Статья "Цифровизация образования: pro e contro"
Оценка 4.9

Статья "Цифровизация образования: pro e contro"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
другое
10 кл—11 кл +1
12.06.2020
Статья "Цифровизация образования:  pro e contro"
Цифровизация образования pro e contro.docx

Цифровизация образования pro e contro

Елена Андриасян

Людям необходима вера. Вера в лучшее, вера в Бога, вера в прогресс… и вера в «цифровизацию». В современном мире мы оцифровываем все – «умные» дома, «умные» роботы, «умные» гаджеты все сильнее проникают в нашу жизнь.
Я – обычный учитель в провинциальном городе, каких в России – тысячи. Я стараюсь идти в ногу со временем. И, постоянно получая информацию о необходимости применения информационных цифровых технологий, я решила подробнее познакомиться с данным вопросом.
 Итак.
На базе технопарка «Сколково» в 2017 году прошел форум «Цифровая экономика. Вызовы глобальной информации». В течение трех дней специалисты различных отраслей экономики России и зарубежья обсуждали цифровое будущее нашей планеты. Летом 2017 года была утверждена правительственная программа «Цифровая экономика». Согласно этой программе уже к 2024 году мы должны получить определенные результаты. Соответственно некоторые панели форума были связаны с образовательной тематикой.
Панель «Глобальное будущее образования в эпоху цифровизации».
Конечно, образование не будет прежним, новые технологии активно внедряются в систему образования, которое становится более гибким и «заточенным» под каждого конкретного школьника и студента. Отпадает необходимость сидеть в аудиториях, искать учебники в библиотеках. Студент (так как речь в данной ситуации идет все-таки больше о студентах, чем о школьниках) сам формирует запрос на получение знаний и включается в процесс в удобное для него время. Но! Личного общения с преподавателем студент лишается.
 При наличии в мире нескольких десятков миллионов инженеров, программистов, конструкторов современным программным обеспечением, значительно увеличивающим производительность труда,пользуется всего 1% специалистов.15 лет назад соотношение было примерно таким же.
К 2024 году России  будут необходимы 120 000 выпускников по специальности «Информационные технологии» - специалистов высокого уровня, примерно 800 000 выпускников вузов и ссузов с цифровыми компетенциями на мировом уровне.
 Президент Европейской школы менеджмента и технологий Йорг Рохолл считает, что «наибольшая ставка должна делаться на сочетание онлайн-обучения и физического присутствия» Но, как и его коллега профессор Жан-Франсуа Манзони, обращает внимание на то, что большим плюсом онлайн-образования является формирование групп по всему миру, позволяющее студентам, составляющим эти группы, общаться в рамках изучаемых курсов, а также работать над совместными проектами.
Панель «Цифровая экономика. Человеческий капитал».
В будущем работникам потребуются совершенно иные, более качественные компетенции, чем сегодня. Может ли нынешняя система образования в России давать такие компетенции студентам?
Руководитель Центра компетенций «Кадры и образование» Дмитрий Песков, возглавляющий направление «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, считает, что в этом направлении сложилась неприятная ситуация. Ее причиной является то, что переход к цифровой экономике требует людей, владеющих новыми технологиями, но взять их пока негде. И цифровая экономика пока может рассчитывать только на те кадры, которых готовит нынешняя система образования, хотя они готовятся под аналоговую экономику. Чем больше выпускников идет работать в корпорации, муниципалитеты, на госслужбу, тем меньше качественных кадров попадает в сферу, создающую цифровую экономику. Кроме того, говоря о специалистах недалекого будущего, мы имеем в виду грядущие поколения, которые либо учатся сейчас, либо будут получать соответствующее образование. За пределами внимания остаются наши современники в возрасте за 40 – 50 лет, которым придется не просто приспосабливаться к условиям цифровизации, а и принимать в процессе  «оцифровки» самое активное участие.
 Черты экономики преобразуются, и важно понять, что проклятия возраста не существует, и будущую экономику будут создавать люди. И те, кто будет давать новую компетенцию, будут крайне востребованы.
