Сложность и особенность коррекционно-педагогической работы развития тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в том, что данная категория детей, как правило, не проявляет интереса к окружающему миру и стремления к тактильному обследованию предметов.У ребёнка с нарушениями тактильного восприятия нарушается и формирование представлений о своём теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений.Сообщение на педагогическом консилиуме внутри учреждения.
ГБСУСО МО КРАСНОДУБРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМИНТЕРНАТ ДЛЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ "ЖУРАВУШКА"
Сообщение на педагогическом консилиуме внутри
учреждения.
"Развитие тактильнодвигательного восприятия у
детей с тяжёлыми и множественными
психофизическими нарушениями"
Подготовила воспитатель
Фиклеева Елена Станиславовна
02014г.
Тактильный вид ощущений не возникает сам по себе, он
развивается в результате соприкосновения объектов с
наружными покровами тела ребёнка и даёт возможность
познавать форму, величину, плотность, упругость и
шероховатость, холод или тепло, характерные для предмета.
Иначе говоря, тактильное восприятие представляет собой
отражение целого комплекса качеств объекта,
воспринимаемым человеком посредством прикосновения,
ощущения давления, температуры.
Сложность и особенность коррекционно-педагогической
работы развития тактильно-двигательного восприятия детей
со сложными и множественными психофизическими
нарушениями заключается в том, что данная категория
детей, как правило, не проявляет интереса к окружающему
миру и стремления к тактильному обследованию предметов.
У ребёнка с нарушениями тактильного восприятия
нарушается и формирование представлений о своём теле,
страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации
движений. Могут формироваться страхи и нарушение
поведения. В случаях, когда ребёнок не получает
необходимой информации из окружающей среды, он не
может адекватно реагировать на происходящие вокруг
события. В таких случаях ребёнок либо "уходит в себя" и
"закрывается" от окружающего мира, никак не проявляя
интерес к нему, что выражается в полной пассивности и
внешней отрешённости ребёнка, либо любое тактильно-
двигательное воздействие воспринимает, как слишком
сильное и непереносимое, что проявляется в повышенной
эмоциональной и двигательной активности.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой
следующие задачи по развитию тактильно-двигательного
восприятия детей со сложными и множественными
психофизическими нарушениями находящихся на первом
этапе развития:
1 вызвать у детей интерес к жизни, к окружающей
действительности, к предметному окружению через
развитие систем и органов восприятия;
создать предметно-развивающую среду;
развивать и обогащать тактильно-двигательный
опыт детей во время проведения всех режимных
моментов (во время занятий и игр, во время
проведения гигиенических процедур и купания, во
время раздевания и одевания, во время прогулки,
во время приёма пищи);
обучать способам обследования предметов;
побуждать к целенаправленным действиям и
координации движений;
развивать общую и тонкую моторику;
формировать представления о своём теле;
разнообразить жизнь детей, наполнить новыми
красками жизни;
развивать осознание своего "я".
o Природные материалы: семена фасоли, кукурузы, сухие
листья различных деревьев, траву (верхушки), кору,
шишки, жёлуди, веточки, цветы, пучки травы, перья, мох
и др.
2
В своей работе по развитию тактильно-двигательного
восприятия мы в основном использовали метод тактильной
стимуляции. Занятия тактильной стимуляцией с детьми
относительно просты, благодаря этому они легко включаются
в коррекционно-развивающие занятия и повседневную жизнь
детей.
Работа по тактильно-двигательной стимуляции детей со
сложными и множественными психофизическими
нарушениями предназначена для детей, у которых
самостоятельная тактильно-двигательная деятельность
крайне ограничена и их опыт в области собственного
движения и взаимодействия с окружающим миром
полностью зависит от помощи других людей.
Для игр и занятий мы использовали следующие
материалы.o Упаковочные материалы: верёвочки, крышки, бечёвочки,
гофрированный картон, пенопласт, картонные коробки,
полиэтиленовые пакеты с пузырями, папиросная бумага,
фольга, ленты, целлофан, упаковочная бумага и др.
o Бытовые мелочи: мех, губка, шерсть, кожа, замша,
войлок, линолеум, цепочки, бусы, кружево, зубные
щётки, расчёски, пуховки, кисточки и др.
Специально были изготовлены следующие пособия.
Паучок, с лапками из материалов различной фактуры;
утёнок, с лапками из поролона (во время занятия их можно
намочить); лягушонок, с лапками из целлофана (холодные и
гладкие лапки); рукавички, в виде котёнка, мышонка; ёжик, с
иголками из щётки для чистки одежды; гусеницы и бабочки,
из материалов различной фактуры и другие.
Проводя анализ результатов работы по развитию
тактильно-двигательного восприятия у детей со сложными
психофизическими нарушениями, мы пришли к выводу, что
необходима систематизация форм и методов организации
деятельности, расширение и обогащение знаний и
тактильного опыта детей. Поэтому, опираясь на работы Л.С.
Выготского, И.А. Соколянского, Т.И. Обуховой, Т.В. Лисовской,
Э.Г. Пилюгиной был составлен перспективный план занятий.
Согласно ему занятия проводятся один раз в неделю.
Планируя работу, мы учитывали, что стимуляция
тактильно двигательного восприятия проходит через все
режимные моменты и все виды деятельности детей. Ребёнок
познаёт окружающий мир не только во время
специализированных игр и занятий, но и во время
проведения гигиенических процедур и купания, и во время
одевания и раздевания, и во время приёма пищи, и во время
прогулки.
Таким образом, благодаря проведённой работе, заметно
улучшились все показатели сенсомоторного развития детей,
что подтверждает эффективность сочетания выбранных
форм и методов работы с детьми со сложными и
множественными психофизическими нарушениями
3Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. "Как помочь малышу со
сложными нарушениями развития": Пособие для
родителей. - М.: "Просвещение",2008.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.:
СОЮЗ, 1999.
3. Пособие для педагогов/ И.К. Боровская, М.В. Былино,
Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.
Лещинская, Т.В. Лисовская.- Национальный институт
образования.- Минск,2007.
4. Источник: htpp://kosmodrom.su
45