Статья "Здоровый образ жизни детей"
Оценка 4.6

Статья "Здоровый образ жизни детей"

Оценка 4.6
doc
16.01.2021
Статья "Здоровый образ жизни детей"
Статья.doc

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

 

О.П. Палец

МОУ «СШ № 93 г. Макеевки с дошкольным образованием»,

учитель начальных классов

 

В современном мире возрастает роль семьи, роль школы в формировании здорового образа жизни детей, всесторонне развитой личности. Известно, что в семье человек проводит большую часть своей жизни. Ведь в детстве формируется образ жизни ребенка под воздействием образа жизни его родителей и знакомых. Ювенал писал: «В здоровом теле здоровый дух». Это высказывание можно считать девизом к формированию здорового образа жизни. Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет и свое душевное спокойствие. Этот вопрос волнует многих и остается актуальным. Именно здоровье остается самым главным в жизни богатством. Каждый родитель хочет видеть своих детей прежде всего здоровыми и счастливыми. Но не все знают, как это сделать. Не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в гармонии с собой, окружающим миром, с другими людьми. Секретом этого является здоровый образ жизни, который поддерживает физическое здоровье, направляет на полноценное питание, отказ от вредных привычек, направляет на радостное ощущение своего существования в этом мире. Дети для семьи – главная ценность. Воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью, научить здоровому образу жизни должны не только педагоги, а прежде всего родители.

По данным медицинских исследований возрастает с каждым годом процент школьников, которые имеют отклонения в здоровье. Одна из причин этого – малоподвижный образ жизни школьников, а также нежелание заниматься физкультурой и спортом. Отсутствие баланса разных видов активности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса отрицательно влияют на здоровье и работоспособность ребенка. К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки; некачественное, неправильное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и другое необходимо начинать в детском возрасте. Основы психического и физического здоровья формируются в детские годы. Поэтому учить ЗОЖ, к сожалению, сегодня физическим воспитанием своих детей интересуется не больше 20% родителей. Здесь на арену выходит учитель. Учитель должен стремиться сделать родителей приверженцами физической культуры. Между родителями и школой должна быть создана атмосфера товарищеских отношений. В решении вопроса формирования здорового образа жизни особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная физкультурно - оздоровительная работа с активным участием родителей, учителя, медицинского работника.  В условиях семьи и школы следует организовать совместную просветительскую и оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости детей младшего школьного возраста. Родители – наши помощники и союзники во внеклассной деятельности. Физкультурные праздники, походы, экскурсии, конкурсы, соревнования являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать физические качества, двигательные навыки, здоровый образ жизни. Большое значение имеют положительные примеры в поведении родителей как образца для подражания. Главное, чтобы слова родителей, поступки закрепляли у ребенка стремление к здоровому образу жизни. Организуя работу с родителями, необходимо обязательно  ставить перед ними цель: получение знаний не ради знаний, а для того, чтобы в результате повышения своей педагогической культуры иметь возможность самостоятельно осуществлять задачи физического и нравственного воспитания в семье. Разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за свое здоровье, желание поддерживать спортивную форму. Понятию здорового образа жизни можно дать определение: «ЗОЖ – это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных. Физических) в сферах различных деятельностей (учебной, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, окружающей природе, социальной среде с позиции ценности здоровья и способствующая сохранению устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной деятельности».

Проблема охраны и укрепления здоровья становится в последние годы становится предметом специальных исследований. Объект исследования – процесс взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников. Цель исследования – формы и методы взаимодействия педагогов, родителей, медицинских работников в организации и проведении просветительской и физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни.

Проблемами формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей занимались Л.В. Абдульмаова, О.А. Александрова, Н.П. Абаскалова, Н.В. Барышева, Э.И. Ванер, Т.П. Васильева, Н.Д. Граевская, В.А. Калинкина, Н.Н. Куинджи, Ю.П. Лисицина, С.М. Мартынова, В.А. Смирнова, А.Г. Щедрина и другие. Разработке и экспериментальному обоснованию оздоровительных систем и развитию валеологических знаний и формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, школьников и студентов посвящены диссертационные исследования Н.П. Абаскаловой, Э.Ю. Бачиевой, В.И. Бондина, В.И. Бондина, Т.В. Волосниковой, Л.В. Дыхан, Л.А. Каратаевой, Ю.Е. Клевцовой, В.Д. Медведкова, И.В. Павловой, О.Е. Подгорной, А.С. Шарухан.

