Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)
Оценка 5

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Оценка 5
Особые потребности
doc
дефектология +1
Взрослым
02.03.2018
Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)
В отличие от нормально развивающихся сверстников, очень часто дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их собственным внутренним состоянием. Очень важно попытаться преодолеть эту пассивность. Поэтому основная цель игр и упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия ребенка данной категории, - это воспитание тактильного чувства и формирование здоровых телесных ощущений данной категории детей. Работу по коррекции тактильных ощущений ребенка следует начинать с упражнений рефлекторного характера.Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы).
Ст. (Игры и упр. для развития такт. воспр. детей с ТМНР).doc
ГБСУСО МО Красно-Дубравский детский дом-интернат "ЖУРАВУШКА" Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы) Автор Фиклеева Елена Станиславовна г.Орехово-Зуево 2015г. Тактильное восприятие (осязание) является одним из основных чувств, через которое мы получаем информацию извне. Сенсорные рецепторы, отвечающие тактильного за восприятия, расположены в коже. Восприятие тактильных ощущений, идут соответствующими нервными каналами к мозгу, где они распознаются и классифицируются. формирование Тактильные ощущения воспринимаются ребёнком с первых дней жизни и даже раньше. Прикосновения являются первичным доминирующим чувством. У большинства детей развитие тактильных ощущений и связанных с ними реакций идёт правильно. Правильное получение тактильных ощущений является основой развития сенсорной интеграции. Но, в отличие от нормально развивающихся сверстников, очень часто дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их собственным внутренним состоянием. Очень важно попытаться преодолеть эту пассивность. Поэтому основная цель игр и упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия ребенка данной категории, - это воспитание тактильного чувства и формирование здоровых телесных ощущений данной категории детей. Работу по коррекции тактильных ощущений ребенка следует начинать с упражнений рефлекторного характера. 1-ое упражнение. Поочередно, в раскрытую ладошку каждой руки ребенка опускайте сверху небольшой шарик, 2 привязанный к ленточке (диаметр шариков не должен превышать 2-2,5 см.). Для этого упражнения следует использовать шарики разного веса, твердые и мягкие, выполненные из различных материалов (пластмассы, резины, металла, дерева, ткани). Выполняйте данное упражнение по- разному. Можно чередовать шарики, вкладывать в ладони ребенку шарики одинаковые и разные по весу и материалам. Данное упражнение стимулирует более сильное схватывание, относительную самостоятельность в движении рук (пальцев). ребенку дает 2-ое упражнение. Это упражнение аналогично предыдущему, только вместо шариков используйте палочки длиной 25 см и диаметром 1-1,5 см. Палочки должны быть разной формы: ребристые, гладкие или круглые. Выполнение этого упражнения позволит стимулировать схватывание и сжимание и разовьет тактильную чувствительность ладони малыша. Известно, что как только в руку малыша начинают попадать какие-либо предметы, у ребенка начинает развиваться осязание. Предложенные упражнения выполняются с помощью взрослого и носят пассивный характер, но очень полезны для развития осязания малышей. Когда ребенок может лежать на животе, упираясь на ладони выпрямленных рук и поднимая корпус. И для развития исследовательских движений рук ребенка выполняйте с ним следующие упражнения. 