препоДа6атель коллеДжа Гжельского госуДарст6енного униВерситета
т |
ехника акриловой живописи сегодня является достаточно новой и малоизученной. До настоящего времени отсутствует фундаментальная теоретико-педагогическая работа, которая излагала бы приёмы акри- ловой техники в практике художественной школы. Теоретическое значение данной статьи заключается в объединении информации об истории, технических приёмах работы акриловыми красками, а также тонкостях данной техники. Практическое значение состоит в целесообразности обучения детей акриловой технике и поэтапной работы над созданием натюрморта как наиболее популярного жанра в учебной практике художественной школы.
По данной теме издано ряд работ: характеристика акриловых красок (Н.ОкуневаРаракина), описание особенностей акриловой краски современных производителей (М.Неретина), книги и журналы, самоучители с рекомендациями технических приёмов данного вида живописи (Д. Штиллер, С.Смит, П.Монахен, К.Голдман, Л.Санделл и другие).
Акриловая живопись — уникальная техника, позволяющая работать на поверхностях любого типа. Данная техника достаточно молода, история развития акриловой живописи насчитывает около 70 лет. Считается, что акриловые краски впервые появились в начале 1950-х гг. в Мексике во времена расцвета мексиканского мурализма, возникшего в начале ХХ в.
Мурализм — это монументальная фресковая живопись, суть которой состояла в оформлении общественных зданий циклами изображений, посвящённых истории народа. Монументалисты, обращаясь к традициям эпохи Возрождения, старались воссоздать искусство ацтеков и майя. Именно в Мексике перед учёными была поставлена государственная задача по изобретению краски с новыми уникальными свойствами, позволяющими использовать
их как в помещениях, так и при оформлении фасадов зданий.
Один из основоположников демократического национального мексиканского монументализма Давид Альфаро Сикейрос впервые использовал в своём творчестве краски на основе пироксилина, основой которых являются синтетические полихлорвиниловые смолы. Пироксилин к тому времени довольно широко применялся в промышленности, им окрашивали машины. Эксперименты с этими смолами привели к созданию акриловых красок.
В 1947 г. нью-йоркская компания Bocour Artists Colors выпустила на рынок первые акриловые краски для живописи «Магна» с уникальными свойствами: быстрое высыхание, яркость цветов и устойчивость к внешним факторам. Известные художники, такие как Марк Ротко (абстрактный экспрессионист), Энди Уорхол и Дэвид Хокни (поп-арт), Морис Луис (абстракционист), прекрасно овладели акриловой техникой и мастерски использовали в своих работах.
Состав современной акриловой краски достаточно лаконичен: пигмент, вода и акриловая смола, выступающая в качестве связующего компонента; наполнитель и добавки. Акрил — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве пленкообразователей.
Акриловая краска — универсальное и экологически чистое вещество, которое используют в станковой и монументальной живописи, ремонтных работах всех видов помещений. Эти краски не токсичны, не имеют запаха, не воспламеняются.
из о п а а 50 ы 35 |
Акриловые краски имеют следующие физические свойства: хорошая растворимость в воде, быстрое высыхание, после которого они приобретают устойчивость к влаге, фи-
зическим и химическим воздействиям; светоустойчивы, имеют большую яркую цветовую палитру; великолепное сцепление с любым видом обезжиренной поверхности (глина, холст, ткань, бумага, дерево, керамика, металл и другое).
Уникальность акриловой краски заключается в имитации ряда других техник, таких как акварель, гуашь, темпера и масло. Акрил не выцветает на солнце, как водорастворимые краски, не темнеет с течением времени, как масло. Передачу на полотне прозрачного или густого состояния краски усилит правильный выбор кистей. В зависимости от поставленной художником задачи пользуются разными видами кистей. Кисти с мягким волосяным пучком (белка, пони, колонок и др.) хорошо удерживают жидкую краску . Жёсткими кистями (свиная щетина) можно акриловую краску наносить как масло, толстым слоем. Но кисти из мягкой синтетики считаются универсальными, так как благодаря своей эластичности прекрасно удерживают краску и наносят как жидкий, так и густой мазок на холст.
Высокая скорость высыхания даёт возможность не прерывать процесс, что актуально в условиях постоянно меняющейся композиции на природе (пленэре). Но это же свойство создаёт сложности в работе начинающим художникам, особенно тем, кто привык работать с масляными красками. Срок высыхания зависит от толщины слоя акрила и составляет временной промежуток от нескольких секунд до часа и более.
Если художник допускает ошибку или хочет что-либо изменить, то её можно устранить либо наложением дополнительного покрываю[_цеГО слоя, или (если толстый мазок, имитирующий масло) затиркой наждачной бумаги до минимальной толщины, и тогда покрывается корректирующим слоем.
