Статья: "Урок риторики в начальных классах"
Оценка 4.9

Статья: "Урок риторики в начальных классах"

Оценка 4.9
docx
24.01.2024
Статья: "Урок риторики в начальных классах"
Статья Урок риторики в начальных классах.docx

Урок риторики в начальных классах

 

Зинаева Татьяна Анатольевна

Студентка 1 курса, магистратура

 специальность «Начальное образование»
zinaeva777@mail.ru

 

Аннотация

   В статье на основе анализа научной литературы представлена структура урока риторики в начальных классах при использовании которой, можно достичь максимального усвоения материала. Также раскрываются такие понятия как риторическая задача и риторический анализ текста.

Ключевые слова

   Начальная школа, риторика, урок, речевые роли, компоненты урока, структура урока, риторический анализ, риторическая задача, усвоение, кризис внимания.

Статья

В повседневной жизни, в профессиональной деятельности каждому человеку необходимо обладать коммуникативной компетентностью: уметь вести беседы, дискуссии, презентации, ежедневно общаться. Чтобы приобрести соответствующие коммуникативные умения, необходимо эту работу начинать с детства. Сегодня для этого есть практически все условия: разработаны учебники, пособия, интерактивные технологии (деловые и ролевые игры, тренинги).

Эффективность такой работы, прежде всего, зависит от методически правильно построенного и проведенного урока.

Готовясь к занятиям по риторике, необходимо определить их задачи, место в системе уроков, продумать структуру, дать лингво-методические комментарии новых понятий, определить методы, приемы, формы работы, подобрать дополнительный материал.

Особое внимание следует обратить на оборудование урока риторики. Целесообразным является использование на уроке магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры, мультимедийных презентаций, иллюстративного материала, часов. При помощи часов следует обучать детей следить за соблюдением времени выступлений, различных обсуждений. Записанные на магнитофон, видеомагнитофон выступления детей стоит проанализировать, повторно записать после тренировок, сравнить, определить свои достижения и недоработки, наметить план совершенствования своих результатов. Другое назначение – прослушивание хорошей, правильной речи, что дает возможность создать для детей атмосферу высокого языка и культуры.

Классную комнату тоже следует подготовить. Парты так расположить, чтобы дети видели друг друга (круг, квадрат, треугольник). Если задачей урока будет подготовка учащихся к публичному выступлению, стоит сделать имитацию зала: места для слушателей, трибуну для выступающих.

Учителю, кроме методической подготовки, нужен психологический настрой на активное общение с учащимися, на создание в классе доброжелательной атмосферы, чтобы дети вели себя свободно, спокойно, как можно больше говорили, включились в активное общение. Учитель - образец эффективного общения, оратор на уроке. По словам Цицерона, наилучший оратор тот, который своим словом и учит слушателей, и дает наслаждение, и производит на них сильное впечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь, что оказывается слушателю, а производить сильное впечатление необходимо. Все это касается и учителя, который общается с учениками.

Урок риторики имеет свои особенности. Структура такого урока имеет множество вариантов. В частности, Михаил Ростиславович Львов предлагает строить его согласно «пяти линиям»: теоретический материал, анализ образцов, различные правила, требования и фигуры (стилистические и риторические), практические упражнения, во время выполнения которых дети учатся использовать то, чему научились; свободное творчество (2).

По Таисе Алексеевне Ладыженской, урок риторики включает такие компоненты:

- ознакомление с теоретическими сведениями практическим путем через анализ текстов, живое общение, решение риторических задач и т. др.;

- риторическая практика, практика общения;

- пятиминутки речевой гимнастики;

- ортологические разминки: упражнения на усвоение произношения, словообразования и других норм литературного языка;

- импровизированные задачи, то есть неподготовленные диалоги и монологи, которые развивают спонтанную речь (1).

Учитель может творчески подходить к разработке конспекта урока. Ведь это его урок, дети его класса с тем уровнем подготовки, который знает только он.

В пособиях по риторике для 2,3,4 классов к каждому уроку предлагается эпиграф, в котором сосредоточена основная задача урока и намечены пути раскрытия темы. К эпиграфа учитель может обращаться в начале занятия, формулируя задачи урока, в течение всей работы и подытоживая сделанное.

Дидактическая цель урока включает учебный, воспитательный, развивающий аспекты. Например, к уроку на тему "Приветствие" цель может быть сформулирована так:

- способствовать овладению учениками этикетными средствами в ситуации приветствия:

- формировать установку на осознание детьми важности владения этикетными формулами в жизни каждой человека;

- научить использовать слова приветствия в различных жизненных ситуациях.