Программа «Цифровая экономика», поддержанная президентом, за несколько ближайших лет должна ликвидировать цифровую безграмотность, сформировать технологический задел и начать опережающую подготовку кадров. «Мы будем бороться за отказ от отживших элементов, не позволяющих гибко создавать индивидуальный профиль компетенций и индивидуальные траектории развития для наших граждан. Требуется человек, который интегрирует в себе все данные, возникающие в течение его жизни, и который может подстраиваться под различные модели компетенций», - сформулировал свои планы Д.Песков. Одно из резких  правительственных решений - признание демонстрационного экзамена «WorldSkills» на уровне государственной итоговой аттестации, что означает, что если у человека есть компетенции, то он может просто сдать экзамены и пойти работать.
 По мнению Д. Пескова, лучше создать несколько параллельных систем и механизмы пересчета одних моделей компетенций в другие, а также ввести систему стимулирующих выплат в виде индивидуальных ваучеров от государства на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики, в том числе в онлайновых образовательных программах.
Руководитель рабочей группы «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика», директор фирмы «1С» Борис Нуралиев предложил при наборе на IT-направления принимать результаты ЕГЭ по информатике. И его мнение подтверждает статистика.
– Наше министерство делает основную ставку на цифровизацию во всех своих среднесрочных и долгосрочных документах, – заявил замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев. -Раздел «Кадры и образование» в программе «Цифровая экономика» при важности остальных разделов является ключевым: именно он делает возможным реализацию всего остального, что уже придумано или придумается в будущем. В случае с кадрами в системе образования, поскольку она сильно ориентирована на государство, без опережающего регулирования не обойтись.
 Скептическая нота. Директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов, имеющий многолетний опыт в IT-бизнесе, скептически отнесся к озвученным планам по подготовке айтишников, заявив, что уже сейчас IT-отрасли не хватает порядка 100 тысяч программистов. Правда, он тут же добавил, что «на рынке образования сложились условия, которые называют «идеальный шторм». Появляется очень хорошая возможность зарабатывать деньги на инвестициях в образование. Я предлагаю сформировать государственную политику в области человеческого капитала, которой нет. Она должна касаться и образования в том числе».
 Основатель и партнер МШУ «Сколково» Рубен Варданян поднял вопрос о глобальных переменах и в сознании тоже:
 – Нам необходимо изменить все общественное сознание и среду, в которой мы живем… Мы – страна, промышленно ориентированная, нам нужно перестроить мозги, прежде чем «создавать» 100 тысяч ребят, повторяющих то же самое, что они видят вокруг себя.
 Российских ученых и государственных деятелей поддержала член Совета по науке, технологиям и инновациям Кабинета министров Японии Юко Хараяма.
Панель «Life-longlearning. Междисциплинарность как ключевая компетенция»
Модератором панели, посвященной междисциплинарности специалистов, выступила известный рекрутер, основатель проекта «Антирабство» Алена Владимирская. А сооснователь проекта «Универсариум» Дмитрий Гужеля обозначил тенденции на рынке труда тезисом: либо человек становится высококвалифицированным специалистом, либо теряет работу.
 Кстати, здесь возникает очень важный вопрос – а кто же должен оплачивать новые компетенции сотрудника – он сам или его работодатель? В условиях цифровизации считается, что перекладывание заботы об обучении на плечи работодателя приводит к тому, что сотрудник  будет неконкурентоспособным. Ведь лучшее, чему обучит работодатель, – массовым знаниям. (Небольшое замечание из личного опыта: когда нам, обычным учителям обычной российской школы, требуется пройти курсы, то оплату за эти курсы мы в 9 случаях из 10 производим из денег, полученных из так называемого стимулирующего фонда- то есть из своих средств.)
«Давайте научимся учиться!» – этот призыв несколько раз прозвучал во время дискуссии и стал лейтмотивом панели, посвященной междисциплинарности. Представителям всех поколений нужно понять, что обучение на протяжении всей жизни становится необходимостью для россиян.

