Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"
Оценка 4.7

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
география
5 кл—11 кл
17.02.2019
Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"
В современных условиях в процессе преподавания географии очень важно активизировать познавательный интерес у обучающихся, чтобы повысить качество обучения, чтобы сформировать стремление к самостоятельному поиску знаний, выполнению практических заданий. В статье рассмотрены примеры и способы активизации познавательной деятельности на уроках географии.
Активизация познавательной деятельности на уроках географи1.doc
ЧУНСКОЕ  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ  ЧУНСКОГО РАЙОНА  ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Автор: Карлова Валентина Константиновна,  учитель географии МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский Высшее образование Высшая квалификационная категория 1 Активизация учебно­познавательной деятельности на уроках географии. 2019 Г. В современной школе, в условиях модернизации образования, главное внимание уделяется повышению качества образования, созданию условий для развития   личности   каждого   ученика   через   совершенствование   системы образования. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный   предмет,   объединяющий   знания   о   природном   и   социально­ экономическом   повседневном   окружении   подростка,   следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка. География является для   подростка   не   источником   новых   сведений   о   мире,   не   только инструментом   познаний   части   объективной   действительности,   но   и необходимым фактором его нормального психического развития. В широком смысле,   основная   цель   географии,   как   и   других   школьных   предметов, заключается   в   том,   чтобы   сформировать   всесторонне   образованную   и инициативную   личность,   доведя   до   ее   сознания   систему   взглядов,   идейно­ нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются   в   ходе   учебно­воспитательного   процесса,   и   готовят   их   к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле, эта цель заключается в овладении учащимися законченной   системой   географических   знаний   и   умений,   а   также   с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Но,   возросшее   количество   учебных   программ,   учебников   и   учебных пособий, а также иных средств обучения ожидаемых результатов, а именно: резкого   повышения   познавательного   интереса   к   предмету,   активизации   их творческого потенциала – не принесли. За годы работы в школе я заметила, что   к   старшим   классам   рейтинг   школьного   предмета   «География» значительно   снижается.   В  то   же   время, «пик»  познавательного   интереса   в шестых   классах,   дает   некоторые   основания   утверждать,   что   повышенный интерес учащихся к новому предмету вполне закономерен. Он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего пространства, совпадая по времени   с   началом   подросткового   периода.  Резкое   же   падение   интереса   к 2 географии,   вероятно,   можно   объяснить   недостаточным   соответствием структуры курса, основных походов в обучении в обучении познавательным, деятельностным запросам учеников.  Поэтому я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных   перед   учителем,   достижения   главной   цели   географии   без активизации   познавательной   деятельности,   внимания   учащихся, формирования   и   развития   устойчивого   познавательного   интереса   к изучаемому материалу. Формирование   познавательных   интересов   и   активизация   личности   – процессы   взаимообусловленные.   Познавательный   интерес   порождает активность,   но   в   свою   очередь   повышение   активности   укрепляет познавательный интерес. Весь   многовековой   опыт   прошлого   дает   основание   утверждать,   что интерес   в   обучении   представляет   собой   важный   и   благоприятный   фактор развития активности и самостоятельности учения. Ян Амос Каменский, Ж­Ж Руссо,   К.Д.Ушинский   видели   именно   в   интересе   основной   внутренний механизм успешного учения. Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, поставила   перед  собой  задачу   решения  проблемы  «Активизация познавательной деятельности на уроках географии» Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов   и   приемов,   что   позволяют   повысить   эффективность   усвоения географических   знаний,   помогают   распознать   в   каждом   школьнике   его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. С   целью   повышения   педагогического   мастерства,   изучения инновационных   технологий   изучила   статьи   ведущих   методистов   страны: Бариновой И.И., Герасимовой Т.П., Душиной И.В., Новенко Д.В., Понуровой Г.А, Шоган В.В. и других. Обобщив   ценности, находки в передовом опыте учителей  района: Черных Т.