества гениальных композиторов, дирижёров и артистов, которые своим талантом согревали Куйбышевцев, помогая выстоять в это сложное для всей страны время.

Важным фактом, запечатленным на страницах военных газет,  имеющим серьезную историческую ценность, стала эвакуация Государственного академического Большого театра  Союза СССР в Куйбышев в 1941-1943 гг. Следует  отметить, что сведения о точной дате приезда труппы Большого театра в разных источниках разнятся.  В документах музея ГБДТ говорится о приезде в запасную столицу 18 ноября 1941 года.

Из воспоминаний об этом И.С. Козловского: «В середине октября основная труппа ГАБТ эвакуировалась в Куйбышев. Добирались, кто как мог. Сесть в поезд было практически невозможно. Мы 14 суток ехали на машинах. В Куйбышеве долгое время жили в железнодорожном вагоне».[1 ]

В газете Волжская коммуна» от18 декабря 1941 года сообщалось, что «в город прибыла труппа в составе 500 человек. На первых порах репертуар включит концертные программы и фрагменты спектаклей. По получении декораций и костюмов пойдут оперы и балеты, в которых выступят: В.Барсова, И.Козловский, М.Михайлов. М.Рсйзен, О.Лепешинская, А.Мессерер, А.Пирогов, В.Лубенцов, А.Ермолаев, Г.Жуковская, Б.Златогорова, Е.Межерауп, Е.Сливинская, С.Остроумов, А.Батурин. Б.Бугайский, П.Норцов, С.Красовский, С.Стрельцов и другие. Дирижировать спектаклями будут: народный артист СССР С.Самосуд, народный артист РСФСР Ю.Файер, народный артист СССР Л.Штейнберг, заслуженный деятель искусств РСФСР А.Мелик-Пашаев и профессор В.Небольсин. В составе труппы прибыли также главный художник П.Вильямс, художник М.Петровский, главный хормейстер М.Купер и другие».[4]


Труппа  ГАБТ получила возможность работать на сцене  местного оперного театра. Отсутствие костюмов и декораций не мешало работе артистов, слишком велико было желание работать. Поэтому первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном исполнении.  Но уже 11 ноября в городе появились афиши, приглашавшие на встречу с коллективом Большого театра. А 13 ноября состоялся первый концерт, в котором выступили все ведущие солисты, балет и хор ГАБТ. Позже в таких концертах стали принимать участие и актеры местных театров.[2]

Настоящим праздником стали спектакли Большого театра для всего населения военного Куйбышева и всегда сопровождались овациями при полном аншлаге.

В  период, когда театр находился в Куйбышеве,  в его  репертуаре появились   премьеры семь оперных спектаклей и три балетных. Открыл театр свой театральный сезон  в декабре 1941 года оперой «Травиата» Джузеппе Верди. [5]

С премьерой возникли сложности. Дело в том, что «Во время эвакуации фашисты разбомбили эшелон с декорациями и костюмами. Погибли сопровождающие его рабочие сцены и заведующий постановочной частью театра Л. Исаев, — вспоминал об этом периоде знаменитый певец, народный артист СССР Иван Семенович Козловский. — Декорации писались заново, но возобновить костюмы в условиях военного времени и в очень короткие сроки было невозможно».[7]

Всего зрители увидели спектакль 57 раз. Заключительный спектакль прошел с аншлагом 28 июня 1943 года.[4]

Несомненно Большой театр оказал серьезное прогрессивное влияние на развитие Культуры Самарского края.

 Артисты часто выступали в воинских частях, в госпиталях Куйбышева, в   цехах заводов, в колхозах области.

     Все спектакли Большого проходили при аншлагах. Вот что вспоминает артистка хора Большого театра Татьяна Державина:«Сила воздействия спектаклей была необыкновенной. Однажды в последнем действии «Ивана Сусанина», когда Максим Дормидонтович Михайлов пел предсмертную арию Сусанина, по мосткам, переброшенным из зрительного зала, на сцену поднялся военный и расстегнул кобуру, чтобы уничтожить иноземных убийц и спасти русского патриота. Хорошо, что рабочие сцены успели вовремя успокоить офицера».[7 ]

Чем больше мы отдаляемся от тех легендарных лет, тем более весомым и грандиозным становится для нас факт пребывания Государственного академического Большого театра  Союза СССР в Куйбышеве в 1941-194 годах.

Многим артистам  Куйбышевских театров   посчастливилось работать вместе с именитыми артистами.

 Важным событием стал большой ночной концерт 12 января 1943 года в театре оперы и балета , в котором приняли участие вместе с солистами Большого театра ведущие исполнители куйбышевских театров и филармонии.  Концерт был благотворительным и все полученные средства от концерта были передан в фонд строительства авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев».

