Статья "Влияние трудового обучения на умственное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.9

Статья "Влияние трудового обучения на умственное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"

Оценка 4.9
docx
21.09.2024
Статья "Влияние трудового обучения на умственное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"
В статье рассмотрены особенности умственной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием и их проявления в учебной деятельности на уроках труда. Описаны эффективные методы и приемы работы для создания специальных условий на уроках труда для подростков с нарушениями интеллектуального развития способствующие их умственному развитию. Приведены примеры из собственного опыта работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья Чурашова.docx
                                    Чурашова Светлана Рифовна

                                                                       учитель трудового обучения

                                                                       ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с                                                                                 ограниченными возможностями здоровья»

Влияние трудового обучения на умственное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

 

            Школьный возраст – возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.

            Успешность решения этой задачи зависят не только от содержания и организации учебной деятельности, но и от субъекта этой деятельности – ученика со всеми присущими ему индивидуально-психологическими особенностями. Одной из существеннейших психологических характеристик учащихся, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность обучения, является их умственное развитие. Поэтому в настоящее время школа видит свою задачу не только в обучении основам наук, но и в умственном развитии учащихся.

            Требования школы расходятся с возможностями некоторых учащихся, и это расхождение прежде всего касается уровня умственного развития некоторых детей. Специфические черты умственного развития некоторых детей, вполне здоровых с медицинской точки зрения, предопределяют недостаточный уровень усвоения учебных предметов, трудности выполнения учебной деятельности. Помощь таким ученикам не может сводиться только к организации дополнительных занятий, к дополнительным упражнениям по тем разделам учебных предметов, которые ими слабо усвоены; помощь должна быть также направлена и на изменение свойств мыслительно-речевой деятельности учащихся. Большое значение имеют коррекционно-развивающие программы, позволяющие формировать некоторые мыслительные операции, интеллектуальные действия и речевые умения у учащихся.

            При обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью взаимосвязь между отдельными компонентами процесса обучения осложняется существенными недостатками в познавательной деятельности ребенка. Все эти обстоятельства нужно учитывать, рассматривая проблемы влияния трудового обучения на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим психологические особенности детей с интеллектуальным недоразвитием.  Аномальные ученики отличаются тем,  что их мышление весьма конкретно, ситуативно,  их речь не служит им в достаточной мере средством отвлечения и обобщения,  в мышлении не развит синтез в соответствии с законами языка,  в собственной речи аномальные дети не отражают должным образом свои действия или восприятие окружающего; речь учителя с трудом организует восприятие, наблюдение, практическую деятельность учащихся.

Так как  аномальные дети с большой трудностью овладевают отвлечением и обобщением и не могут создать прочных связей, основанных на отвлекающей и обобщающей роли словесной системы; с другой стороны, это нарушение проявляется в том, что в ряде случаев их деятельность с трудом регулируется словесной инструкцией, правилами и т. п. собственные действия ребенка не в достаточной степени осознаются им самим (не в достаточной степени отражаются в речевой системе). Все это и приводит к тому, что отдельные формы сложно построенной деятельности аномального ребенка, особенно необходимые для школьного обучения, оказываются недостаточно развитыми, а потому само школьное обучение, не приводит к нужным успехам, к должному умственному развитию ребенка.

Поэтому в процессе школьного обучения детей с интеллектуальным недоразвитием, словесный материал усваивается ими либо в узко конкретном значении его, либо совсем отрывается от наглядного опыта.  Таковы те основные особенности аномального ребенка, с которыми постоянно сталкивается учитель в процессе обучения.

Из всего сказанного с очевидностью вытекает необходимость уже с первых дней пребывания такого ребенка в школе обеспечения его умственного развития. Для достижения этого преподавание любого предмета в специальной школе строится таким образом, чтобы не только сообщать учащимся некоторые знания и навыки, но и исправлять недостатки их умственного развития.

В этой связи исключительно важное значение имеют те педагогические приемы, которые постепенно формируют аналитико-синтетические способности ребенка. Так, всякий учебный материал изучается на основе постоянного сопоставления и установления сходства и различия.  Будет ли это изучение букв и звуков, счетных операций, изучение географических зон, работа детей в мастерской или на пришкольном участке – всюду учитель должен обеспечить работу мысли ребенка путем постоянного сопоставления учебного материала по нахождению сходного и различного в нем.