3-е упражнение. Для этого упражнения подготовьте плоские подушечки из поролона (сантиметр или полтора 3 толщиной). Для подушечек нашейте разные по фактуре и цвету чехлы (из шелка, фланели, клеенки). На чехлы можно пришить различной формы плоские пуговицы, а также небольшие гладкие палочки. Обращайте внимание на безопасность ребенка, палочки и пуговицы пришивайте крепко. Данное упражнение следует выполнять следующим образом. Ребенок лежит на животике и опирается на предплечья, а ладошки его лежат на сшитых подушечках. Вы, придерживая малыша, берете его руку и проводите его ладошкой по поверхности подушечки до появления ощупывающих движений, через некоторое время переверните ребенка на спину, тем самым стимулируя его ориентировочное поведение. Повторять упражнение следует 2-3 раза для каждой руки ребенка. 4-ое упражнение. Данное упражнение учит ребенка крепче их схватывать и перехватывать предметы. Вам понадобится гладкая ленточка и шнурок с узелками. Положите ребенка на спину и вложите в его ручки ленточку или шнурок. Перетягивая за один конец этот шнурок или ленточку, взрослый побуждает его перехватывать и схватывать крепче предмет. 5-ое упражнение (с погремушкой). Данное упражнение побуждает детей к выполнению ритмичных движений под музыку. На начальном этапе выполнения этого упражнения возможно выполнение сопряженных действий ребенка с педагогом. Вам понадобятся погремушки, удобные для ладонного захвата детской рукой. Внесите погремушки. 4 Покажите одну погремушку ребенку. Рассмотрите ее вместе с ним. Ударяйте погремушкой о ладонь, напевая. По ладошке стук да стук, Вот какой веселый звук. Что же это за игрушка? Это наша погремушка. По коленочке стучим, Громко-громко говорим: Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Погремушка, ты наш друг. Помимо игр и упражнений рефлекторного характера для развития тактильного восприятия и повышения тактильной чувствительности у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями следует регулярно проводить пальчиковую гимнастику и игры с элементами массажа. В своей работе я использую следующие элементы массажных движений для пальчиков и кистей рук: лёгкое надавливание, поглаживание, пощипывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. растирание, похлопывание, Провожу упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами… Игры-упражнения стараюсь сопровождать стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от желания ребенка заниматься). Одно упражнение повторяю 4—6 раз. Пальцы левой и правой рук стараюсь нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно). 5 После каждого упражнения расслабляю пальцы рук ребенка (трясу кистями ребенка). В своей работе я использую следующие элемента массажа и пассивной пальчиковой гимнастики для развития тактильно-двигательного восприятия кистей рук ребенка. 1. Растирание (до чувства жжения) центра ладони ребен- совмещая проговаривание чистоговорки с ка, массажными движениями: Чо-чо-чо, чо-чо-чо — Скоро будет горячо! 1. Раскручивание каждого пальца по часовой стрелке. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — Я все пальчики кручу. 2. Сгибание и разгибание каждого пальца. При этом ре- бенок по возможности должен сопротивляться движе- нию, делая каждый пальчик сильным. Ну-ну-ну, ну-ну-ну — Каждый пальчик я согну. 3. Массажные движения, напоминающие вкручивание кольца на палец, но без остановки на пальце, с переходом дальше на ладонь до запястья. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — Я колечко вкручу! 4. Поглаживание ладони ребенка. Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко. 5. Разминание запястья руки круговыми движениями с захватом его большим и указательными пальцами взрослого («кольцо»). 6 Как всем известно, у кольца Начала нет и нет конца. 6. Сжимание в кулачок четырех пальцев ребенка. Вращательные движения свободным большим пальцем. Вращательные движения каждого пальца ребенка рукой взрослого. Вертолет, лети, лети! Быстро лопасти крути. Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу. 7. Вибрационные движения на ладони ребенка подушеч- ками пальцев взрослого (имитация бега). Пляшут на кухне на стене Солнечные зайчики, А у Маши (имя ребенка) расшалились Маленькие пальчики. Быстро бегают они по Машиной ладошке. 8. Поглаживание ладони ребенка. Успокойтесь, шалуны, Отдохнем немножко! А так же игры с элементами массажа и пассивной гимнастики для кистей рук ребенка. 