     Известный артист Куйбышевского драматического театра Георгий Шебуев в своей книге «Актерское счастье» вспоминал, как однажды его пригласили выступить в одном из концертов Большого театра с монологом Эгмонта из одноименной трагедии Гете

5 марта 1942 года оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрия Шостаковича. Концерт транслировался всеми радиостанциями страны и имел огромный резонанс в мире. Это легендарное произведение отражало трагические события военного времени и передавало всю глубину величия подвига советского солдата. Симфония была дописана Дмитрием Шостаковичем  в Куйбышеве в эвакуации и исполнена оркестром Большого театра  под руководством Большого дирижёра  Самуила Самосуда.

До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь куйбышевцев в это трудное время, его артисты после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени.

Несколько лет длилась  реконструкция театрального здания, которое сегодня можно назвать одним из самых современных в стране.  Сохранённый  исторический фасад дает нам возможность любоваться грандиозным памятником архитектуры.

В настоящее время в труппе театра служат талантливые музыканты и актеры, имеющие почетные звания, являющиеся лауреатами всероссийских и международных конкурсов. В основе репертуара мы можем увидеть шедевры мировой оперы и балета.

Родившись на рубеже XIX-XX веков Самарский академический театр драмы им. М. Горького сразу же  в первом театральном сезоне заявил о себе, показав Самарской (Куйбышевской)публике комедию Н. Гоголя «Ревизор».

За свою долгую и интересную жизнь театр  пережил немало потрясений, которые отражались в творчестве.

Кстати, нельзя не сказать о том, что один из самых старейших театров России в 1881 году стал памятником архитектуры.

 Выдающимся театр делают люди – актеры, актерские династии. Для меня всегда интересна актерская галерея, актеры прошлого и настоящего. Это называют преемственность поколений. Мне бы хотелось назвать ушедших метров сцены ее хранителями и вдохновителями.

 Мое знакомство с миром профессионального театра началось со спектаклей Самарского театра драмы. Будучи выпускницей театрального коллектива Новокуйбышевского Дома пионеров я получила в подарок возможность лицезреть на сцене Веру Ершову, Владимира Гальченко, Александра Амелина, Ольгу Шебуеву, Светлану  Боголюбов, Владимира Борисова.  Мне повезло, я видела игру мастеров сцены. В тандеме играли именитые  и молодые актеры.  

А в фойе на меня смотрели пронзительным взглядом метры театральной сцены.

Григорий Шебуев и Зоя Чекмасова.

Талантливые хорошие актеры всегда наполняли труппу театра, такой по масштабу личности пожалуй не было ни до ни после.

Георгий Шебуев был высокоинтеллектуальным человеком, вокруг него всегда было множество самых разных людей. Он был будто человек с другой планеты.

 Тонкий ум, одаренность от природы,  разносторонняя образованность, внутренняя красота и интеллигентность отличали этого прекрасного актера от его партнеров по цеху. И как сейчас нам не хватает  его гениальности.

 Шебуев любил Самару, ее улочки и дома. Он был самарским по рождению. Об этом он писал в своей книге «Я гуляю по Самаре, как по Парижу»».

«Шебуев был истинно самарским человеком, он как-то сказал, что гуляет по Самаре, как по Парижу. Ему было довольно и этих, на взгляд обывателя, скудных впечатлений, остальное "дописывала" его феноменальная память. Она, точно негатив, хранила картины детства и юности, и тех бурных дней начала 20-х, когда он вновь ненадолго оказался в Самаре. Ему ничего не стоило "проявить" эту "пленку" - и возникали знакомые лица, улицы, площади, памятники, что-то говорили и что-то играли люди сцены и люди города.»

Кстати, интересно, что именно в Самаре он стал Шебуевым. До этого он был по отцу Гублер.

Судьбе было угодно, чтобы они встретились, два обаятельных человека, одинаково любящих  театр, в нем была вся их жизнь. Григорий Шебуев и Зоя Чекмасова. Она была необыкновенно красивой женщиной, самой очаровательной в городе. Анатолий Папанов в 50-х годах писал о Зое Чекмасовой, сыгравшей в спектакле «Бешенные деньги»: «Удивительно, на сцене  незаметная, скромная девушка, которая затем превращалась очень красивую, шикарную женщину.»

Зоя Чекмасова, очевидно, и правда, была совершенно  необыкновенным явлением,  все, кто ее знал  преклонялись не только перед ее актерским талантом, но и перед ее  удивительным талантом ценить и любить жизнь.  Она оставила сцену в 1964 году, но о ней никогда не забывали.

