Статья "Воспитательная система классного руководителя"
Оценка 5

Статья "Воспитательная система классного руководителя"

Оценка 5
docx
17.02.2020
Статья "Воспитательная система классного руководителя"
Воспитательная система классного руководителя.docx

Воспитательная система классного руководителя

 

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных  процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И  без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.

Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом,  появляется  потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.

Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:

1)    учащимися;

2)    родителями;

3)    учителями-предметниками.

Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной  системы – создание благоприятной среды для саморазвития и  самовыражения ребенка.

Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.

Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный  и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли  качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Цель воспитательной системы нашей школы - Создание условий и  инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в МКОУ «СОШ №1» г. Щучье.

    Исходя из этого, определилась цель воспитательной системы класса: создание условий для разностороннего развития личности и воспитание успешного человека, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи:

1.     изучать личность ребенка, его индивидуальные и возрастные особенности, интересы, склонности, способности.

2.     организовывать разнообразные виды коллективной творческой деятельности.

3.     вовлекать учащихся в общественно – ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию

4.     регулировать и корректировать личностное развитие учащихся

5.     продолжить формирование здорового образа жизни школьников

6.     взаимодействовать с социальном педагогом, психологом, учителями – предметниками

7.     содействовать развитию ученического самоуправления в классе

8.     организовывать работу по использованию современных форм активного сотрудничества класса и семьи в вопросах воспитания и социализации подрастающего поколения

9.     продолжить формирование основ правовой культуры учащихся.

Основные задачи моей деятельности:

·        осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием учеников;

·        создание оптимальных условий для развития личности;

·        изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;

·        организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;

·        формирование у учеников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

·        формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

·        организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;

·        вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива;

·        содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод

Воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на  становление и развитие личности ученика.

Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 4 лет.

Сроки и этапы реализации воспитательной системы:

1 этап – 6 класс  – этап проектирования системы;

2 этап – 7 класс  – этап  становления системы;

3 этап -8 класс  – этап стабильного функционирования системы;

4 этап -9 класс  – этап завершения функционирования системы.

Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:

·        обустройство жизни ребенка в школе;

·        организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;

·        организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.

Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и социума как решающего обстоятельства для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:

·        информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;

·        координация деятельности учителей-предметников и родителей;

·        прогнозирование и мониторинг успеваемости;

·        содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;

·        планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.

         Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

К середине шестого класса можно сказать с уверенностью, что задача по формированию дружного коллектива и добрых отношений между воспитанниками – выполнена на 80%.

         Продолжить работу над сплочением коллектива ребят, индивидуально работать над теми,  кто иногда держится обособленно вовлекая их в коллективные дела, давая соответственные поручения. Обратить особое внимание на вновь прибывших ребят и способствовать нормальной адаптации их в коллективе. Своевременно реагировать на позитивные дела ребят – поддерживать, хвалить, поощрять. Нарушителей порядка, дисциплины загружать полезной и интересной работой, постоянно контролировать и стимулировать. К пассивным ребятам, «прикрепить»  более активных – поощрять и первых и вторых. При распределении поручений учитывать творческие и лидерские способности ребят. Удачное распределение обязанностей, доверие и поддержка ведет к плодотворной, интересной и качественной работе  коллектива.

                                       Индивидуальная работа с учащимися.

      На протяжении этого года обучения с некоторыми учащимися велась продуктивная индивидуальная работа.  Наблюдалась положительная тенденция как в отношении с коллективом ребят, так и личностными качествами этих ребят. С возрастом наблюдается более высокая осознанность своих действий и поступков, которая дает положительный результат индивидуальной работы.

     Систематические, убедительные и настойчивые индивидуальные беседы с проблемными ребятами,  обсуждение  проблем  на Сборе класса, неравнодушное отношение ребят класса - дают положительный результат.  Понимание со стороны родителей этих ребят,  их заинтересованность в процессе перевоспитания их ребенка в данном коллективе – дает  положительный результат! Родители – наши союзники!

Характер общего климата в классе добрый, жизнерадостный. В целом дети воспитаны, это говорит о том, что родители заинтересованы в правильности семейного воспитания.