Но есть масса тонкостей, связанных с работой над цветовым решением картины. Можно использовать чистые цвета, а можно — смешивать (но не более трёх цветов). В отличие от масляной живописи, акриловые краски не тускнеют со временем.
В работе над картиной акриловыми красками должна быть предварительная подготовка, чёткая продуманность как главных, так и второстепенных деталей. Точно подбирать соответствующий цвет, сочетание нескольких
цветов и их применение на холсте. Например, тёмный цвет требует больше густоты пигмента для перекрытия светлой краской.
Неопытным художникам следует соблюдать временные интервалы, так как поспешное выкладывание нового слоя на невысохший мазок может привести к изменению цвета и растрескиванию слоя. Такое явление возможно как в станковой, так и в монументальной живописи, где следует учитывать качество грунтовки и степень её высыхания. Свежая краска, наложенная на непросохший слой, обязательно даст трещины. В данных обстоятельствах необходимо дождаться полного высыхания и затем наждачной бумагой средней зернистости затереть слой с трещинами и повторно покрыть тонким слоем краски. Ни в коем случае не следует применять толстый слой в монументальной живописи, он также даст неравномерное высыхание краски и вызовет растрескивание.
Акрил растворяется не только водой, но и специальными растворителями двух видов, что позволяет создать глянцевую или матовую поверхности. Акриловую эскизную подкладку применяют под масляные краски при работе на природе. Но ни в коем случае нельзя применять акрил поверх масляных красок из-за несовместимости состава этих красок. Это может испортить работу (изменение цвета, трещины и отслойка).
Помимо растворителей, художники используют ещё и специальные добавки (6 видов). Данные добавки делают её густой (текстурный гель, структурная паста), или жидкой, прозрачной (разбавитель), или светонепроницаемой, блестящей (глянцевый гель), или матовой (матовый гель). Замедлитель высыхания (прозрачный гель) продлевает время высыхания акриловой краски от получаса до суток, в зависимости от количества добавленного в нее геля.
36 из о |
Практический опыт с учащимися второго класса художественной школы при Гжельском государственном университете позволяет нам утверждать, что акриловую живопись можно успешно включать в программу обучения детей. В этом учебном году мы провели эксперимент с учащимися подросткового возраста. Им предложили выбрать любую технику из предложенных (масло, акрил, акварель) для подготовки итоговых работ. Большая часть детей выбрала именно акриловую технику. По сути, данная техника в некоторой степени схожа с гуашевой техникой, поэтому детям было достаточно легко работать. Данный эксперимент дал следующий результат (три группы): больше 38 0/0 детей заинтересовалось акриловой техникой, 33 0/0 — масляной живописью и 29 0/0 — работали в технике акварель.
Цель, поставленная педагогом, заключалась в следующем: научить детей работать системно, целенаправленно, что в конечном счёте позволит им работать самостоятельно. Работая с этой группой детей, мы отметили их активное стремление к саморазвитию и освоению этой техники.
С детьми была проведена вводная беседа о специфике работы с акриловыми красками, а также с правилами исполнения картин в данной технике. Некоторая неуверенность в начале работы была преодолена индивидуальным подходом педагога к каждому из учеников. Следование правилам работы с акрилом, постоянный контроль, разъяснение позволили нам активизировать работу, заинтересовать и мобилизовать детей на выполнение поставленных задач. Обсудив с учениками выбор жанра, мы остановились на натюрморте и пейзаже. Часть детей использовали цветные фото, а другие — репродукции картин современных художников. Цель, поставленная педагогом в начале работы, состояла в требовании к ученику выполнить художественное произведение в данной технике, правильно скомпоновать фигуры и предметы на холсте, найти точное цветовое решение. Такая подготовка в дальнейшем позволила учащимся приступить к работе с натуры. В данной статье мы описываем студийную работу над натюрмортом, статичная композиция которого дает возможность длительное время изучать предметы и их пространственное расположение. Процесс работы над натюрмортом мы спланировали в несколько этапов, что помогло детям справиться с задачей.