В преддверии своего 100-летнего юбилея в одном из интервью Чекмасова сказала: «Каждый день своего рождения я воспринимаю как самый большой подарок, который дарит мне жизнь. Я не хвораю, и мое старение - это естественное явление человеческой жизни. Очень хочу проводить ХХ век, ровесницей которой являюсь, поблагодарить его за счастливо прожитые годы. В них было все, начиная с фарса и кончая трагедией. Был театр, была любовь, был мой незабвенный, дорогой человек Георгий Александрович Шебуев. Мое самое большое счастье в том, что я не одинока: меня согревают мой сын, внучки, правнуки. Их жизнь - это моя жизнь. Вспоминаю ли я о театре? Забыть театр невозможно. Особенно, если ему отдана большая часть жизни. Во сне иногда вижу спектакли, в которых когда-то играла...»

Являясь свидетельницей всех бурных катаклизмов, драматических, и порою трагических перипетий XX века, она, тем не менее, до последних дней сохраняла удивительное жизнелюбие, душевную теплоту и доброжелательное отношение к людям. Об обаянии Зои Константиновны ходили легенды. Один из близких театру людей, имевший возможность в течение многих лет видеть ее на сцене, вспоминает, что это обаяние, сама по себе личность, природа Чекмасовой были столь притягательны, что даже не важно было, какие роли она играла.

Георгий  Александрович жаждал работы, кроме театра драмы он  пел в оперетте, читал с эстрады, давал рецензии на спектакли, написал выдающуюся книгу о театре. « Актерское счастье» - это не только творческий путь скорее история провинциального театра XX века. В книге будто оживают десятки портреты  людей театра, перед нами словно открывается занавес и мы сцена за сценой видим персонажей театральной жизни Самары прошлого века, будто спектакль, срежиссированный  корифеем сцены.

Выдающиеся актеры Самарской  сцены народные артиста РСФСР Георгий Шебуева и Зоя Чекмасова наше наследие и наше достояние. Актерская династия продолжилась  и внучка Георгия  Александровича и  Зои Константиновны Ольга Михайловна Шебуева  - Заслуженная артистка РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Козловский И.С. Длинны дороги войны... // Огонек. 1985. № 15. С. 5.

2. Мелик-Пашае А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы – М., 1976

3.Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. – М. 1984

4. Документальный Спецпроект Запасная столица на сайте Виртуальная Ретро Фонотека[http://retrofonoteka.ru/zapstolica/papers/bolshoi_teatr_v_kuibysheve_1945.1-1943.htm]

5. https://sgpress.ru/news/81565

6.Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

7. Козловский И.С. Длинны дороги войны... // Огонек. 1985. № 15. С. 5.

8.Кудряшов В. Без малого два года в Куйбышеве // Большой театр (газета, М.). 1995. 17 марта.

9. Георгий Шебуев и Зоя Чекмасова — Самарские судьбы samsud.ru
   Категория ролика: Сериал «Самарские судьбы». Рубрика: 2008-й год.

10. Валерий Иванов «Ушедшая натура» самарской драмы -
20.06.2015 Самарские известия

11.Г.А. Шебуев. Актерское счастье. Воспоминания/ Г. А. Шебуев-Куйбышев: Кн.изд-во, 1964. – 305,[1] c.


 

Скачано с www.znanio.ru

Театральное наследие Самары XX века

Театральное наследие Самары XX века

Наследие талантов всегда оказывало сильное влияние на подрастающее поколение

Наследие талантов всегда оказывало сильное влияние на подрастающее поколение

Куйбышевцев, помогая выстоять в это сложное для всей страны время

Куйбышевцев, помогая выстоять в это сложное для всей страны время

Поэтому первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном исполнении

Поэтому первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном исполнении

Сусанина, по мосткам, переброшенным из зрительного зала, на сцену поднялся военный и расстегнул кобуру, чтобы уничтожить иноземных убийц и спасти русского патриота

Сусанина, по мосткам, переброшенным из зрительного зала, на сцену поднялся военный и расстегнул кобуру, чтобы уничтожить иноземных убийц и спасти русского патриота

До лета 1943 года жил и работал в

До лета 1943 года жил и работал в

Ольгу Шебуеву, Светлану Боголюбов,

Ольгу Шебуеву, Светлану Боголюбов,

Чекмасовой, сыгравшей в спектакле «Бешенные деньги»: «Удивительно, на сцене незаметная, скромная девушка, которая затем превращалась очень красивую, шикарную женщину

Чекмасовой, сыгравшей в спектакле «Бешенные деньги»: «Удивительно, на сцене незаметная, скромная девушка, которая затем превращалась очень красивую, шикарную женщину

XX века. В книге будто оживают десятки портреты людей театра, перед нами словно открывается занавес и мы сцена за сценой видим персонажей театральной жизни

XX века. В книге будто оживают десятки портреты людей театра, перед нами словно открывается занавес и мы сцена за сценой видим персонажей театральной жизни

Список литературы 1.Козловский

Список литературы 1.Козловский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2021