Согласно основной дидактической цели, занятия по риторике делятся на уроки объяснения, закрепления, повторения и контроля. Кроме того, это могут быть уроки-диалоги, уроки-диспуты, конкурсы, сказки.

На контрольных уроках предлагаются тесты, творческие задания, конкурсы, решение риторических задач.

Формы работы на уроке: групповая, в парах, индивидуальная.

На уроках риторики имеют место как классические методы и приемы обучения, так и специфические, такие, как:

- риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

- риторические задачи (задания);

- риторические игры (1).

Риторический анализ предполагает обсуждение трех вопросов: что сказал собеседник, что хотел сказать, сказал без умысла, то есть, что у него получилось. Для первого и второго классов, как отмечает                     Т.А. Ладыженская, главным во время анализа является вопрос: что сказал и что хотел сказать. Вопрос что сказал без намерения труднее, ведь надо заметить большие паузы, повторы, неправильно использованные слова, волнение.

Риторические задачи решаются путем ответа на вопросы:

- кто говорит, пишет? (адресант);

- кому? (адресат);

- почему? (причина);

- для чего, с какой целью?;

- что говорит?;

- как?;

- где? (место общения);

- когда, сколько времени говорит?

Риторические игры имеют соревновательный характер и предполагают определение победителя: кто (какая команда) расскажет, развеселит, быстрее произнесет.

Названые приемы работы на уроке риторики описаны в методике Т.А.Ладоженской (1).

В сфере новейших технологий определяются интерактивные имитационные игры, тренинги и упражнения. Интерактивные имитационные игры позволяют организовать интенсивное общение и усвоить не только коммуникативную компетентность, а и моральные нормы, принципы, ценности, развивать духовные потребности, обучать сотрудничеству, партнерским отношениям (4).

Приведём пример риторического анализа в 1 классе.

Представлен текст усмешки.

- Расскажи, как на школьных соревнованиях по бегу, ты всех победил?

- Ну, сначала я, значит, побежал, ну, а потом я, значит, прибежал!

Что нужно было рассказать мальчику? Удалось ли ему это сделать? Почему? Какие ошибки он допустил?

Следующий пример. Обсуждение отрывка из украинской нородной сказки «Лисичка-сестричка».

Украла Лисичка-сестричка курочку и бежит. Бежит и бежит. Уже и ночь стала наступать. Видит Лисичка домик. Заходит туда, поклонилась и говорит:

- Добрый вечер, хозяева добрые! Пустите, пожалуйста, переночевать.

Что хотела Лисичка от хозяев домика? Что она сказала? Как сказала? Удалось ли Лисичке достичь желаемого? Почему? Сочини продолжение сказки: что скажут дед и баба, как ответит Лисичка (это уже риторическая задача).

Риторическая задача.

Ирочка принесла в класс попугайчика, чтобы продемонстрировать его умение говорить. Попросила его вежливо поздороваться с детками. А попугай, вместо того, чтобы сказать «Здравствуйте, детки»,  ощетинился и крикнул:

- Отстань! Некогда мне! Еще чего! Очень мне надо! - видимо, вспомнил, как Ира разговаривала с бабушкой.

Что вы скажете Ирине, чтобы она поняла, в чем её ошибка и не обиделась? В этой риторической задаче адресант - ученики класса, адресат - Иринка (воображаемый собеседник), задача - правдиво и корректно убедить девочку (вежливым надо быть и с родными), содержание - комментарий, совет в устной форме, место - классная комната.

В риторических задачах описываются близкие для детей речевые, мгновенные ситуации, предлагаются различные роли (библиотекаря, учителя, мамы, папы, бабушки, дедушки, стюардессы, актера, покупателя, продавца...).

Риторические игры строятся на материале программы по риторике. Например, малыша укусила пчела. Он плачет. Кто скажет больше успокаивающих слов?

На театральной афише написано: Внимание! В театре юного зрителя состоится спектакль «Петушок и котик». Кто быстрее допишет, какой информации не хватает? (Соревнуются группы учеников).

К нам пожаловали гости. Подойдите к ним и поприветствуйте. (Побеждает тот, кто придерживался всех правил этикета: вежливо обратился, использовал слова приветствия, произнес их с уважением, меру громко, четко, с уместными мимикой и жестами).

