Даже тем, кто считал, что слава Никколо Пагинини раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру
27 октября 1782 года родился итальянский скрипач-виртуоз, композитор, признанный гений мирового музыкального искусства.
Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами.
7 удивительных фактов о жизни и смерти Никколо
Паганини
Даже тем, кто считал, что слава Никколо Пагинини раздута,
приходилось смириться, когда им доводилось услышать его
игру
27 октября 1782 года родился итальянский скрипач
признанный гений мирового
композитор,
виртуоз,
музыкального искусства.
Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно
преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал,
что его слава лучшего скрипача в мире раздута,
приходилось смириться, когда им доводилось услышать его
игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивалнастоящие представления с звукоподражанием – "жужжал",
"мычал" и "разговаривал" струнами.
Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе.
Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына,
Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с
Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения
и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного
ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его
в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно
сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили
Никколо. У мальчика практически не было детства, все его
дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях
музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух,
он погружался в мир звуков и пытался повторить его с
помощью гитары, мандолины и скрипочки.Первый концерт Никколо Паганини состоялся в
одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои
вариации известных произведений, потряс публику. У
мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де
Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его
возможностью продолжать обучение у виолончелиста
Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять
мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.
Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он
начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей
Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего
мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только
подогревал интерес публики. Таинственным в нем казалось
все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие
глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинныепальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на
скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была
нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к
азартным играм, изза которого он часто сидел на мели. И
его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на
сцене, сливаясь с инструментом воедино.
Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то
время (18011804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым
солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для
скрипки. На некоторое время (18051808) Никколо даже
стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к
концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера
исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре
сделали его самым популярным скрипачом Италии. За
шесть лет (18281834) он дал сотни концертов вевропейских столицах. Паганини вызывал восхищение и
восторг у коллегмузыкантов. Ему посвящали восхищенные
строки Гейне, Бальзак и Гёте.
Его творческий путь оборвался стремительно и трагично.
Изза туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию,
а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную
Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно
страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще
три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года.
Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии
изза образа жизни. Два месяца забальзамированное тело
лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его
несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо
Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини
человечеству осталось в наследство 24 каприса, множествовариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для
скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары,
вариации и вокальные композиции.
Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет
великолепного владения скрипкой. Он заключается в
полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и
ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в
грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется,
что все просто, но далеко не каждый профессиональный
музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в
жертву музыке.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7
удивительных фактов из биографии великого маэстро.1. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На
публику это производило настолько сильное впечатление,
что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и
выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было
отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно
из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде
лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из
деревни" подражания звукам животных. Паганини
научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и
мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала
его "Южным колдуном".
2. Паганини категорически отказывался писать псалмы для
церковников, поэтому добрые католики злобно поливали
его грязью:"Все лучшее и высокое в мире связано с христианством.
Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны.
Нет ни одного классического композитора, который не
писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории
Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не
оставляет Европы и что вся наша культура строится на
началах христианской любви и милосердия. Но вот
появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем
своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным
ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей
планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает
младенца Христа".
3. Для одних Паганини был несомненным гением, для
других – удобной жертвой для нападок. Его родителям
таинственные "доброжелатели" присылали письма сописаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их
сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого.
Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое
мастерство не изнурительными занятиями в детстве и
юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал
только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что
даже нашла свое отражение романе Стендаля.
4. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини.
Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли
во вкус – ведь газеты с опровержением расходились
двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из
за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце,
газеты привычно напечатали его некролог с припиской:
опубликуем
"Надеемся,
опровержение".
как обычно,
что скоро,5. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что
люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся изпод
земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача
Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит
легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но
лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после
этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые
невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками
Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом
кладбище Пармы.
6. Паганини был любимцем не только народных масс, но и
титулованных особ. Каждый европейский монарх считал
своим долгом пригласить его для личного выступления, а
однажды его позвали исполнить масонский гимн перед
итальянской великой ложей. Конечно, за выступления онполучал невероятные гонорары, но изза несдержанности в
азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не
хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно
закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С
рождением сына он стал спокойнее и к старости смог
скопить небольшое состояние.
7. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения
на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а
тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами,
было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера,
который услышал собственные вариации в исполнении
скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что
вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел
с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку.Удивленному музыканту он сказал, что после его
выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.МУЗЫ МУЗЫКАНТА НИККОЛО ПАГАНИНИ
Один из наиболее ярких личностей
музыкальной истории Никколо Паганини, несмотря на
довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал
недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда
появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного
виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40
лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая
грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря
таким женщинам есть большое музыкальное наследие.
