Статья: «Жаргонизмы в речи подростков»
Оценка 4.9

Статья: «Жаргонизмы в речи подростков»

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
10 кл—11 кл
05.02.2024
Статья: «Жаргонизмы в речи подростков»
Материал к уроку русского языка в старшей школе
Жаргонизмы в речи подростков.docx

                                                                  Кременцова Елена Александровна,                                 учитель русского языка и литературы

Тема статьи: «Жаргонизмы в речи подростков»

 

   В современное время мы привыкли употреблять в своей речи так называемые сленговые слова и даже целые фразы - это привело к обединению русского языка и вытеснению литературных слов. 

    Сленг или жаргон бывает разных видов: молодёжный, профессиональный, компьютерный, уголовный и другие. Наиболее интересен для меня молодежный или подростковый   сленг. Всем известно,  что молодежный сленг - это особые слова и выражения, свойственные подросткам. Но мне захотелось узнать больше: где молодежь  заимствовала  жаргонные слова и почему подростки так любят использовать их в своей речи.

   Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что подростки стремятся упростить и минимизировать употребление сложных речевых оборотов, литературных слов, что ведет к обеднению русского языка и словарного запаса молодежи.

Причины употребления жаргонизмов молодежью

Почему же жаргонизмы так популярны именно среди молодежи? В ходе проведенного  мною исследования, я пришла к следующим выводам. Большинство опрошенной молодежи не мыслят своей речи без жаргонов. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. – Использование жаргонной лексики отличает нас от более взрослых людей». Молодежь убеждена, что употреблять жаргонные слова модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.

Можно выделить основные причины употребления жаргонов молодежью:

1. Жаргон делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения, употребленные на книжном, литературном языке и жаргонизмами: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни» и «Я просто тащусь от этой песни!»).

2. Жаргон помогает выделиться подростку, молодым людям, стать непохожими на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Жаргон служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

4. Жаргон - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»).

 

Я считаю, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие богатого словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли, и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

 Источники происхождения современного сленга подростков

Что же явилось источником происхождения современного сленга подростков?

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в социальных сетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка).

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас я слышу в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь.

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер – отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка;  лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов я увидела слова, принадлежащие к нейтральной лексике, но с новым переносным лексическим значением, например, крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являются учащиеся. Они«изобретают » такие слова ,как: домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, пара, тройбас, дискач, тубзик, столовка .  

 

Результаты исследования подросткового жаргона

Изучая тему «Жаргонизмы в речи подростков» я решила провести опрос среди учащихся 10-х классов нашей школы. Ребятам была предложена анкета и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения:

  Для чего вы употребляете жаргонизмы?

·        использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками – 16 уч.

·        способствует избежать конфликтности в отношениях – 3 уч-ся

·        помогает не стать «белой вороной» в своей среде – 4 уч-ся

·        жаргонизмы делают речь понятной для друзей – 23 уч-ся

·        употребление жаргонизмов модно и современно – 6 уч-ся

Я  пришла к следующим результатам:

1.Учащиеся в своем большинстве не считают употребление жаргонов в своей речи  явлением, отрицательно влияющим на культуру их общения с окружающими их людьми. Более того, самыми популярными ответами в ученических анкетах стали такие варианты:

ü жаргонизмы делают речь понятной для друзей;

ü использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками;

ü употребление жаргонизмов модно и современно.

2.В устной речи учащихся  можно выделить следующие наиболее часто употребляемые тематические группы жаргонной лексики:

·        Наименование учебных предметов, внеурочных занятий.

·        Название предметов быта и техники, используемой в быту.

·        Продукты.

·        Одежда.

·        Части человеческого тела.

·        Деньги.                                              

·        Состояние человека, оценка чего- либо: поступков человека, качеств предметов.                                

·        Название действий, совершаемых человеком, чувств, эмоций человека.

·        Сфера досуга.

4. Анализ жаргонной лексики, употребляемой учащимися класса, выявил, что ее  тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется  чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Кроме этого можно говорить о том, что ее экспрессивная окраска может быть положительной, одобрительной и резко негативной, отрицательной. Причем эти соотношения приблизительно равны.

5. Среди причин использования жаргонизмов в речи учащихся были названы следующие:

ü Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так  говорят все.

ü Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка

ü Желание выражаться модно, оригинально, современно.

ü Возможность выражаться иносказательно, чтобы не поняли старшие: родители, учителя.

ü Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка.

ü Желание казаться более взрослым.

 6.  Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Самыми популярными ответами стали следующие:

·        Влияние средств массовой информации: телевидения, Интернет-ресурсов.

·        Нестабильность современного общества, преступность и ее примеры в СМИ;

·        Поток иностранной заимствованной лексики   для определения современных тенденций  в моде, в мире музыки, искусства. Чаще всего учащимися школы употребляются слова из английского языка, который изучается в нашей школе и которые часто употребляются в целом в молодежной среде.

·      Внешкольное общение ( праздники, дискотеки, молодежные тусовки).

                                                                          

Речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие «культурный человек» предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между: «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то мы призываем вам выбрать последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, жаргонные слова и выражения были, есть и будут в школьной лексике, в активном словаре молодежи, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова И.С. Тургенева: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас»


 

Кременцова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Кременцова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Жаргон - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»)

Жаргон - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»)

Изучая тему «Жаргонизмы в речи подростков» я решила провести опрос среди учащихся 10-х классов нашей школы

Изучая тему «Жаргонизмы в речи подростков» я решила провести опрос среди учащихся 10-х классов нашей школы

Среди причин использования жаргонизмов в речи учащихся были названы следующие: ü

Среди причин использования жаргонизмов в речи учащихся были названы следующие: ü

Поэтому, как не вспомнить слова

Поэтому, как не вспомнить слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024