В начале работы необходимо загрунтовать картон или холст акриловой краской широкой кистью, чтобы наиболее равномерно положить краску. Первый слой наносить горизонтально, второй — вертикально. На загрунтованный и высохший картон или холст карандашом или же сразу акрилом наносится рисунок композиции. В данном случае мы использовали графитовый карандаш для нанесения контура
37 |
Следующий важный этап — подготовка рабочего места и материалов. На мольберт установить грунтованный картон или холст на подрамнике, расположить рядом, ниже уровня глаз и с удобной стороны, в зависимости от того правша или левша, все необходимые материалы и инструменты (плоские синтетические кисти, палитра, емкость с водой, акриловые краски, тряпочка для вытирания кистей). В качестве палитры можно использовать любую пластиковую поверхность (папку, крышку), но наиболее практично на деревянную палитру наложить пищевую плёнку. Чтобы краска быстро не высыхала на палитре, необходимо периодически её опрыскивать водой из пульверизатора. Существует специальное средство — антисиккатив, который смешивают с краской, чтобы замедлить её высыхание. Акриловые краски выпускают двух видов: художественные и декоративные. Они отличаются качеством пигмента и его количества.
Начало работы в цвете начинается с фона (тёплый или холодный тон) как основной тоновой площади картины. Первый слой краски наносится тонким слоем с помощью мазков в одном направлении под наклоном 45 0 одним тоном. (Рис. 2) В данной работе фон имитирует рельефности стен. (Рис. З )
Далее поверх просохшего первого слоя накладывается второй по цвету неоднообразный синий с вкраплением сине-коричневого тона для придания эффекта рельефности поверхности стены, направление мазков сохраняется (450 ). (Рис. 4)
Последующая работа сосредотачивается над созданием изображения драпировки. Здесь мы использовали насыщенный голубой цвет (церулеум), который облегчает дальнейшее создание рельефности драпировки и предотвращает «прозрачность».
Передать фактуру ткани и добиться рельефности складок нам помогло смешение церулеума и голубого ФЦ в соотношении 2:1. Далее мы наносим цвет драпировки, которая просматривается сквозь графин. (Рис. 5)
Параллельно необходимо начинать работу над лимонами. Лимонным жёлтым с титановыми белилами создаётся основа-цвет лимонов, а также часть плода, которая просматривается сквозь графин слева. (Рис. 6 ) На этом этапе уточняется цветовая гамма, которая придаёт искажённость складок ткани, видимой сквозь графин. (Рис. 7)
Завершается работа над драпировкой прорисовыванием освещённых частей ткани голубым с добавлением незначительной части титановых белил. Данный приём позволяет передать глянцевую поверхность атласной ткани. На лимонах сверху (освещённая часть) намечаются блики — лимонный жёлтый с добавлением титановых белил. (Рис. 8)
Далее на плоды наносится повторно основной цвет и отмечается бликом освещённая часть. На данном этапе отмечаем красно-коричневым цветом пятно неправильной формы — часть стола, которая видна сквозь графин. Прорабатывается начальная наметка контура графина титановыми белилами, достаточно жирными линиями. (Рис. 9)
В данном натюрморте перед учениками стоит сложная задача — изображение стеклянного предмета, наполненного прозрачной жидкостью. На подготовительном этапе дети уже изучили специфику изображения стеклянной поверхности акварелью и гуашью. Поэтому с целью закрепления умений и навыков было предложено изображение фактуры стекла на примере графина. Шарообразная форма графина сложна по цвету.
Работая над изображением графина, сначала намечаем все контуры титановыми белилами (горлышко и ручка графина). Изображение шарообразной основы сосуда сложно по цвету: внешний контур исполняем голубым, внутренний — фрагментарно подчеркиваем светло-голубым с добавлением весомого процента титановых белил. При изображении верхней части основы графина педагог обращает особое внимание учащихся на большую концентрацию бликов светло-голубыми полутонами. Границу уровня изображения прозрачной жидкости (вода) отмечаем дугообразной линией чуть ниже середины «шара» бледно-голубым цветом. (Рис. 10)
Далее делаем цветовую намётку стола и пространства под ним (Рис. 11 а также следующий слой: простое светотеневое завершение стола и пространства под ним. Параллельно завершается работа над двумя лимонами. (Рис. 12)
Потом мы приступаем к намётке и проработке отражений от предметов (лимона, драпировки и графина). Смягчение светотени на лимонах мы добиваемся переходами от титановых белил с лимонным жёлтым до лимонно-жёлтого с добавлением охрой. (Рис. 13, 14)
Особое внимание необходимо уделить прорисовке отражений предметов на ткани и столе (подчёркиваются синим цветом отражения на столе, зелёным отражаются лимоны на голубой ткани, светло-зелёным отражалась ткань на лимоне).
Мазки на предметах, драпировке и столе необходимо наносить, учитывая силуэт и объём формы, это подчеркнёт объём и фактуру предмета.
В целом дети справились с заданием и имели положительнее результаты, но в процессе возникали проблемы, которые сразу же с помощью педагога устранялись.