1. "Ладошка". Твоя ладошка – это пруд, По ней кораблики плывут. (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну) Твоя ладошка, как лужок, А сверху падает снежок. (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка) Твоя ладошка, как тетрадь, В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.) Твоя ладошка, как окно, Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак) 7 Твоя ладошка, как дорожка, А по дорожке ходят кошки. (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша) 2."Пальчики". Наш массаж сейчас начнём, Каждый пальчик разотрём: (растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику) Этот — всех красивей, Этот — всех ленивей, Этот пальчик — всех длинней, Этот пальчик – всех умней, Этот пальчик – всех сильней, Вместе – это пять друзей ( погладить сразу все пальчики) Пальцы растянуть хочу, Каждый пальчик покручу, (взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать) Этот — всех красивей, Этот — всех ленивей, Этот пальчик — всех длинней, Этот пальчик – всех умней, Этот пальчик – всех сильней, Вместе – это пять друзей (погладить сразу все пальчики) Каждый пальчик мы возьмем и И сожмём, сжимаем, сожмём, 8 (поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого) Этот — всех красивей, Этот — всех ленивей и т.д… Вместе – это пять друзей Каждый пальчик мы возьмём, На подушечку нажмём (нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша) Этот — всех красивей, Этот — всех ленивей и т. д… Вместе – это пять друзей (погладить сразу все пальчики) Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:) 3."Рисование". Мы кружок нарисовали Наши пальчики устали, Мы руками потрясём, Рисовать начнём. Мы черту нарисовали. Наши пальчики устали, Мы руками потрясём, Рисовать начнём. Мы волну нарисовали. Наши пальчики устали, Мы руками потрясём, 9 Рисовать начнём. Точки мы нарисовали. Наши пальчики устали, Мы руками потрясём, Рисовать начнём. (Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой) 4. "Червячки". 2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять (перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика) Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять (перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика) Вдруг ворона подбегает, (бежим своими пальцами по ладошке малыша) Головой она кивает (взрослый кивает головой) Каркает, вот и обед (закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок) Глядь, а червячков уж нет. (раскрываем кулачок). 5."Апельсин". Мы делили апельсин. 10 Мы делили апельсин. Мы делили апельсин. Ведь много нас, а он один. Эта долька — для утят. Эта долька для котят. Эта долька — для ужа. А эта долька — для ежа. Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. (на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого пальца на 2-х ручках) Он сердит на нас — беда!!! Все разбегайтесь кто куда! (в конце слегка потрясем ручками малыша) 6. "Волк". Нам очень хочется сейчас, пойти гулять в лесочек, ( берем одну ручку малыша и читаем стишок) И чтоб нас серый волк не съел, Пойдем вдвоем, дружочек ( прислоняем вторую ручку малыша к первой и сразу откладываем одну ручку в сторону) В час – волка нет В два – волка нет В три – волка нет В четыре – волк бежит, И громко рычит ( на каждую строчку стиха, пальчики второй руки по очереди покачиваем аккуратно вперед и назад) 11 7. "Ладушки". Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки! Что ели? — Кашку. Кашку — малашку. Кашка — сладенька. Бабушка — добренька. Кашку поели, и полетели! (хлопаем в ладоши, придерживая ручки малыша своими). Полетели! Полетели! Полетели! Полетели! (взрослый имитирует руками крылья птиц) На головку сели. взрослый ладони кладет на голову малыша) И снова запели… (можно повторить сначала) 8. "Десять мышек". Одна мышка, две мышки, три мышки вышли, Четыре мышки, пять мышек, шесть мышек вышли, Семь мышек, восемь мышек, девять мышек вышли, Десять мышек вышли погулять. (Ручка сжата в кулачок. Сначала разгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с большого). Десять мышек, девять мышек, восемь мышек только, Семь мышек, шесть мышек, пять мышек только Четыре мышки, три мышки, две мышки только, Одна мышка, нет никого. (Сначала сгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с мизинца). 