Интерактивная игра не всегда предусматривает определение победителя. Пример игры – ознакомление с речевыми ролями. Детям раздаются записанные на бумаге роли, которые они должны выполнять во время обсуждения фильма (эрудита, критика, скептика, философа, сценариста, актера...). Через 10 минут участники дискуссии должны определить, кто был в какой роли, тот, чью роль не определили, не справился с задачей.

Во время изучения темы "Жесты" проводится игра: детей класса делят на две команды. Каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельном листе бумаги. Затем ученику (на выбор) из команды соперников дают прочитать слово, и тот должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна отгадать его. Потом выбирается второй участник, которому показывается новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась с заданием.

Итак, структура урока риторики может быть такой:

1. Тема урока. Эпиграф. Задачи урока.

2. Речевая гимнастика. Ортологическая разминка.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Формирование (расширение) представлений о вежливом приветствии, прощании, отказе путем риторического анализа текста художественного произведения, иллюстративного материала, решение риторических задач (работа с пособием).

5. Выведение правила (например, слова приветствия произносятся вежливо. Это означает: в меру громко, бодро, глядя на того, с кем здороваешься, правильно выбрав речевую роль. Речевые роли тех, кто общается, разные: одно дело – мы приветствуем друга, родных, ровесников, другое – учителя, соседей).

6. Практические упражнения, во время которых ученики анализируют речевые  ситуации, решают риторические задачи, импровизированные задачи, т. е. включаются в активное общение. (Практическое усвоение теоретических сведений по риторике предполагает формирование у учащихся умений и навыков ежедневного и публичного общения, овладение мастерством устного выступления, культурой общения, соблюдение речевого этикета во время общения, выработка собственного стиля общения).

7. Риторические игры.

8. Творческие упражнения. Весёлое творчество (усмешки, рисунки, предложенные в пособии и созданные на уроке детьми).

9. Итог урока Задание для самостоятельной работы (инсценировки, рисунки, письма, интервью и т.д.).

Подбирая материал для урока, определяя методы и приемы работы, необходимо учитывать критические точки усвояемости и кризисы внимания:

Время

1-4 мин

5-23 мин

23-34 мин

35-40 мин

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

 

Кризисы внимания:

1 - на 14-18 минуте;

2 - через 11-14 минут;

3 - через 9-11 минут;

4 - через 8-9 минут (по С.И. Высоцкой).

 

 

Литература

1.     Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: метод.
реком. / Т. А. Ладыженская [и др.]. – М. : Баласс, 1998. - 96 с.
 
2.     "Круглый стол" в редакции журнала // Начальная школа.- 2001, - М:
 44 - С. 8.
 
3.Науменко В.О. Програма з риторики. 1-4 класи / В. О. Наумснко. М. Д. Захврійчук. – К. : Мандрівець. 2009.
 
4. Панфилов А. П. Теория и практика общения : учсб. пособ. для студ. учсб. завед. / А. П. Панфилов. – М. : Издательский центр "Академия". 2007 – 288 с.

 

Скачано с www.znanio.ru

Урок риторики в начальных классах

Урок риторики в начальных классах

Особое внимание следует обратить на оборудование урока риторики

Особое внимание следует обратить на оборудование урока риторики

По Таисе Алексеевне Ладыженской, урок риторики включает такие компоненты: - ознакомление с теоретическими сведениями практическим путем через анализ текстов, живое общение, решение риторических задач и…

По Таисе Алексеевне Ладыженской, урок риторики включает такие компоненты: - ознакомление с теоретическими сведениями практическим путем через анализ текстов, живое общение, решение риторических задач и…

Согласно основной дидактической цели, занятия по риторике делятся на уроки объяснения, закрепления, повторения и контроля

Согласно основной дидактической цели, занятия по риторике делятся на уроки объяснения, закрепления, повторения и контроля

Риторические игры имеют соревновательный характер и предполагают определение победителя: кто (какая команда) расскажет, развеселит, быстрее произнесет

Риторические игры имеют соревновательный характер и предполагают определение победителя: кто (какая команда) расскажет, развеселит, быстрее произнесет

Следующий пример. Обсуждение отрывка из украинской нородной сказки «Лисичка-сестричка»

Следующий пример. Обсуждение отрывка из украинской нородной сказки «Лисичка-сестричка»

Риторические игры строятся на материале программы по риторике

Риторические игры строятся на материале программы по риторике

Актуализация знаний учащихся. 4

Актуализация знаний учащихся. 4

С.И. Высоцкой). Литература 1

С.И. Высоцкой). Литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024