Из сказанного выше следует, что одна из задач школы для детей с ограниченными возможностями заключается в том, что обучение должно повышать уровень обобщений и организующей роли речи у обучающихся, развивать процессы отвлечения и обобщения и тем самым стимулировать их умственное развитие.

Социально-трудовая адаптация выпускников школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь зависит от их общего развития, уровень которого обусловлен состоянием дефекта и результативностью обучения. В этом и заключается социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, которая возложена на школу.

            Трудовая деятельность человека содержит двигательные и умственные действия. в реальных условиях работнику необходимо понимать и удерживать в памяти инструкцию (задание на работу), ориентироваться в трудовой ситуации, планировать рабочий день и последовательность выполнения задания, контролировать результаты своего труда, оценивать качество и учитывать количество сделанного. При овладении трудовым процессом именно эта его интеллектуальная составляющая затрудняет умственно отсталых детей и подростков и ограничивает их возможности в освоении более сложных видов труда.

            Для кардинального решения проблемы трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья необходим ряд мер, первоочередной из которых является организация такого обучения, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности.

            Интеллектуальные составляющие структуры трудовой деятельности формируются на уроках труда, общеобразовательного цикла и во внеклассной работе. Так на уроке любой из дисциплин происходит развитие речевой способности учащихся, составляющей основу регулирования трудовой деятельности. Уроки решающие образовательные задачи, направлены, кроме того, на развитие умений овладевать знаниями, представлениями, на формирование умственных операций: умения ориентироваться в полученном задании, контролировать свои действия, оценивать сделанное и т.п. эти интеллектуальные приобретения учащихся являются необходимыми компонентами выполнения трудовой деятельности. Их развитие на материале данного предмета составляет основу межпредметной связи уроков общеобразовательного цикла с уроками труда. Поскольку уроки общеобразовательных предметов занимают почти 2/3 учебного времени, то их вклад в решение данной задачи может быть значительным. Следовательно, трудовую подготовку необходимо рассматривать как систему, включающую весь комплекс учебно-воспитательной работы в школе, направленной на общее развитие учащихся. Структурными составляющими системы служат следующие основные направления педагогической работы.

  1. Углубленное изучение индивидуальных особенностей ребенка и выявление его возможностей в трудовом обучении.
  2. Отслеживание и фиксация «прироста» развития учащихся по параметрам, охватывающим наиболее важный для овладения трудовой деятельности учебный материал.
  3. Систематическое восполнение недостатков усвоения учебного материала за весь предыдущий период обучения.
  4. Определение эффективности и подбор адекватных состоянию ребенка педагогических технологий на основе результатов отслеживания «прироста» обученности.

 

Базовым компонентом развивающего обучения является объективная и целенаправленная оценка состояния обученности, которая дает возможность устанавливать более точное соответствие между учебными возможностями ребенка, с одной стороны, содержанием и методикой обучения – с другой. Для решения поставленной задачи необходимо отслеживать усвоение ребенком конкретных знаний, умений, навыков, качеств личности, которые служат опорными в учебно-трудовой деятельности.

Общие параметры обученности учащихся на уроках труда

  1. Понимание объяснения учителя.
  2. Усвоение технико-технологических знаний.
  3. Формирование оперативного образа цели предстоящей деятельности.
  4. Планирование.
  5. Самоконтроль.
  6. Усвоение профессиональных приемов труда.
  7. Сформированность трудовых навыков.
  8. Работоспособность.

К упражнениям на развитие и контроль понимания относятся задания на выбор слов, характеризующих предмет из нескольких данных. Или выбор соответствующих названий.

Другой тип упражнений содержит задачу выбора правильного ответа из нескольких, среди которых есть неправильные. Задание может быть представлено в виде таблицы.