12 9."Пальчик, где твой домик". Пальчик, где твой домик, Как тебя зовут? Я большой пальчик, А дом мой тут. Пальчик, где твой домик, Как тебя зовут? Я указательный А дом мой тут. Пальчик, где твой домик, Как тебя зовут? Я средний пальчик А дом мой тут. Пальчик, где твой домик, Как тебя зовут? Я безымянный, А дом мой тут. Пальчик, где твой домик, Как тебя зовут? Я мизинчик, А дом мой тут. (Когда поете песенку, разминайте пальчики малыша подушечками своих пальцев, начиная с большого, а на слово «тут», покачивайте слегка пальчик вперед/назад. Песенка повторяется 2 раза с каждой ручкой) 10. "На лужку". Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять. 13 (1–2 строчки – взрослый пальцем своей руки считает пальцы на ручке малыша, слегка нажимая на подушечки) Ходим-ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. (3–4 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки выполняет круговые поглаживания ладони малыша). Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать. Раз, два, три, четыре, пять. (5–7 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их) Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке. 11."Помошники". Всех помощников опять Надо быстро сосчитать: (1–2 строчки – поглаживаем все пальчики малыша) Этот брат дрова рубил, Этот братец щи варил, Этот брат готовил кашу На семью большую нашу. Этот веником махал, Чисто-чисто подметал. Ну а этот маленький Спал у нашей маменьки. (3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения, взрослый пальцами своей руки растирает пальчики руки малыша, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец) 14 Затем повторяем все для другой руки. 12. "Шалуны". Пляшут в кухне на стене Солнечные зайчики, (1–2 строчки – взрослый пальцами своей руки поглаживает ладонь малыша) А у Маши расшалились Маленькие пальчики. (3–4 строчки – взрослый руками нажимает аккуратно на подушечки пальцев ручки ребенка) Быстро бегают они По Машиной ладошке. (5–6 строчки – взрослый пальцами своей руки «бегает» по ладони малыша) Успокойтесь, шалуны, Отдохнем немножко! (7–8 строчки – поглаживаем все пальчики малыша) Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки. 13. "Тимошка". Маленький Тимошка Гладил ладошки. (1–2 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки круговыми движениями поглаживает ладонь руки малыша) И у каждой руки Сосчитал бугорки: Раз, два, три, четыре, пять. Будем на другой считать: 15 (5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца малыша) Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. (7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки) 14. "Цветочки". Наши руки как цветочки, Пальчики как лепесточки. Солнце просыпается — Цветочки раскрываются. 15. "Пчелка". Пчелка села на цветок, Распрямила хоботок, Собрала пыльцы немножко Прямо в сумочки на ножках. (1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони малыша) 16. "Кукла-неваляшка". Кукла-неваляшка, Пестрая рубашка, По сторонам качается, Всем мило улыбается. (1-4 строчки – расправляем ладони малыша и наклоняем кисти рук то вперед, то назад). Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, 17. "Цветы". 16 Пять волшебных лепесточков. (1-4- синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами) 18." Этот пальчик самый толстый". (Легкие поглаживающие круговые массажные движения по внутренней стороне ладошки.) Когда ребенок расслабит и разожмет кулачок, начинайте слегка пощипывать подушечки пальцев и загибать их по одному, проговаривая ритмичную потешку. Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! 19."Этот пальчик". (Поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. 