Современный колледж, осуществляющий преемственность уровней начального и среднего профессионального образования, должен иметь воспитательную систему, соответствующую социальному запросу времени. В настоящее время воспитательная функция профессионального образования усиливается, это требует реального обновления содержания, технологий, организации, управления, оценки качества и развития воспитания в профессиональных колледжах. Приоритетным направлением совершенствования воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в современных условиях становится реализация компетентностного подхода в воспитательном процессеВ статье рассматриваются вопросы гуманистического подхода организации воспитательной деятельности в колледже в условиях компетентностного подхода. Приводится пример реализации подобной деятельности, и её результативность.
Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в
профессиональном колледже
Канд. пед. наук. О.Е.Наумов
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленнотехнологический
колледж»
Ключевые слова: Гуманистический подход, воспитательный процесс,
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы гуманистического подхода
организации воспитательной деятельности в колледже в условиях
компетентностного подхода. Приводится пример реализации подобной
деятельности, и её результативность.
компетентность, сотрудничество.
Summary: In article questions of humanistic approach of the organization of
educational activity in college in the conditions of competencebased approach are
considered. The example of realization of similar activity, and its productivity is
given.
Keywords: Humanistic approach, educational process, competence, cooperation.
Современный колледж, осуществляющий преемственность уровней
начального и среднего профессионального образования, должен иметь
воспитательную систему, соответствующую социальному запросу времени. В
настоящее время воспитательная функция профессионального образования
усиливается, это требует реального обновления содержания, технологий,
организации, управления, оценки качества и развития воспитания в
профессиональных колледжах. Приоритетным направлением совершенствования
воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования в современных условиях становится реализация компетентностного
подхода в воспитательном процессе.
Цель воспитания в колледже с позиций компетентностного подхода, это
формирование личности учащегося, способной и готовой к обучению в течение
всей жизни. Мотивация такой личности направлена на профессиональную
карьеру,
адаптацию в профессиональном сообществе
образовательного учреждения и отрасли, конкурентоспособность на рынке
труда. Учащийся в колледже, помимо адаптации в новой учебно
профессиональной среде, проживает переходный период в психологическом
плане, то есть из вчерашнего школьника (на 12 курсе), он превращается в
молодого начинающего специалиста (на 34 курсе). Поэтому гуманистический
подход в воспитательной деятельности колледжа является наиболее
целесообразным.
Гуманистический подход к управлению воспитательным процессом
способствует формированию гуманистических отношений между участниками
воспитательного взаимодействия. Процесс гуманизации системы воспитания
социальнуюучащихся колледжа и управления ею становится более результативным, по
утверждению В.Т. Кабуша, при следующих условиях:
в основе идеологии системы заложены принципы реализации и
удовлетворения запросов, потребностей и интересов учащихся ;
в процессе функционирования системы ученикам предоставляется
свобода выбора, учитываются их личное достоинство, взаимная
ответственность и терпимость;
критериями функционирования системы будут являться самочувствие
ребенка, его гуманистический рост и саморазвитие;
субъектом развития системы, наряду с преподавателями, выступают
учащиеся колледжа [2;с. 249].
черты управления
воспитательным процессом,
На основе применения гуманистического подхода формируются такие
важные
как
человекоцентрированность, демократичность, коллегиальность. Управление
становится партисипативным, то есть в нем принимает участие максимально
возможное число преподавателей, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Гуманистический подход воспитательным процессом в ГОБУ СПО
«Воронежский государственный промышленный технологический колледж» уже
много лет реализуется автором
на уроках общетехнических дисциплин
посредством матричного учебнометодического комплекса (УМК). Матричный
УМК в позволяет создать среду сотрудничества на уроке в ходе выполнения
практических или тестовых работ. Для этого учащимся предлагается соблюдать
следующие правила: учащимся разрешается пользоваться своими конспектами
лекций; тестовые работы выполняются в парах. Практические задачи, в
зависимости от выбранного уровня освоения , выдаются учащимся по схеме: для
«слабых» учеников – задачашаблон по единой конструкционной схеме для всех,
но с разными исходными значениями; для «сильных» – конструкционная схема
дается общая на двоих, с разными исходными данными.
Подобные правила формируют на уроке схему взаимопомощи и
сотрудничества. В таких условиях
даже слабо подготовленный ученик
включается в коллективную работу. А информационные пробелы заполняются
знаниями, которые приобретаются в процессе сотрудничества с товарищами.
Сильный ученик при этом укрепляет свои личностные позиции и полученные
знания по предмету, слабый ученик обретает уверенность в том что не получит
неудовлетворительную отметку и, как следствие, его позитивное отношение к
учебному процессу усиливается. Сотрудничество в коллективе играет ведущую
воспитательную роль и закладывает важные профессиональные качества, а
фактор успеха позволяет доверять преподавателю, при реализации принципов
компетентностного подхода .
Ключевая задача матричного УМК это создание атмосферы сотрудничества,
которая формирует в среде воспитательного процесса сферу доверия между
преподавателем и учащимся. Принципы сотрудничества строятся на основе
идей гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили:
гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей,
выбора, радость познания;
педагогика успеха;
мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество
«Вопрос», атмосфера романтики .[1,с. 156].
Воспитательный процесс посредством гуманной педагогики, применяемый
автором в техническом колледже, помогает повысить как качество обучения,
так и профессиональную мотивацию учащегося. В подтверждение сказанного
приведём следующие статистические данные: качество обучения повышается на
10%, потребность дальнейшего обучении в вузах на 15%, потребность
получение дополнительных профессий на 12% [3, с.145]
Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие, что
гуманистический подход организации воспитательной деятельности в колледже
является наиболее приемлемым при формировании компетентного специалиста,
так как он позволяет:
1. Осуществить плавный переход учащегося из школьной среды в
студенческую среду колледжа;
2. Даёт возможность реализовать принцип наставничества и сотрудничества
в учебном процессе, и в производственной среде;
3. Опирается на положительные качества учащегося и предполагает
определённую творческую свободу.
Трудности преподавателя заключается лишь в создании многоуровневого
учебного комплекса
по своей дисциплине и поддержки руководителей
колледжей творческих деятельности педагогов.
Литература:
1.Амонашвили Ш.А., Размышление о гуманной педагогике. М:.Издательский Дом
Шалвы Амонашвили , 2001. 242 с.
2. Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т.
Кабуш. – Мн.: Издво Академии последипломного образования, 2001 –
332 с.
Наумов О.Е. Формирование познавательной мотивации учащихся
колледжей на основе идей гуманистической педагогики .: Дисс. … канд.
пед. наук. Воронеж. 2012. – 194 с.
3.