В статье раскрывается необходимость применения современных образовательных технологий как средства повышения качества образования, роль и место современных методик и приемов в учебно-воспитательном процессе,а также говорится о значимости подготовки ребенка к исследовательской деятельности и формированию социально-активной жизненной позиции.В статье рассматриваются конкретные примеры элементов урока,которые используются мной в своей профессиональной деятельности.
ПаушкинаИ Статья.doc
Проблемное обучение на уроках истории.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий,
исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Одной из задач современного образования является необходимость подготовки
ребёнка к исследовательской
деятельности в высшем учебном заведении,
формирования социальноактивной жизненной позиции. Проблемный вопрос не
требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще
всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и
учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в
постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют
большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов.
Нельзя допускать голословных суждений, необоснованных фактов.
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных
задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми
по поводу одного события.
2) Задачи на противоположные высказывания одного человека.
3) Задачи на анализ факта, события.
4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности.
5) Задачи на выработку методологических положений.
6) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и
западных аналогов.
Наиболее эффективными являются индивидуальные задания творческого
характера для группы учащихся или отдельных учеников при выполнении исследовательских работ. В зависимости от уровня подготовки и прилежания
ученик выполняет своё задание или часть его. В соответствии с этим и
работ способствует
выставляется оценка. Такая организация выполнения
формированию навыков исследовательской работы, повышению интереса к
изучению истории. При этом в значительной мере проявляется индивидуальность
ученика. При подборе домашнего задания исхожу из того, что оно должно быть не
тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным
и оцененным. Задания могут быть общеклассные и индивидуальные. Цель
общеклассных домашних заданий – это изучение самого существенного, строго
Индивидуальные домашние задания могут быть
обязательного материала.
направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся,
так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение
склонностей учащихся, на привитие интереса к учению. Сильным ученикам на дом
даю выполнение творческих заданий. При одном и том же содержании домашнего
задания отдельным ученикам целесообразно давать дополнительные вопросы, план,
по которому следует читать тот или иной материал. В ходе проблемного изложения
проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю,
рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой
рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Смысл поисковой беседы в
том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с
помощью подготовленной заранее системы вопросов. Для решения проблемы класс
делю на пять учебных групп, которые двигаются по этапам :
1й этап: “разминка” актуализация знаний (фактически проверка домашнего
задания) в форме тестового задания;
2й этап: от каждой группы по три ученика на листе ватмана пишут термины,
даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые
должны составить опорный конспект по данной теме; 3й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);
4й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).
После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам. Приступая к
применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть
уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них
имеется определенный базис. В процессе решения новой проблемы материал
предыдущих уроков сам по себе актуализируется. Знания, полученные в результате
решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их
самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает
способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е.
вести дискуссию.
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю
самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия
осуществляется через такие приемы:1) незаконченное предложение: самым
интересным для меня было..., потому что...; сегодня на уроке я узнал(а)...;мне
потому что...;мне не понравилось...;2) “точка зрения”.
понравилось...,
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь
учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он —
консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор.
Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы
проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального
образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы
исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция
целого по частям и наоборот и т.п.).Итак, проблемное обучение позволяет на
основе создаваемых в ходе занятия проблемных ситуаций активизировать
познавательную деятельность учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными
фактами явление, закон. К тому же проблемные задания «заставляют» постоянно
обращаться к дополнительной литературе, другим источникам знаний. Несколько
лет работы по данной системе дают мне возможность воспитывать в ребятах
самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость,
искренность, ответственность, вежливость, культуру чувств и эмоций,
следовательно, у учащихся формируются ключевые компетенции.
1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.:
Литература
Просвещение. 1975.
2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100.
Образовательная программа и пути её реализации. Вып. 314 – М.:. Баласс. 1999.
3. Селевко Г. Х. Современные образовательные технологии. – М. 1998.
4. Хуторской А.В. Личностноориентированный подход к обучению. – М.,
2006.
1995.
5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М.: «Владос».
6. Якиманская И.С. Технология личностноориентированного образования. –
М., 2000.
Статья " Проблемное обучение на уроках истории."
Статья " Проблемное обучение на уроках истории."
Статья " Проблемное обучение на уроках истории."
Статья " Проблемное обучение на уроках истории."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.