 Образование все еще буксует в новых условиях перехода к цифровой экономике. Цифровизация системы образования не может ограничиваться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документов и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Должен меняться сам подход, чему и как учить.  Цифровая грамотность — это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми. Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.  И в этой ситуации недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы.
И цифровизация образования потребует кардинальных изменений в законодательстве.
Процесс перехода на цифровое образование в России тормозится за счёт элементов технологической отсталости (всего 66 процентов общеобразовательных школ имеют доступ к сети Интернет) и пробелов в законодательстве. Например, согласно действующей правовой базе, граждане могут проходить электронное дистанционное обучение, но не имеют возможности получать полноценное онлайн-образование.
«Фактически получается, что уроки мы проводить можем, а курсы и дисциплины — нет. Пока что в нашем законодательстве это делать непозволительно. То есть у нас обучение электронное есть, но нет конечного результата — нет диплома», — пояснила член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.
«Наша задача — создать нормативные документы, которые позволят образовательным организациям войти в правовое русло. Это относится как к дистанционным образовательным организациям, которые полностью реализуют свою деятельность в Интернете, так и к тем организациям, которые используют цифровые средства отчасти», - заявил секретарь Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совфеда по развитию информационного общества Сергей Абрамов. А завкафедой информационного права, информатики и математики Всероссийского государственного университета юстиции (МПА Минюста России) Андрей Морозов указал на ещё один законодательный пробел: - «Если я не пошёл принять зачёт лично, а решил принять его онлайн, меня попросту уволят за нарушение трудовой дисциплины. Поэтому нужно защитить не только права учащихся, но и интересы преподавателей и учителей, а для этого потребуется усовершенствовать нормы Трудового Кодекса».
 Все эти исследования, высказывания и споры свелись, на мой взгляд, к тому, что цифровизация экономики (и образования как одной из важнейших ее составляющих) должна привести к процветанию страны, к тому, что Россия должна находиться в ряду ведущих мировых держав. Но – замечание: а как же человек? Обычный рядовой человек? Образование — это путь формирования личности, его существенная часть. И ответа именно на вопрос о человеческом факторе  избегают разработчики реформ нашего образования. Не считать же ответом на эти вопросы общие фразы о «необходимости соответствия мировым стандартам» и слова о росте потребности в специалистах, владеющих цифровыми технологиями. Без сомнения, и мировые процессы есть, и потребность в специалистах тоже имеется. Но в этих словах нет главного — понимания, что процессами управляют и участвуют в них люди, и те самые специалисты, умеющие нечто новое, доселе невостребованное — это тоже люди. Кроме того, существует масса сфер, где умение людей взаимодействовать друг с другом является либо решающей, либо вообще единственной составляющей рабочего процесса. И прежде всего в данном контексте нужно говорить о работе учителя в самом широком смысле этого слова. По большому счету, в понятие «хороший учитель» входит не только способность дать набор знаний и умений, но и способность учителя помочь формированию личности маленького человека, умение дать ему жизненные ориентиры и помочь сформировать нравственную позицию по ключевым вопросам.
Кроме того, совместное исследование корпорации «Российский учебник» и Высшей школы экономики (ВШЭ) школ в Калининградской области показало, что цифровизация не воспринимается педагогами как фактор качества образования. Результаты данного исследования были представлены в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) на сессии «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия».
«Мы с ВШЭ провели анализ факторов, которые в реальности влияют на качество образования, в ходе пилотного проекта в школах Калининградской области. Как выяснилось, по мнению педагогов, цифровые образовательные технологии не оказывают влияния на качество образования», - заявил в ходе сессии гендиректор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин. В данном исследовании приняли участие 85% учителей и 95% школ региона.
По результатам исследования в топ-три фактора, влияющих на качество образования, вошли организационная культура, а именно -  как учителя работают с учениками, как директор взаимодействует с учителями, квалификация и достаточность педагогического ресурса, а также вариативность образовательных программ, то есть профилизация, специализация, внеурочная деятельность, наличие интеллектуальных активностей.
«Важной особенностью нашего исследования является помещение школ не в вакуум, а в конкретный социальный контекст. Невозможно сравнивать с точки зрения результатов московскую школу и небольшую сельскую школу, каждую школу нужно оценивать с точки зрения того результата, который она могла бы получить в этих условиях», - добавил глава «Российского учебника».
 Министр просвещения РФ Ольга Васильевна высказала свое авторитетное мнение:
 - «Я убеждена, что без серьезных исследований в области детской физиологии, психологии мы не сможем сказать, как будет развиваться мир. Говорить, что гаджеты заменят все в мире? Это пустое. Никакой гаджет не заменит учителя. Ни одна цивилизованная страна этого делать даже не пытается.
  Один из наших последних проектов – это «Цифровая школа». Наверное, мы придем к смешанному типу уроков, о том, что это «цифра» и учитель, может, это смелое заявление, но тем не менее нам придется об этом думать... То, что смешанный тип урока рано или поздно придет, это очевидно.»
 Реализация проекта «Цифровая школа» рассчитана на период с 2018 по 2025 г.
«Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ», – пояснила Ольга Юрьевна Васильева, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.
«Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников»,  - с полной уверенностью заметил начальник управления стратегического развития Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Кирилл Баранников.
 Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков считает, что «внедрение «цифры» не должно касаться формирования и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Поэтому, если кто-то в Министерстве просвещения России все еще всерьез продолжает считать, что внедрение «цифровых технологий» должно повлечь за собой «обновление содержания образования», то это уже не просто заблуждение! Это – грубейшая педагогическая ошибка, которая может повлечь за собой очень серьезные социальные последствия!»
 Итак, прочитав все эти высказывания, достаточно подробно ознакомившись с мнением  ученых и законодателей, я задумалась о плюсах и минусах цифровизации образования и решила просуммировать свои впечатления. Вот что у меня ( и не только у меня) получилось.
Плюсы:
• Приучение к самостоятельности.
• Отсутствие бумажной волокиты.
• Экономия
• Упрощение работы педагогов..
• Шаг в будущее.
Минусы:
• Риск отрицательного результата.
• Отсутствие творчества
• Снижение умственной активности.
• Плохая социализация.
• Проблемы с физическим развитием.
• Абсолютный контроль.
• Функция педагогов.
Вот к этим минусам я бы добавила еще следующий фактор – самое простые отключения электроэнергии в маленьких городах и деревнях России. У меня в результате просмотра новостей сложилось стойкое мнение – наше уважаемое руководство просто не знает обо всех недостатках жизни обычных граждан, учителей и учеников в том числе, а если знает – далеко не всегда принимает соответствующие меры по устранению этих недостатков.
( Пример: в конце марта – начале апреля произошел сбой в системе «Сетевой город», и все данные электронных журналов оказались недоступны. В школах, где наряду с электронными документами сохранены были бумажные носители, все сохранилось (хотя для учителей это двойная работа), а там, где от бумажных носителей отказались, возникли проблемы. И многие родители не знакомились с электронными документами в силу самых разных причин).
 Еще несколько высказываний – мнения учителей и родителей.
1 июня 2018 г. 19:44:02. «Все школьные локальные сети на всех машинах установят единый поисковик. Все поисковые запросы идут через региональный сервер DNS, где обеспечена фильтрация и сервер управления образования, где лежат нужные файлы. Сейчас управление образования только перетирает бумаги и грузит школьную почту приказами. За фильтрацию прокуратура давит директоров школ, а не госпожу министра. И это все просто. Без базовой организации сети уже сейчас цифровой маразм. Уроки химии и физики вырождаются в медиа приколы Пушного и пр. А решать задачи учимся только на внеурочке. Там есть обратная связь и там нет «цифровых министров». Вы уже все школьные сайты превратили в оцифрованную показуху. Дети туда не заходят. Еще раз - не заходят вообще...Закройте школьные сайты и откройте один региональный сайт-сервер. Учите детей решать задачи в цифровой форме.»
1 июня 2018 г. 19:40:0.7 «....куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами...» Говорите прямо, няньками для переростков. А запросы таких мы знаем…»
Лев Левин. 1 июня 2018 г. 14:35:10. «Вся это «цифровизация школ» есть попытка утопить и заболтать совершенно реальные проблемы школы: увеличение среди учителей процента пенсионеров, старение учителей, жестокая перегрузка и выгорание, бумаготворчество, многосменка и т.д. И вот эти, извиняюсь на жесткость, «загнанные лошади», будут цифровизировать? А им кто будет повышать квалификацию? Такие же институтские старперы? Напомню: «Компьютер - это усилитель умственных способностей. Но глупость он увеличивает с ещё большим эффектом».
Лев Левин 1 июня 2018 г. 13:12:34. «Пока нагрузка учителя не установится на одной ставке с цивилизованной зарплатой - всё это бред.»
Как мне кажется – без комментариев!
P.S. Я в своей  «статье» просто привела мнения самых разных людей – сенаторов, ученых, простых людей, оставивших свои замечания в интернете. Я тоже принадлежу к этим простым людям. Я меняюсь, потому что мир вокруг меня меняется, и стараюсь не отставать, но многим ли удается изменить свои подходы к ситуациям, обстоятельствам в нашей жизни? Мне лично кажется, что изменить надо не просто подход к ситуации, не просто «оцифровать» экономику и образование, надо провести более глубокие изменения, потому что главное – это люди. И если мы сосредоточимся на «цифре» - не грозит ли это нам тем самым будущим, которое описано в фильме «Терминатор»? Хотя там же было сказано, что будущее не определено и зависит от нас – от людей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Цифровизация образования pro e contro

Цифровизация образования pro e contro

Панель «Цифровая экономика. Человеческий капитал»

Панель «Цифровая экономика. Человеческий капитал»

IT-направления принимать результаты

IT-направления принимать результаты

Давайте научимся учиться!» – этот призыв несколько раз прозвучал во время дискуссии и стал лейтмотивом панели, посвященной междисциплинарности

Давайте научимся учиться!» – этот призыв несколько раз прозвучал во время дискуссии и стал лейтмотивом панели, посвященной междисциплинарности

России) Андрей Морозов указал на ещё один законодательный пробел: - «Если я не пошёл принять зачёт лично, а решил принять его онлайн, меня попросту уволят…

России) Андрей Морозов указал на ещё один законодательный пробел: - «Если я не пошёл принять зачёт лично, а решил принять его онлайн, меня попросту уволят…

Важной особенностью нашего исследования является помещение школ не в вакуум, а в конкретный социальный контекст

Важной особенностью нашего исследования является помещение школ не в вакуум, а в конкретный социальный контекст

Вот что у меня ( и не только у меня) получилось

Вот что у меня ( и не только у меня) получилось

Говорите прямо, няньками для переростков

Говорите прямо, няньками для переростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020