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы. В вопросе ЗОЖ школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

-                   создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

-                   составление гармоничного режима труда и отдыха;

-                   воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения. ЗОЖ формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен.

Правильное питание. Питание школьника должно быть обязательно полноценным и сбалансированным. Питательных веществ и энергии должно хватить на ежедневную активность, рост. Избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Оптимальная физическая нагрузка. Каждый ребенок, даже «неспортивный», обязан заниматься физкультурой или спортом. Так как уроки физкультуры не обеспечивают нормальной физической нагрузки, в свободное время школьнику рекомендуют посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям.

Рациональный режим дня. Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, достаточный объем отдыха и сна.

Соблюдение гигиенических норм. Сюда входят основные гигиенические мероприятия:  поддержание чистоты полости рта и тела, чистота постельного белья, использование только личных предметов гигиены.

Отказ от вредных предметов. Алкоголь, курение несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний.

Благоприятная обстановка в семье. Добрые и дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психологического здоровья школьника. Любите своих детей, уважайте их мнение, больше общайтесь  с ними – и вы с радостью увидите, как ваш ребенок растет и развивается в полноценную здоровую личность.

Здоровый образ жизни: советы родителям.  Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Родителям необходимо учитывать возраст ребенка. Это касается питания, допустимой учебной нагрузки, продолжительности сна, физической нагрузки. Необходимо  помнить о запасе здоровья, выносливости и особенностях психики школьника. Родителям нужно действовать больше убеждением и собственным примером, быть последовательными и постоянными. Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным и постоянным.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении своих детей, приобщение к ЗОЖ. В семье закладываются основы физического, эмоционального, социального развития человека. Поэтому необходимо научить родителей правильно организовать оздоровительно-воспитательную работу в семье, направленную на формирование у детей ценностного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья. К числу факторов семейного риска влияющих на здоровье детей следует отнести:

-                   проблемы детско-родительских отношений;

-                   нарушение психического здоровья родителей;

-                   неэффективные меры воспитания, физические и эмоциональные перегрузки;

-                   конфликты между родителями;

-                   антисоциальное поведение родителей.

Педагог работает не только с детьми, но и с родителями. При проведении бесед с родителями необходимо подчеркивать важность собственного примера, привычки здорового образа жизни. Совместные физические занятия родителей с детьми способствует развитию двигательных навыков в соответствии с возрастом и способностями; улучшают взаимоотношения родителей с детьми; позволяют с пользой проводить свободное время; служат взаимообогащению; способствуют всестороннему развитию ребенка. Благоприятные условия труда, быта и досуга младших школьников – необходимая главная предпосылка осуществления здорового образа жизни.

Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая останется с человеком на всю жизнь. Если с детства приучать ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививаете полезные привычки, будьте уверены, что вы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка – здоровье. Этот бонус поможет  добиться больших успехов в любой сфере жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных задач родителей.

Факторы, влияющие на состояние здоровья:

20% - наследственность;

20% - экология;

10% - развитие здравоохранения;

50% - образ жизни.

Здоровый образ жизни:

-                   рациональное питание;

-                   соблюдение режима;

-                   оптимальный двигательный режим;

-                   полноценный сон;

-                   здоровая гигиеническая среда;

-                   благоприятная психологическая среда;

-                   закаливание.

Помните – здоровье ребенка в ваших руках!  Помните – здоровье не все, но все без здоровья – ничто!


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Родители – наши помощники и союзники во внеклассной деятельности

Родители – наши помощники и союзники во внеклассной деятельности

ЗОЖ формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен

ЗОЖ формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении своих детей, приобщение к

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении своих детей, приобщение к

Помните – здоровье ребенка в ваших руках!

Помните – здоровье ребенка в ваших руках!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021