ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИИ «ПАРИКМАХЕР»
НАПРАВЛЕНИЕ: КУЛЬТУРНО – ТВОРЧЕСКОЕ
Кравченко Марина Михайловна
Мастер производственного обучения
ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
г. Троицк, ул. Крахмалева 14
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития творческого потенциала обучающихся профессии «Парикмахер».
Понятия «творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески» в современном обществе является показателем профессионализма, что ярко отражает актуальность статьи.
Ситуация нового времени требует от нас гибкости, позволяющей адаптироваться в новых условиях, при этом мы должны оставаться сами собой, сохраняя свою индивидуальность.
В статье представлены методы и технологии творческой направленности, применяемые на учебной практике профессии «Парикмахер».
Статья имеет практическую значимость и может быть использована в работе мастерами производственного обучения.
Ключевые слова: профессия «парикмахер», творческая личность, моделирование, учебная практика.
Современные социально-экономические условия развития общества формируют требования к системе образования, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые основными целями образования ставят познавательное, общекультурное и личностное развитие обучающихся. Особое значение в области духовно-нравственного воспитания является формирование социального опыта в творческой деятельности, а также взаимодействия с другими личностями для удовлетворения культурно-досуговых потребностей. [3]
Развитие творческих способностей - одна из целей образовательного процесса, хотя до недавних пор в образовании преобладало репродуктивное обучение, а удельный вес творческой составляющей был слишком мал. Поэтому необходимо шире использовать творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную активность обучающихся. Творческая, активная деятельность в процессе обучения формирует у студентов ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего специалиста.
В настоящее время вопрос о том, как развивать творческие способности обучающихся, приобретает особый смысл. Это связано с тем, что все области науки, производства, управления, педагогики и искусства стали остро нуждаться в людях, предрасположенных к творчеству.
В связи с этим перед преподавателями образовательных учреждений стоит задача подготовки выпускника такого типа, в основу действий которого входили бы не только базы профессионального мастерства, инициативы, целеустремленности, но и творчество.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Общим для них является включение обучающихся в творческую деятельность.
По мнению Э. Фромма творчество (креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [1].
Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит методу моделирования, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.
По профессии «Парикмахер» обучающимися выполняются различные виды работ, связанные с волосами (стрижки, укладки, прически), которые предусматривают различные этапы моделирования.
В ходе занятий учебной практики, было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
- умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
- умение планировать, анализировать и контролировать свою деятельность;
- умение находить нестандартные решения проблемы.
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Так, например, при выполнении стрижки, окрашивании, укладки волос и оформление их в прическу, наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности обучающихся. Выполняя данные услуги, обучающиеся на собственном опыте должны продумать композицию и цвет, с учетом формы лица клиента и его индивидуальных особенностей. При моделировании обучающиеся приобретают опыт решения определенных задач.
Выполняя различные виды парикмахерских услуг, обучающиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Метод моделирования позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
На занятиях учебной практики упор делается на то, чтобы обучающиеся, самостоятельно, путем творческого мышления, решали и реализовывали поставленные перед ними задачи.
В процессе учебной практики обучающиеся моделируют собственную профессиональную деятельность и имидж, приобретают опыт профессиональной деятельности. Чаще всего проведение учебной практики позволяет более наглядно и полноценно выявить уровень сформированности базовых компетенций обучающихся, когда они проявляют свои профессиональные умения.
Организация и проведение учебных практик являются важными для развития творческого потенциала у студентов. Так как специфика данных занятий связана с подготовкой обучающихся к работе в парикмахерских, салонах – парикмахерских, либо индивидуальной работе.
Занятия на учебной практике, в силу специфики самой профессии, это не только урок моделирования, но еще и урок общения. При этом важно, чтобы общение между субъектами деятельности (преподаватель – студент) представляло собой творческое, диалоговое взаимодействие, которое возможно при создании определённого психологического климата в студенческой группе, обстановки взаимопонимания между преподавателем и студентами, а также сотворчество всех субъектов данной деятельности.
При изучении профессиональных модулей, на учебной практике, деятельность студентов проходит, в основном, в виде парной работы (мастер – клиент), где на учебных занятиях отводится ведущая роль моделированию ситуаций, позволяющих решать различные коммуникативные задачи, ориентирующихся на проявление творчества в процессе работы и активного принятия решения.
Современный мастер - парикмахер должен быть гибким к различным стрессовым ситуациям, уметь быстро реагировать и находить благоприятные пути решений поставленными перед ним задач, организовывать деятельность креативно, с учётом ситуаций, особенностей характера клиентов, их пожеланий, индивидуальных особенностей и личностных качеств.
Профессия парикмахер творческая, и поэтому при подготовке конкурентно способных мастеров важно создавать условия для формирования творческой активности студентов, в первую очередь наглядными примерами и моделированием ситуаций, что возможно организовать и реализовать в процессе учебной практики.
Следовательно, конструктивная и организаторская деятельность студентов осуществляется успешно лишь в том случае, если они умеют правильно организовать свою деятельность, т.е. самоорганизация является показателем зрелости будущего мастера, а возможно и руководителя салона, проявляющаяся в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивах поведения и реализуемой творческой деятельности. [2]
Независимо от состояния экономики труд был и будет важным звеном в системе выживания и становления жизнедеятельности. Труд как самовыражение личности не поменяет свой статус, поэтому развить эту любовь нам дают занятия на учебной практике, они позволяют обучающимся раскрыть себя, что соответственно дает шанс каждому студенту развить творческий потенциал.
Трудовая деятельность, реализованная на творческих достижениях, позволяет добиться устойчивого интереса обучающихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание по-настоящему творческой личности, ведь каждый человек достоин успеха!
1. Э. Фромм Психоанализ и этика сост.: П. С. Гуревич, С. Я. Левит. - М. : Республика, 1993. - 414 с.
2. Наумов С.Б. Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения / С.Б. Наумов, И.Г. Лебединская // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 137-141.
3. Исмаилов Г.М., Минеев В.Е., Бодрова А.Ш., Исмаилова С.С. Развитие творческого потенциала личности на уроках технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.