Статья "Управление мотивационными процессами на уроке"
Оценка 5

Статья "Управление мотивационными процессами на уроке"

Оценка 5
docx
07.01.2024
Статья "Управление мотивационными процессами на уроке"
Управление мотивационными процессами.docx

Управление мотивационными процессами на уроке     

Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности.

Мотивация - совокупность всех фактов, которые побуждают человека к активности.             

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Есть разные способы и приёмы мотивации. Сегодня я вам представлю некоторые из них, которые я использую на разных этапах урока.

Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.

Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать?

Психологический настрой

 1)Ребята, кто любит солнышко? Сегодня такая пасмурная погода, скучно. Чтобы у нас поднялось настроение, давайте на полях нарисуем солнышко, пусть оно нас согревает своим теплом, дарит нам свет.

 2) Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

3) Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

А вот еще одно правило:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говори все четко, внятно,

Чтобы все было понятно,

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать,

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

 

4) Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" Как вы понимаете ее смысл?

5) Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

6) Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
kids200.png

Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
                  Спина? – ПРЯМАЯ!

7) Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На "отлично” напишу!

Можно начинать  с эпиграфа к уроку.

Правильный его выбор является важным средством для мотивации детей на уроке. Чаще всего в качестве эпиграфа используют цитаты или пословицы.

Пословицы,поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В.О.Ключевский. слайд
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.

Урок математики можно начать такими словами:

-Сегодня урок математики мне хочется начать словами английского философа Роджера Бекона:

«Тот, кто не знает математики, не может узнать и другие науки, не может познать мир»

-как вы понимаете это выражение?

-Давайте продолжим познавать мир, познавая математику.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»(М. В. Ломоносов)

Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации – хорошее начало урока. Решение проблемных задач, поиск ответов на проблему – зажигают ребят на целый урок.   

Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению.

Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения, общения в парах сменного состава.

Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо.

Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.

Что вы уже знаете об этой теме?

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности изучения данного предмета и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

·         «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

·         «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

·         «Фантазёр»

Записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.

Объяснить тему «Периметр и площадь» можно с помощью такой игры: часть детей выстраиваются в прямоугольник, они будут периметром, а остальные дети должны суметь все вместе поместиться внутри периметра, то есть стать площадью прямоугольника.

Благодаря таким играм ученики младших классов смогут понять абстрактные понятия, будут иметь возможность проявить двигательную активность, которая так нужна ребятам в этом возрасте, а, самое главное, учителю удастся «зажечь» мотивацию детей и стимулировать их интерес к теме занятия.

Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.

Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.

Например: «Россия имеет большую площадь, чем планета Плутон».

Или: «Пчелы могут летать выше Эвереста!

-При изучении темы «Секунда» в 4 классе я использую видео о том, что может сделать человек за 1 секунду. 

-Изучая тему «Километр» показываю ребятам карту, на которой указано расстояние от Абакана до Москвы,  показываю знак Нулевой километр, который находится в Москве. 

- Даже на уроке технологии изготавливая синичку к Синичкиному дню показывала ребятам видео о том, как синица выкармливает своих птенцов.

Не следует забывать, что поощрение - фактор повышения положительной мотивации к обучению.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

      Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

 (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).

- словесные  (Умница! Молодец!  Вы сегодня хорошо работали!)

Учитель должен быть доброжелательным, не унижать достоинства ученика. «Даже наилучшая методика обучения сама по себе не даст желаемого результата, если отношения между учителем - детьми формальны, холодны, если отсутствует дружная творческая работа всего классного коллектива».

Не секрет, что внимание ученика зависит от смены различных видов деятельности и форм работы на уроке.  Поэтому я часто применяю групповую и парную работу.  Во время такой деятельности  обучающиеся получают удовлетворение от общения друг с другом, и проявляют большую заинтересованность в уроке.

          Учебная мотивация, скорее всего, станет низкой, если ученики выполняют однообразные задания,  видят однотипные уроки изо дня в день.   Поэтому свои уроки стараюсь тщательно продумывать и организовывать.  

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

«дети не хотят выполнять слишком сложные или скучные задания»

Чаще всего ученики не выполняют задания, которые кажутся им непосильными, но бывают и обратные случаи — когда одаренные дети выполняют только часть заданий, потому что они кажутся им скучными и однообразными. Постарайтесь найти индивидуальный подход к каждому ученику, в соответствии с его интересами и способностями.

Разделите задания по сложности, чтобы каждый мог выбрать свой минимум.

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют задания, проверяют их по предложенному эталону. Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

-Перед вами задание на звездах. Выберите для себя задание, которое для вас показалось наиболее посильным и вы чувствуете, что выполните его без ошибок.

1.   Выполните действия:

4мин6с+7мин24с=

5мин28с-2мин16с=

17мин5с-9мин4с=

6мин2с+9мин36с=

2.   Сравните:

4мин2с…42с

2мин50с…2мин

6мин24с…624с

3мин5с…35с

3.   Дополните каждую величину до 3 минут:

2мин16с+…

2мин35с+…

1мин40с+…

56с+…

-Сравните свою работу с эталоном и покажите соответствующий сигнал светофора.

Не забывайте оценивать старания

Помните о том, что иногда важно оценить не только знания, но и старания ученика. Не бойтесь авансом поставить «4» старательному троечнику. Так вы подскажете ему, что он все делает правильно.

Я желаю вам оставаться благоразумными в любой ситуации и всегда помнить, что заставить ребенка сделать что-либо против его воли — невозможно. Не пытайтесь навязать свое мнение или угрожать плохими отметками. Будьте терпеливы и попытайтесь личным примером показать всем ученикам, что учиться интересно.


 

Управление мотивационными процессами на уроке

Управление мотивационными процессами на уроке

Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости"

Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости"

В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо

В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо

Например: «Россия имеет большую площадь, чем планета

Например: «Россия имеет большую площадь, чем планета

Постарайтесь найти индивидуальный подход к каждому ученику, в соответствии с его интересами и способностями

Постарайтесь найти индивидуальный подход к каждому ученику, в соответствии с его интересами и способностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2024