Статья . Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в колледже

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 04.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный колледж, осуществляющий преемственность уровней начального и среднего профессионального образования, должен иметь воспитательную систему, соответствующую социальному запросу времени. В настоящее время воспитательная функция профессионального образования усиливается, это требует реального обновления содержания, технологий, организации, управления, оценки качества и развития воспитания в профессиональных колледжах. Приоритетным направлением совершенствования воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в современных условиях становится реализация компетентностного подхода в воспитательном процессеВ статье рассматриваются вопросы гуманистического подхода организации воспитательной деятельности в колледже в условиях компетентностного подхода. Приводится пример реализации подобной деятельности, и её результативность.
Иконка файла материала Наумов О.Е. Статья. Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности.docx
Гуманистический подход при организации  воспитательной деятельности в профессиональном  колледже Канд. пед. наук. О.Е.Наумов ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно­технологический колледж»        Ключевые   слова:  Гуманистический   подход,   воспитательный   процесс,        Аннотация: В статье рассматриваются вопросы гуманистического подхода организации   воспитательной   деятельности   в   колледже   в   условиях компетентностного   подхода.   Приводится   пример   реализации   подобной деятельности, и её результативность.     компетентность, сотрудничество.                 Summary:  In article questions of humanistic approach of the organization of educational activity in college in the conditions of competence­based approach are considered. The example of realization of similar activity, and its productivity is given.        Keywords: Humanistic approach, educational process, competence, cooperation. Современный   колледж,   осуществляющий   преемственность   уровней начального   и   среднего   профессионального   образования,   должен   иметь воспитательную   систему,   соответствующую   социальному   запросу   времени.   В настоящее   время   воспитательная   функция   профессионального   образования усиливается,   это   требует   реального   обновления   содержания,   технологий, организации,   управления,   оценки   качества   и   развития   воспитания   в профессиональных колледжах. Приоритетным направлением совершенствования воспитания   в   образовательных   учреждениях   среднего   профессионального образования в современных условиях становится реализация компетентностного подхода в воспитательном процессе.          Цель воспитания в колледже с позиций компетентностного подхода, это формирование  личности учащегося, способной и готовой к обучению в течение всей   жизни.   Мотивация   такой   личности     направлена     на   профессиональную карьеру,   адаптацию   в   профессиональном   сообществе образовательного   учреждения   и   отрасли,   конкурентоспособность     на   рынке труда.   Учащийся   в   колледже,   помимо   адаптации   в   новой   учебно­ профессиональной   среде,   проживает   переходный   период   в   психологическом плане,   то   есть   из   вчерашнего   школьника   (на   1­2   курсе),   он   превращается   в молодого начинающего специалиста (на 3­4 курсе). Поэтому гуманистический подход   в   воспитательной   деятельности   колледжа   является   наиболее целесообразным.             Гуманистический   подход   к   управлению   воспитательным   процессом способствует формированию гуманистических отношений между участниками воспитательного   взаимодействия.   Процесс   гуманизации   системы   воспитания   социальнуюучащихся   колледжа     и   управления   ею   становится   более   результативным,   по утверждению В.Т. Кабуша, при следующих условиях:   в   основе   идеологии   системы   заложены   принципы   реализации   и удовлетворения запросов, потребностей и интересов учащихся ;   в   процессе   функционирования   системы   ученикам   предоставляется свобода   выбора,   учитываются   их   личное   достоинство,   взаимная ответственность и терпимость;   критериями   функционирования   системы   будут   являться   самочувствие ребенка, его гуманистический рост и саморазвитие;   субъектом   развития   системы,   наряду   с   преподавателями,   выступают учащиеся колледжа [2;с. 249].    черты   управления   воспитательным   процессом,           На   основе   применения   гуманистического   подхода   формируются   такие важные   как человекоцентрированность,   демократичность,   коллегиальность.   Управление становится партисипативным, то  есть в нем  принимает  участие максимально возможное число преподавателей, учащихся, родителей, социальных партнеров.           Гуманистический   подход   воспитательным   процессом     в   ГОБУ   СПО «Воронежский государственный промышленный технологический колледж» уже много   лет   реализуется   автором     на   уроках   общетехнических   дисциплин посредством матричного учебно­методического комплекса (УМК). Матричный УМК в позволяет  создать среду сотрудничества на уроке в ходе  выполнения практических или тестовых работ. Для этого учащимся предлагается соблюдать следующие правила: учащимся  разрешается пользоваться своими конспектами лекций;   тестовые   работы   выполняются   в   парах.   Практические   задачи,   в зависимости от выбранного уровня освоения , выдаются учащимся по схеме: для «слабых» учеников – задача­шаблон по единой конструкционной схеме для всех, но с разными исходными  значениями; для «сильных» – конструкционная схема дается общая на двоих, с разными исходными данными.   Подобные   правила   формируют   на   уроке   схему   взаимопомощи   и   сотрудничества.   В   таких   условиях     даже   слабо   подготовленный   ученик включается в коллективную работу. А информационные пробелы заполняются знаниями,   которые   приобретаются   в  процессе   сотрудничества   с   товарищами. Сильный ученик при этом укрепляет свои личностные позиции и полученные знания по предмету, слабый ученик обретает уверенность в том что не получит неудовлетворительную отметку и, как следствие, его позитивное отношение к учебному процессу усиливается. Сотрудничество в коллективе играет ведущую воспитательную   роль   и   закладывает   важные   профессиональные   качества,   а фактор успеха позволяет доверять преподавателю, при реализации принципов компетентностного подхода .       Ключевая задача матричного УМК это создание атмосферы сотрудничества, которая формирует в среде воспитательного процесса сферу  доверия между преподавателем и учащимся. Принципы сотрудничества   строятся   на основе идей гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили:   гуманизм:   искусство   любви   к   детям,   детское   счастье,   свобода индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, выбора, радость познания; педагогика успеха;   мастерство  общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики .[1,с. 156].          Воспитательный процесс посредством гуманной педагогики, применяемый автором в техническом колледже, помогает   повысить как качество обучения, так  и профессиональную  мотивацию  учащегося. В подтверждение  сказанного приведём следующие статистические данные: качество обучения повышается на 10%,     потребность   дальнейшего   обучении     в   вузах       на   15%,     потребность получение дополнительных профессий на 12%  [3, с.145]     Подводя   итог   вышесказанному   можно   выделить   следующие,   что гуманистический подход организации  воспитательной деятельности в  колледже является наиболее приемлемым при формировании компетентного специалиста, так как он позволяет:        1. Осуществить   плавный   переход   учащегося   из   школьной   среды   в студенческую среду колледжа; 2. Даёт возможность реализовать принцип наставничества и сотрудничества в учебном процессе,  и в производственной среде; 3. Опирается   на   положительные   качества   учащегося   и   предполагает определённую творческую свободу.          Трудности преподавателя   заключается лишь в создании многоуровневого учебного   комплекса     по   своей   дисциплине   и   поддержки   руководителей колледжей  творческих деятельности  педагогов. Литература: 1.Амонашвили Ш.А., Размышление о гуманной педагогике. М:.Издательский Дом Шалвы Амонашвили , 2001.­ 242 с. 2. Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т.  Кабуш. – Мн.: Изд­во Академии последипломного образования, 2001 –  332 с.  Наумов О.Е. Формирование познавательной мотивации  учащихся  колледжей на основе идей гуманистической педагогики .: Дисс. … канд.  пед. наук. Воронеж. 2012. – 194 с. 3.