Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Оценка 4.8
Особые потребности
doc
дефектология +1
Взрослым
22.02.2018
Так случилось, что моими воспитанниками стали дети с ограниченными возможностями здоровья. А если говорить точнее – это дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями. С самого рождения они столкнулись с такими проблемами, которые не всегда под силу перенести и взрослому. Но они есть, они живут. И это данность.Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Я-воспитатель особых детей.doc
ГБСУСО МО Красно-Дубравский детский дом-интернат
"ЖУРАВУШКА"
Статья для воспитателей "Я – воспитатель
(из личного педагогического опыта работы)
особых детей"
Автор Фиклеева Елена
Станиславовна
г.Орехово-Зуево
2015г. Так случилось, что моими воспитанниками стали дети с
ограниченными возможностями здоровья. А если говорить
точнее – это дети со сложными и множественными
психофизическими нарушениями. С самого рождения они
столкнулись с такими проблемами, которые не всегда под
силу перенести и взрослому. Но они есть, они живут. И это
данность.
Когда я первый раз увидела этих детей, то растерялась.
Каким образом можно их воспитывать и развивать, что
необходимо для этого делать? И моё высшее педагогическое
образование, и пятнадцатилетний стаж педагогической
работы не смогли мне дать ответа на возникшие вопросы.
Я начала искать методики работы с данной категорией
детей, разработки, теоретический материал. Но, увы, о таких
детях не было почти никакой информации. Они оказались за
пределами образования, а, значит за пределами жизни. Да за
ними ухаживали, кормили, гуляли с ними. Но с чего начать их
развитие не мог подсказать никто.
Тогда я для себя определила уровень их развития – это
ранний и младший дошкольный возраст с особенностями
восприятия, мышления и памяти, свойственными данной
категории детей.
И работа началась. Сначала надо было установить
зрительный и эмоциональный контакт с каждым ребенком.
Затем определиться, какие виды восприятия ему доступны (в
силу физических особенностей ребенка).
Из практики стало ясно, что с данной категорией детей
хорошо срабатывает метод стимуляции. Я начала с
тактильной
пассивной стимуляции:
зрения,
слуха,
2 чувствительности, вкуса и обоняния. Использовала в работе
игрушки и предметы из различного материала, многое из
которого изготовила самостоятельно. Побуждала детей
прислушиваться к различным звукам, фокусировать взгляд
на предмете (игрушке), адекватно реагировать на
тактильное воздействие.
Работа проводилась в форме игр-занятий, которые были
включены во все режимные моменты. Оказалось, что
постоянное присутствие воспитателя является необходимым
условием их развития и воспитания. Самостоятельно дети,
имеющие сложные и множественные психофизические
нарушения, не смогут потрогать понюхать цветок, увидеть,
как порхает бабочка, потрогать траву, ощутить холод снега
зимой, услышать, как шуршат осенние листья… А, значит,
жизнь будет проходить мимо них. Да, она будет здесь,
рядом, но они не будут её участниками. Воспитатель для
особых детей является связующим звеном между ними и
внешним миром и выступает в роли посредника.
Работая с такими детишками я поняла, что в работе с
ними особенно важны такие принципы педагогики, как
систематичность и последовательность. А ещё, учитывая
особенности их памяти, очень важно постоянное повторение
и закрепление.
Отдельно хочется сказать об использовании в работе
видео-музыкотерапии. Это видео и фото сюжеты природы,
наложенные на красивую, спокойную фоновую музыку.
Воспринимая качественный видеоматериал в
сопровождении хорошей музыки в качественном исполнении,
дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них
3 формируются первоначальные ценностные ориентации –
способность ценить красоту жизни. Зрительное восприятие
видов родной природы,
восприятие музыкального
сопровождения способствует общему психофизическому
эмоциональному развитию,
а так же гармонично
воздействует на личность ребёнка.
Музыку нельзя увидеть и потрогать. Но она меняет
чувства, изменяет химический состав воды и крови. Музыка
может вылечить.
А сочетание хорошей музыки и качественного
видеоматериала даёт эффект релаксации и синхронизации
мозговой активности.
И вот, по прошествии нескольких лет работы, мои
воспитанники эмоционально ожили, у них появился интерес к
происходящему вокруг. Они стали требовать к себе
внимания,
общаться на определённом уровне со
сверстниками и воспитателем, хитрить. У них появились
элементарные эмоции.
Наблюдается положительная
динамика в развитии двигательной активности. Они всё
понимают, но в силу заболеваний не могут ответить. Зато их
глаза говорят о многом.
Сейчас я рада, что жизнь предоставила мне такую
возможность – быть воспитателем особых детей.
4 Используемая литература и интернет ресурсы:
1. Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях
домов-интернатов: пособие для педагогов/ И.К.
Боровская и др.; под ред. Т.В. Лисовской – Мн.: НИО,
2007;
2. Эллнеби И. Право детей на развитие.-Мн.:БелАПДИ –
Открытые двери, 1997.
3. http://ginger-in-amber.livejournal.com/15414.html$
4. http://kosmodrom.su
5
Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Статья для воспитателей "Я – воспитатель особых детей" (из личного педагогического опыта работы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.