                                Направления работы  с одаренными детьми

·        Первичная диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения;

·        Привлечение учащихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах;

·        Организация интеллектуальных игр

                     Направления работы  с  детьми, имеющими трудности в учебе

         Профилактическая работа:

·        Диагностическая работа:

·        Коррекционная работа:

                                Педагогическое взаимодействие с родителями

Так как родители являются социальными заказчиками школы, была поставлена цель:

·        привлечь родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе;

·        активизировать деятельность классного родительского актива;

·        создание доброжелательной, позитивной обстановки в классе, среди трех участников педагогического процесса (дети – родители - педагоги).

Воспитательная система класса предполагает следующие функции:

·        развивающую, направленную  на развитие творческой ответственной   личности, на определение мотивации  учебной  деятельности;

·        интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех  подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление  внутришкольных и внешкольных связей,

·        защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений  ребенка и взрослого, в основе которых должно быть взаимопонимание, содружество, согласие, сопереживание;

·        компенсирующую, предполагающую создание в классе  условий для формирования гражданина-патриота, демонстрации творческих способностей  в плане эстетической направленности , развития коммуникабельности    необходимой для успешной совместной деятельности учеников , педагогов и родителей;

·        корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка  с целью предупреждения негативного влияния на формирование  личности.

         Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей,  направленная на развитие потребности в формировании и воспитании  качеств всесторонне развитой личности.

Реализация воспитательной системы

 

Виды и формы  воспитывающей  деятельности

Диагностика

Направление воспитательной работы

Работа с родителями

1.Классные собрания

2.Классные часы

3.Лекция

1.                 Беседа

2.                 Час общения

3.                 Диспуты

4.                 Мозговой штурм

5.                 Урок творчества

6.                 Мероприятия

7.                 КТД

8.                 Викторины

9.                 Конкурсы, КВН

10.             Экскурсии

11.             Походы

12.             Акции, проекты

1.Исследование особенностей личности:

2.Общие сведения

3.Способности

4.Самооценка

5.Темперамент

6.Уровень воспитанности

7.Исследование межличностных отношений

8.Социально психологический климат в классе

9.Социометрия

1.Коллектив

2.Общение

3.Здоровье

4.Творчество

5.Учение

1.Анкетирование

2.Беседы

3.Консультации

4.Родительские собрания

5.Посещение семьи

6.Родительский всеобуч

7.Проведение совместных часов общения детей и родителей

 

 

                    Критерии оценки ожидаемых результатов:

Социально - психологические:

·         сформированность повышенной мотивации у учащихся к обучению;

·         высокая степень социализации и общественной активности гимназистов;

·         способность к групповому активному взаимодействию;

·         выраженная сформированность нравственной базы личности;

·         сформированная патриотическая и гражданственная направленность самосознания и деятельности.

Личностные:

·         динамичное развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;

·         формирование образованной и социально - активной личности, выработавшей в себе и способной применять в жизни следующие качества: самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений, проявляя приоритетность общественно - государственных интересов над личными; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность;  любовь к Родине и уважение к законности.

Образовательные:

·         расширенное и углубленное освоение учебных программ;

·         стремление и способность к самообразованию;

·         расширение сферы принятия дополнительного образования;

·         стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений художественной и эстетической культуры.

Валеологические и здоровьеразвивающие:

·        способность к контролю своего физического состояния и совершенствования физических способностей организма;

·        стремление к формированию собственного гармоничного облика.    

                                 Перспективы развития воспитательной системы

Отчётливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего её развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ достойного Человека, Человека-гражданина. Очень важно педагогам превратиться в союз единомышленников, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству и следовать высказыванию В.Г.Белинского: «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»


 

Воспитательная система классного руководителя

Воспитательная система классного руководителя

Основные задачи моей деятельности: · осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием учеников; · создание оптимальных условий для развития личности; · изучение склонностей, интересов, сфер дарований…

Основные задачи моей деятельности: · осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием учеников; · создание оптимальных условий для развития личности; · изучение склонностей, интересов, сфер дарований…

Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности

Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности

Понимание со стороны родителей этих ребят, их заинтересованность в процессе перевоспитания их ребенка в данном коллективе – дает положительный результат!

Понимание со стороны родителей этих ребят, их заинтересованность в процессе перевоспитания их ребенка в данном коллективе – дает положительный результат!

Классные собрания 2.Классные часы 3

Классные собрания 2.Классные часы 3

Перспективы развития воспитательной системы

Перспективы развития воспитательной системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020