Радости свободы Никколо ПаганиниВо всех столицах Европы начала XIX века появились
портреты странного человека. Бледное, словно восковое,
лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос,
горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий
всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди
шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини –
композитор и скрипач, равного которому не было, нет и
едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех
смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь.
Шлейф несуразных «разоблачений»
сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более
интересовало собственное творчество.
Великий скрипач появился на свет 27 октября 1782 года.
Отец Никколо Паганини был музыкантомлюбителем.
Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке.Мальчик научился виртуозной игре еще в
раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти
учителя, который обучил бы юного исполнителя чему
нибудь новому.
В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он
перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу,
Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни».
Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести
беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но
и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов,поездок, болезней и всевозможных сексуальных
приключений.
Любовь творит чудеса!
В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в
течение трех лет. Музой музыканта становится некая
«синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот
период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.
В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение
маленьким герцогством
ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору,
Лукка, подареннымоставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное
здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства
Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала
придворный оркестр и пригласила на должность
капельмейстерадирижера «первую скрипку Республики
Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году,
соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных
празднеств. Одновременно Никколодолжен был обучать
игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.
Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как
непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах
придворной публики, Элиза
попросила Паганини приготовить для нее на очередном
концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с
намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый
«Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн,
имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли свосторгом, и августейшая покровительница уже не просила,
а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен
сыграть на одной струне!
Никколо Паганини – неистощимый виртуоз
Элиза Бонапарт
Идея понравилась Никколо, и спустя неделю на придворном
концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех
превзошел все ожидания и еще больше подогрел
фантазию Паганини – мелодии одна красивее другойвыпархивали изпод чутких пальцев композитора чуть ли не
каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы
Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса,
написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это
уникальное сочинение остается вершиной творческого
наследия Паганини.
Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но
придворная жизнь изрядно тяготила Никколо. Он жаждал
свободы действий… Их последний разговор произошел в
1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою
индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей
ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо…
Снова гастроли и …Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20
лет продолжалась на родине его триумфальная
деятельность. Причем он
концертная
выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто
вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы
слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из
романов великого музыканта закончился
скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной
Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы
попасть на концерт и посмотреть на таинственного
виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикойдействительно выступает сам Сатана, девушка проникла за
кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть
какието признаки нечистой силы, окружающей музыканта.
Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив
выступления, Паганинипригласил девушку поехать с ним на
гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины
будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям.
Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение
и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в
тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить
денежную компенсацию. Начался утомительный судебный
процесс. За то время, что тянулись судебные слушания,
ребенок успел родиться и умереть, но в конце
концов Паганини отделался лишь очередной денежной
компенсацией и пятном на репутации.
Где счастье? Близко?Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил
влюбчивого музыканта.
34летний Никколо увлекся 22летней Антонией Бьянки –
молодой, но талантливой певицей,
которой Паганини помогал с подготовкой сольного
выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми:
Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой
– слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести
изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и
простыми лавочниками. Однако Антония умела быть
нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо, когда он
болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо
питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался
не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь
очевидной, что не заметить этого не мог даже
слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводяинтрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за
очередной ссорой всегда следовало примирение.
Одиночество отступает
Антония Бьянки
В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не
чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие
купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго
плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное
детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телегиили голос Антонии – после этого мальчик тотчас
успокаивался. После рождения ребенка
отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но
оказалось, что это было лишь затишье перед бурей.
Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет
маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек,
связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами.
Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда
расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной
опеки над сыном.
Скоротечность счастья Никколо Паганини
Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за
другим и просит за выступления немыслимые
гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное
будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком
частые концерты постепенно подрывали здоровьемузыканта. Однако публике казалось, что волшебная
музыка льется из его скрипки как бы сама собой.
скрипка Никколо Паганини
В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы.
Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять
смычок и лишь перебирал пальцами струны своей
скрипки. 27 мая 1840 года в 57 лет виртуоз скончался.
Церковники запретили предавать его земле, потому что он
не исповедался. По одной версии, Никколо Паганини тайно
похоронили в местечке ВальПольчевера, рядом с
загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын
великого скрипача Ахилл добился того, чтобыостанки Паганини были перенесены на кладбище в Парме.
По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила
Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная
любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она
же была единственным, не считая родственников,
человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.
Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и
не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все
усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни
женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в
нотах, написанных музыкантом.