20. "Сорока". Сорока, сорока! Где была? - Далеко! Печку топила, Кашу варила, 17 На порог скакала - Гостей созывала. "Белка". 21. (В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого пальца) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому… 22. “Мальчик-Пальчик” (взрослый берет ручку ребенка в свою, поглаживает по очереди каждый пальчик, при этом приговаривает). Мальчик-Пальчик, где ты был? С этим братцем суп варил С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. 23. "Вышли пальчики гулять" Один, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять, Один, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. 24. "Этот пальчик хочет спать" Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, 18 Этот пальчик лишь уснул, Этот крепко, крепко спит Тихо носиком сопит… 25. "Домик" В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем — семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова — очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата — втором, На первом ежи, мы еще к ним придем. А так же игры с элементами массажа и пассивной гимнастики для всего тела ребенка. Это, так называемые, телесно ориентированные игры. Они очень важны, ведь чем больше мы к ребенку прикасаемся, тем больше позволяем ему ощущать свои «границы» (ручки, ножки, животик). С помощью таких игр дети с ограниченными возможностями здоровья учатся владеть собой, своим телом; развивается тактильная чувствительность тела ребенка; они способствуют запоминанию названий частей тела ребенка и обогащению его представлений о собственном теле. Эти игры развивают у детей чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для психического и эмоционального развития данной категории детей. 19 1."Свинка Ненила" Свинка Ненила Сыночка хвалила (Поглаживание тела ребенка сверху-вниз) То-то хорошенький, То-то пригоженький, (Гладим по голове) Ходит бочком (Шагаем пальчиками по бокам ребенка) Ушки торчком (Дотрагиваемся до ушей ребенка) Нос пятачком (Дотрагиваемся до носа). 2. "Лиса с кузовочком". Бежала лесочком (шагаем пальцами по руке ребенка) Лиса с кузовочком (Берем ладони ребенка в свои руки) А что в кузовочке? (Разводим ладони ребенка в стороны) Лесные грибочки, Грибочки-груздочки. ( Сжимаем пальцы ребенка в кулачок.) Для сына, для дочки. (гладим рукой ребенка по голове). 3. "Ножки танцуют". Вот мои ножки (Поглаживание ног ребенка сверху-вниз) Танцуйте веселей, 20 Танцуйте веселей (Движение ног ребенка вверх-вниз) Каблуков не жалей, Танцуйте мои ножки (Похлопывание ладонью по пяточкам ребенка). 4. "Мышки". Мышки побежали, побежали, побежали… Все разбежались. (Пальцы обеих рук бегут по телу малыша от кончиков пяток к макушке) Идет кошка: "Мяу-мяу, где же мышка?" ("Идем" ладошками по ножкам, бочкам, животику и спинке ребенка, мягко, как кошка) Вот она, мышка, попалась! Она на животике! (на коленке, на пяточке, на шейке, на носу и т.д.) (Хватаем ребенка за названную часть тела) 5. "Комарики". Ритмично, с чуть преувеличенной артикуляцией читаем потешку и на соответствующий текст "кусаем" ребенка щепоткой пальцев. Дарики-дарики, Ай-да комарики! Вились, кружились, В ножку(ручку, животик, носик…) вцепились! Кусь! 21 6. "Дождик". Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора) Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи - Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! Вот как дождик капает! 7. "Только мышки заскребут". Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Тише, мыши, уходите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. Вот проснулся Васька-кот - Разогнал весь хоровод! 8. "Ладушки-ладошки". Ладушки-ладошки Хлопали в ладошки. Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко (руки на колени). 22 9. "Идёт котик по лавочке". Идёт котик по лавочке Ведёт кошечку за лапочки Топы-топы по лавочке Цапы-цапы за лапочки. 10. "Идет коза рогатая". (Изображаем пальцами «козу») Идет коза рогатая Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, - Забодает, забодает, забодает. (показываем, как бодается коза) 11. "Улитка". Улитка, улитка, Высунь рога, Дам тебе, улитка, Кусок пирога! Ползи по дорожке, 12. "Маленькая детка". Маленькая детка Головушка – репка. 