УДК 37.035.6
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Масленникова С.В., учитель математики
МОУ «Школа №101 города Донецка»
s.v.maslennikova@mail.ru
На протяжении более двух десятилетий проведения реформ в Украине и, в частности, в системе образования многие факты нашей истории получили новую интерпретацию, а некоторые вовсе были преданы забвению. То, чем гордились многие поколения наших соотечественников стало рассматриваться исключительно с критических позиций [1]. Патриотизм стал считаться отжившей ценностью, мешающей строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе, в истории своей страны. Болезненными для общества проблемами стали: растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде; преступность, алкоголизм и наркомания; рост числа молодежных организаций откровенно фашистской ориентации.
Перед политикой ДНР поставлена не только задача построения нового государства, но и воспитания патриотизма и гражданской позиции. Для гражданина ДНР – патриотизм является его характерной чертой, и только прививая молодым людям любовь к Родине, гордость за свой народ, можно спасти нацию.
Благодаря новой государственной политике, которая внедряется в образование, сегодня у нас есть шанс вспомнить свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Для решения проблемы на государственном уровне была разработана Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР. Ее основной целью является определение роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства в общей системе воспитания подрастающего поколения республики. Данная Концепция предлагает определение цели патриотического воспитания, отвечающей интересам учащейся молодежи и требованиям общества по отношению к ней.
Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, особенно развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества [2].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В таких условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших, так как она оказалась в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества.
Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов: через содержание образования, через методы и формы обучения, через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций, через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
При обучении математики моими основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
использование историко-математического материала, проведение нестандартных уроков, решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности, внеклассная работа.
С целью патриотического воспитания при подготовке и проведении уроков математики я уделяю большое внимание подбору математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований [3]. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - ИД «Белгород», 2013. – 156 с.
2. Харламов, И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
3. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе. / Агапова И., Давыдова М. – М., Айрис- пресс, 2002. – 224 с.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.