ФАКТЫ
Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать
трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когдана пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал
игру Паганини».
***
«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь
рукой своей извечной мучительницы. – Лишила
беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив
взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим
пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что заталант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я
заплатил сполна».
***
Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный
взгляд на чародейкускрипку, что владела им безраздельно.
***
При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений,
опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения.
Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для
скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для
скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для
гитары Никколо Паганини написал около 200 пьес.Описание концерта Николло Паганини Генрихом Гейне
«Молитвенная тишина царствовала во всём зале. Все глаза
были устремлены на сцену; все уши насторожились. Мой
сосед, старый меховщик, вынул грязную вату из своих ушей,
чтобы лучше впитать в себя драгоценные звуки, стоившие
ему два талера. Наконец, на эстраде появилась тёмная
фигура, которая, казалось, вышла только что из
преисподней. Это был Паганини в своём чёрном парадном
облачении: на нём был черный фрак, чёрный жилет
ужасного покроя, быть может, этот покрой предписан был
адским этикетом при дворе Прозерпины; чёрные панталоны
пугливо трепетали вокруг его тощих ног. Длинные рукиказались ещё длиннее, когда он, держа в одной руке
скрипку, в другой опущенный книзу смычок и почти
касаясь ими земли, отвешивал перед публикой свои
чудовищные поклоны. В угловатых движениях его тела была
какаято жуткая деревянность и в то же время чтото
бессмысленноживотное. Казалось, что его поклоны должны
были возбуждать неудержимый хохот, но его лицо,
выглядевшее при ярком освещении ламп оркестра ещё более
мертвенным и бледным, принимало при этом выражение
такой мольбы, такого тупого смирения, что смех
подавлялся какойто ужасной жалостью. Кто научил его
этим поклонам? Автомат или собака? И что означает его
взгляд? Был ли это умоляющий взор смертельно больного,
или за этим взглядом скрывалась насмешка хитрого скряги?
И кто он сам? Живой человек, который в своейпредсмертной агонии на подмостках искусства старается
позабавить публику своими последними судорогами, как
умирающий гладиатор? Или это мертвец, вставший из гроба,
вампир со скрипкой в руках, который хочет высосать если
не кровь из нашего сердца, то во всяком случае деньги из
нашего кошелька? Такие вопросы теснились в моей голове,
пока Паганини с обычными кривляньями отвешивал во все
стороны свои бесконечные поклоны. Новые эти мысли сразу
оборвались, когда этот изумительный мастер приставил
свою скрипку к подбородку и начал играть. Что касается
меня, то ведь вы знаете мое второе музыкальное зрение, мою
способность при каждом тоне, который я слышу, в то же
время видеть адекватную звуковую фигуру. Каждым
взмахом своего смычка Паганини вызывал перед моими
глазами зрительные образы и картины; языком звучащихиероглифов рассказывал он мне ряд ярких происшествий.
Словно игра цветных теней развертывалась передо мною; но
сам он со своей скрипкой неизменно оставался главным
действующим лицом. Уже при первом ударе его смычка
обстановка, окружавшая его, изменилась; он со своим
нотным пюпитром внезапно очутился в приветливой,
светлой комнате, беспорядочновесело убранной вычурной
мебелью в стиле помпадур. Везде маленькие зеркала,
позолоченные
фарфор,
очаровательный хаос лент, цветочных гирлянд, белых
перчаток, разорванных кружев, фальшивых жемчугов,
золотых диадем из жести и прочей мишуры, переполняющей
обычно будуар примадонны. Внешность Паганини тоже
изменилась, и притом самым выгодным для него образом: на
нём были надеты короткие панталоны из лилового атласа,
китайский
амурчики,цветущее,
розовое,
совсем юное,
расшитый серебром,
белый жилет,
кафтан из
светлоголубого бархата с золотыми пуговицами, и
старательно завитые в мелкие кудри волосы обрамляли его
лицо,
сиявшее
необыкновенной нежностью, когда он поглядывал на
хорошенькую дамочку, стоявшую рядом с ним у пюпитра, в
то время как он играл на своей скрипке. И в самом деле,
рядом с ним я увидел хорошенькое молодое созданье в
старомодном туалете; белый атлас раздувался кринолином
ниже бедер, и это очаровательно обрисовывало тонкую
талию; напудренные завитые волосы были высоко
подобраны, и под этой высокой прической особенно ярко
сияло хорошенькое круглое личико со своими блестящими
глазками, нарумяненными щечками, мушками и задорным
миленьким носиком. В руке она держала бумажный свёрток,