В данной статье представлена история и особенности акриловой техники с пошаговой работой над натюрмортом со стеклянным предметом. Учитывая практичность и простоту акриловой техники, мы считаем целесообразно обращаться к ней в художественной школе. Дети подросткового возраста стремятся познать более сложные и нестандартные техники в искусстве. Интерес детей устремлён на интеллектуальное удовлетворение (желание учиться и познавать новое), что необходимо поддерживать и создавать для этого благоприятные условия. Мы рекомендуем включить данную технику в программу художественной школы для детей с опытом рисования не менее полутора—двух лет (подростковый возраст).
Литература:
1. Неретина М. Акриловые краски / / Журнал канцелярское дело выпуск http://www. art-spb.ru/article/264
2. Окунева-Раракина Н. Пишем акриловыми красками / / Мастер красок https://masterkrasok. ru /posts/ drawing / acrylic/pishem- akrilovymikraskami
З. Полный курс рисунка и живописи / Стэн Смит, Патрисия. Монахен, № 1-80, — 2007.
4. Штиллер Д. Акрил для начинающих. Как искать сюжет, создавать композицию, работать с цветом и многое другое. — Германия: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 96 с.
Иллюстрации к статье на 4-ой странце вклейки и 3-ей странице обложки.
38 из о
в заходе $2.Q-iQ_J номере:
Общественно-педагоглческий |
|
|
и научно-методический журнал |
А.Мелик-ПашаеВ, З.НоВлянская. Значимое переживание |
|
Журнал основан в мае 1927 г. |
— исток художественного творчества |
2 |
Издание возобновлено в мае 1991 г. |
Расширение функций хорового пения в школе: новые |
|
Выходит б раз в год |
формы взаимодействия урока музыки и внеурочной |
|
Свидетельство о рег. ПИ №ФС77-б6452 |
деятельности |
12 |
Учредитель и издатель: |
«Мы живём в стране песни». Фрагменты работ |
|
ООО «Искусство в школе» |
Б.В.Асафье6а. Хоробое пение 6 школе |
13 |
Л. ГорюноВа. Хоровое музицирование |
16 |
|
Главный редактор |
Г.БашкатоВ. Не только о конкурсе. ПеДагогические |
|
А.А.Мелик-Пашаев Зам. главного редактора |
р амтшления |
25 |
Е.Д.Критская |
В.ЛоманоВИЧ. Танцы с Бахом |
31 |
Отв. секретарь Г.И.Мазурова |
ИЗ ОПЫЛИ ПбОЛЫ Е.Ака6. Техника акриловой живописи |
|
Редакционная коллегия: В.Г.Агафонников, А.Г .Асмолов, |
в художественной школе |
35 |
М.Ф. Головина, В.А.Гуружапов, |
Г.Куаина, З.НоВлянская. «Приметы осени», |
|
Л.П.Дуганова, А.В.Заруба, |
«Краски осени». «Звуки осени». «Запахи осени». |
|
И.Э.Кашекова, Н.И.Киященко, В.П.Копцев, Б.М.Неменский, |
Классное сочинение по Выбору |
39 |
З.Н.Новлянская, Г.П.Сергеева, |
Г.КраснопёроВа, О.Шибано6а. О зарождении |
|
Н.Н.Фомина, Л.В.Школяр |
творческой школьной традиции Д.Коробейник. «Евгений Онегин»: роман и опера |
44 |
Компьютерная верстка: Д.Критский |
Е. Ильичёб. Музыкальная палитра искусств. Программа |
|
Оформление обложки и |
Внеурочной музожалоно-эстпспшческои Деятельности |
|
вклейки: О.Тесельская |
поаросткоб писак |
48 |
|
Десять сезонов на Пермской сцене нужном мил |
55 |
|
Т.Рокитянская. Каждый ребёнок —музыкант |
61 |
Ред. журнала «Искусство в школе». Тел. 8 (495) 695-87-56 |
,иузсйњм ломтики |
|
Эл. лочта: melik.pashaev@gmail.com Наш сайт: http://art-inschool.ru |
Н. Фомина. Польша в рисунках детей |
|
Подписано в гючать 01.10.2018. |
Варшавы 1930-х годов |
62 |
Печать офсетная. заказ Отпечатано в АО «Первая образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный двор» 142300, Моск. обл., г.Чео, |
Памяти Е.П.Погодиной |
|
ул. Полиграфистов, 1 Сайт: '-дууу.сђр0јџ E-mail: sales@chpd.ru |
На 1-й и 4-й страницах обложки: |
|
Факс: 8 (499) 270-73-59 |
Иллюстрации к сказкам Х.К.АнРерссна «СолО6еЙ» и «Снежная королеба». |
|
волям хупозсслвгнной помолки
Редакщтя журнала «Искусство в школе», 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.