23 Носик – вопросик, Щечки – колобочки, Роток – говорок, Зубок да зубок. Глазик с глазком, Бровки домком, Ушко да ушко, Выше всех – макушка! 13. "Просыпалочка-потягушечка". Потягунюшки-подрастунюшки (гладим ребенка вдоль всего тела; сверху-вниз) А в ножки-ходунюшки, (гладим ножки; сверху-вниз) А в ручки-хватунюшки, (гладим ручки; сверху-вниз) Поперек-толстунюшки, (гладим животик; и дальше гладим по тексту) А в глазки-смотрюнюшки, А в ушки-слушунюшки, А в головку-разумок. 14. "Потягуни-потягушечки". Потягуни — потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, Растем, Растем! 15. "Умывалочка". 24 Водичка, водичка. Умой наше личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. 16. Умывалочка-2. Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Всем мы улыбаемся! 17. "Прибаутка к обеду". Утята поели, Котята поели, Мышата поели, А ты еще нет? А где наша ложечка? Кушай на здоровьечко. 18. "Умывалочка-3". Мыли мылом ушки, (изображаем, как моют ушки) Мыли мылом ножки, (изображаем, как моют ножки) 25 Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой) Ладушки – ладошки. (крутим ладошками над головой) 19. "Ладушки-ладошки" Мыли мылом ушки, (изображаем, как моют ушки) Мыли мылом ножки, (изображаем, как моют ножки) Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой) Ладушки – ладошки. (крутим ладошками над головой) Наварили кашки, Помешали ложкой, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке) Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки. Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой) Домик для (имя ребенка). Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки. Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щеку) Отдохнуть немножко. Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки. 20. "Стенка, стенка, потолок". 26 Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик) Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика) 21. "Два пожарника бежали". Два пожарника бежали, (растираем кулачками щечки малыша) Эту кнопочку нажали. дотрагиваемся до носика) Дзинь-дзинь-дзинь. 22. "Папа – еж". Папа-еж, папа-еж, (поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков) Ты нам спинку не потрешь? 23. "Малышок". Родненьким – роднышок, (берете за ручки и, поглаживая) Стройненьким – стройнишок, (как бы вытягиваем по всему телу) Хорошеньким – хорошок, А пригоженьким – пригожок! 24. "Здесь вода холодная…" Здесь вода холодная, (гладим ладошку) Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя) Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча) 27 А здесь – кипяток-щекоток, (ласково щекочим под мышками) Кипяток-щекоток! 25. "Куй-куй, ковалек". Куй-куй, ковалек, (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша) Подкуй сапожок. На маленьку ножку Золоту подковку. 26. "Густой лес – чисто поле". Густой лес – чисто поле (показываем и трогаем волосы – лобик), Два окна (глазки) и две тополи (ручки), Две подушки (щечки), Римбабуля (подбородок), Лепетуля (ротик), Плюшка (носик). 27. "Идет коза рогатая". Идет коза рогатая За малыми ребятами. Забодаю-забодаю, Забодаю-забодаю! "Баран". 28. Баран, баран – бум! (приближаете свой лоб к лобику малыша, «сталкиваетесь» лбами) Баран, баран – бум! «Теремок» 29. 28 Когда малыш сыт и спокоен, начните играть с ним в «кулачки». Возьмите крохотный кулачок в свои руки, поглаживая его и немного потряхивая. Как только ручка ребенка расслабится, и кулачок немного разожмется, возьмите первый пальчик (мизинчик), погладьте его от кончика к ладошке и скажите: — Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Потом слегка потрясите выпрямленный пальчик и продолжайте выразительно читать текст: — Я — мышка-норушка! Затем проделайте ту же процедуру с остальными пальчиками, приговаривая: — Я — лягушка-квакушка! (выпрямляем безымянный пальчик). — Я — зайка-побегайка! (выпрямляем средний пальчик). — Я — лисичка-сестричка! (выпрямляем указательный пальчик). — Я — волчок-серый бочок! (выпрямляем большой пальчик). После выпрямления всех пальчиков несколько раз легонько похлопайте раскрытой ладошкой крохи о свою ладонь: В теремочке посидели Да плясать вдруг захотели! На лужайке прыг да скок, Чуть не рухнул теремок! 