 Соотнесите названия волокон и относящиеся к ним харак­теристики:

1) хлопок

 

а) волокна, расположенные вдоль стебля растений

2) лен

 

б) волосяной покров животных

3) шерсть

 

в) получают из семенных коробочек растений

4) шелк

 

 

 

г) тонкая нить, сматываемая с коконов тутового шелкопряда

       Какие мерки снимают по горизонтали? (обвести кружком)

Сш

Сг

Шг

Впк

Цг

Шп

Ст

Дс

Дпт

Вг

Шс

Сб

 

Найти и зачеркнуть невозможный для этого среза способ  обработки.

Плечевые срезы                   Боковые срезы

Стачной шов                                  Двойной шов

Двойной шов                                Запошивочный шов

Запошивочный шов                   Шов  в подгибку

Окантовочный шов                   Стачной шов        

Нижний срез                       Срез горловины и проймы

Шов в подгибку                   Окантовочный шов

Стачной шов                        Подкройной обтачкой

Окантовочный шов              Косой обтачкой

Подкройной обтачкой         Двойной шов 

 

 Найти и зачеркнуть лишний термин.

                  По чертежу:                       По контурным срезам:

                  Линия груди                      Плечевой срез

                  Линия колена                     Нижний срез

                  Линия талии                       Срез сиденья

                  Линия середины                Срез проймы  

Эти и ряд других упражнений включают учащихся в речемыслительную деятельность, что служит действенным способом развития системы смысловых связей слов и представлений.

            Для самостоятельного выполнения задания по труду требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия.  К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий и т.п.   Умственные действия, являясь обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности. 

            Умственные действия, входящие в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях, в частности:

а) в умении пользоваться различного рода инструкциями (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы и модели изделий и т.п.)

            б) в умении спланировать порядок рабочих операций, иначе говоря, определить технологический процесс изготовления изделия;

            в) в умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;

            г) в умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный контроль, например глазомерный; опосредованный – с помощью контрольных инструментов);

            д) в умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы.

В качестве педагогических средств стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроках по швейному делу использовались следующие приемы:

1.  Побуждение учениц к самостоятельным высказываниям о проделанной    работе.

2. Обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с изделием, изготовленным ученицей.

3.  Планирование предстоящей работы и запись порядка операций.

4.  Взаимное инструктирование учеников и взаимная проверка работы.

5.  Обсуждение готовой работы и ее приемка.

            На основе содержания предметной технологической карты могут быть построены задачи, направленные на активизацию планирующих действий школьников. Например, один образец учитель убирает и задает учащимся вопросы:

1.       В каком месте предметной технологической карты необходимо расположить недостающий образец?

2.       Какая технологическая операция пропущена?

3.       Какие инструменты (оборудование, приспособления, швы) применяются при выполнении данной технологической операции?

 

Оказание профессиональной помощи в формировании мыслительно-речевой деятельности ребенка требует глубоких психологических знаний и понимания, как психологических особенностей детей, так и принципов и правил осуществления коррекционно-развивающей работы.

Период школьного детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности.


 

Чурашова Светлана Рифовна учитель трудового обучения

Чурашова Светлана Рифовна учитель трудового обучения

Все это и приводит к тому, что отдельные формы сложно построенной деятельности аномального ребенка, особенно необходимые для школьного обучения, оказываются недостаточно развитыми, а потому само…

Все это и приводит к тому, что отдельные формы сложно построенной деятельности аномального ребенка, особенно необходимые для школьного обучения, оказываются недостаточно развитыми, а потому само…

Уроки решающие образовательные задачи, направлены, кроме того, на развитие умений овладевать знаниями, представлениями, на формирование умственных операций: умения ориентироваться в полученном задании, контролировать свои действия,…

Уроки решающие образовательные задачи, направлены, кроме того, на развитие умений овладевать знаниями, представлениями, на формирование умственных операций: умения ориентироваться в полученном задании, контролировать свои действия,…

К упражнениям на развитие и контроль понимания относятся задания на выбор слов, характеризующих предмет из нескольких данных

К упражнениям на развитие и контроль понимания относятся задания на выбор слов, характеризующих предмет из нескольких данных

Для самостоятельного выполнения задания по труду требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия

Для самостоятельного выполнения задания по труду требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2024