30. «Варим суп» Сыпем-сыпем круп-круп, Варим-варим суп-суп. Поварешкой помешали… Ой! Горячо! 29 Легко постучите пальцами по ладошке ребенка, будто насыпаете крупу, затем поводите пальцем по его ладошке, а потом аккуратно потрясите его ручками, изображая какой горячий суп. 31. «Чижи» Малыш лежит на кровати в удобной для него позе. Живут у озера десять чижей, Они гнезда вьют, песни поют… (проведите пальцем по ладошке ребенка) Этот варит, Этот огонь разводит, Этот воду носит, Этот полы метет, Этот платье шьет, Этот еду раздает, Этот посуду моет, Этот постель стелет, Этот сказки рассказывает, А самый маленький в колыбельке спит. (в произвольном порядке перебирайте пальчики малыша, проговаривая текст). 32. «Пекарь» Обхватите ручку малыша за локоток и, аккуратно приподнимая ее к колечку-подвеске, скажите: Пекарь бублики испек И припрятал под замок. Ключ на полке высоко, Дотянуться нелегко. 30 Потряхивая поднятую ручку ребенка, несколько раз прикоснитесь его кулачком к подвеске. Затем возьмите вторую ручку и, выполняя с ней те же движения, продолжайте: Дотянуться нелегко. Ключ на полке высоко. После этого сведите ручки малыша вместе, легонько постукивая кулачком о кулачок, продолжайте приговаривать: Два щенка залаяли: Гав-гав! Два щенка запрыгали: Прыг-скок! Быстро ключ свалился: Динь-динь! И замок открылся: Чик-чик! Кулачками - «щенками» похлопайте по одеяльцу, по своему лицу, по своей ладони. Когда кулачки раскроются, вновь прикоснитесь одной из ручек ребенка к колечку подвеске. 33. "Бабочка". (для игры необходима игрушка-бабочка) Бабочка летает, но невысоко. Бабочку поймаем мы с тобой легко. Ручки поднимем и опустим вниз. Бабочке мы скажем: "Бабочка – садись". 34. "червячок". (для игры необходима игрушка-червячок) Чеки-чеки-чеки-чек. 31 Вот приполз к нам червячок. Он по ручкам ползать стал, Наши ручки щекотал. Червячка скорей поймай, Но смотри, не опоздай. "Сухо - сыро". 35. У котенка Славки - сухие лапки. У гусенка Гоши - мокрые калоши. Вот идет котенок лапками сухими. А за ним гусенок лапками сырыми. 36. "Туки - тук". Туки, туки, туки, тук. На руке сидит паук. По животика пополз, Щекотал тебя за нос. На головку побежал… Туки, туки, туки, тук, Поиграй со мной паук. 37. " Котенок и ежонок". У котенка шерстка мягка Вот, потрогай, посмотри. А ежонок он колючий. Ручку ты не уколи. 38. "Еж" Гладь мои ладошки еж. Ты колючий, ну и что ж. Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. 32 Из всего многообразия существующих игр просто выберите наиболее понравившиеся вам игры, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.  Только помните, что заниматься нужно только тогда, когда малыш в хорошем настроении. Поглаживая пальчики ребенка, можно смазывать их детским кремом. Такая гимнастика позволяет ребенку некоторое время держать пальчики расслабленными. 33 Список литературы и интернетресурсов: 1. Бардышева Т. Ю., Абрамова Л. П., Моносова Е. Н. Орешек 2. Екатерина Железнова «Рельсы-рельсы, шпалы- на ладошке. Массаж для пальчиков. –М.: "Карапуз", 2012. шпалы…», «Музыка с мамой (Пальчиковые игры)» http://www.m-w-m.ru 3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в  обучении умственно отсталых дошкольников.­М.: "БУК­МАСТЕР",  1993. 4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.:Просвещение, 2009. 5. Панаев М.С. Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии. Ростов н/Д, "Феникс", 2003. 6. Л.Яртова, Ю.Кудинов, www. muzbaron. com›dll/пальчиковая гимнастика 34

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)

Статья " Игры и упражнения для развития тактильного восприятия детей с  ТМНР" (из личного педагогического опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018