В., Жарковой Г.И., Шауркиной И.В. и других, активно   и   целенаправленно   направила   свою   деятельность   на   развитие   и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. Работая   по   проблеме   «Активизация   учебно­познавательной деятельности на уроках географии» ставила задачи, как сделать так, чтобы учение   проходило   с   увлечением,   чтобы   трудный   материал   стал   более понятным и доступным для учащихся, а уроки были интересными. Решению 3 этих   задач   способствовало   использование   нетрадиционных,   проблемно­ развивающих, личностно­ориентированных уроков. Такие уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления.   Так,   например, Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков­ лекций, семинаров, уроков­экспедиций (путешествий), уроков­исследований, учебных   конференций   (пресс­конференций).   уроки экспедиции,   путешествия   провожу   при   изучении   природных   зон   Южной Америки   («Влажные   леса   Амазонии»),   населения   и   стран   изучаемых материков («Знаешь ли ты страны Западной Европы?»). Урок­конференция в восьмом классе по теме «Природные ресурсы Западно­Сибирской равнины и проблемы   их   освоения»   предполагает   изучение   не   только   природных ресурсов,   но   выявление   трудностей   их   освоения.   На   этой   конференции выступают   геологи,   которые   рассказывают   о   топливных   ресурсах   и   их образовании, проблемах их освоения; гидрологи, которые объясняют причины заболоченности   равнины;   экологи,   выявляющие   последствия   хозяйственной деятельности в регионе. На этом уроке большое внимание уделяется жизни коренного   населения.   Краеведы,   которые   так   же   выступают   на   этой конференции, знакомят ребят с традициями, обычаями местного населения, с теми проблемами, которые у них возникли в результате активного освоения Западной Сибири. Чтобы подготовиться к конференции учащиеся используют не   только   материал   учебника,   но   и   дополнительную   литературу,   что способствует   развитию   познавательной   деятельности.   На   уроке   никто   не остается   равнодушным.   Во   время   его   проведения   возникают   дискуссии, каждый выступающий старается отстоять свою позицию, свою точку зрения.  Уроки обучения умениям и навыкам провожу в форме практикумов, деловой   игры.   Например,   в   девятом   классе,   при   изучении   темы   «Цветная металлургия»,   рассмотрев   факторы   размещения   предприятий   алюминиевой промышленности,   предлагаю   выбрать   место   строительства   нового алюминиевого предприятия. Класс делится на группы, в которых выбираются геологи,   проектировщики,   экологи,   энергетики.   Геологи   по   картам определяют   районы   богатые   сырьем,   экологи   устанавливают   степень возможного загрязнения окружающей среды при строительстве и дальнейшем производстве   алюминия,   а   также   определяют   пути   по   уменьшению отрицательного   воздействия   на   окружающую   среду.   Энергетики устанавливают   возможности   энергетического   комплекса   по   обеспечению энергией, так как производство энергоемкое. Изучив все предложения своих коллег: геологов, энергетиков, экологов, проектировщики определяют место 4 строительства с учетом всех факторов размещения предприятия алюминиевой промышленности. На уроках такого типа учащиеся не просто повторяют и закрепляют   навыки   работы   с   картами,   но   и   проявляют   творческую инициативу, участвуя в исследовательской работе, забывают, что они ученики. Со всей серьезностью они относятся к решению вопроса, от которого зависит успех экономического развития региона. На   уроках­практикумах   главное   внимание   уделяется   умению   читать карту,   анализировать   и   сопоставлять   факты,   полученные   из   карт.   Ребята четко знают, что в географии без карты не обойтись. С помощью карт они характеризуют   отдельные   компоненты   природы   (рельеф,   климат,   почвы, воды) и природные комплексы в целом (природные зоны, природные районы), дают   комплексную   экономико­географическую     характеристику   и   физико­ географическую   характеристику   области,   страны,   региона;   определяют отрасли   специализации,   оценив   природные   ресурсы   и   географическое положение. Например, сравнив географическое положение Восточной Сибири и   Дальнего   Востока,   называют   недостатки   и   преимущества   экономико­ географического   положения   каждого   района,   степень   выгодности   ЭГП каждого из них. Изучив и оценив природные ресурсы районов, определяют различия в специализации их хозяйств и причины этих различий, на основании чего делают вывод о роли регионов в экономике всей страны. Умение работать с картой закрепляется и при оценке ЭГП района, его природных ресурсов. Например, характеристика экономико­географического положения     Поволжья,   его   природных   ресурсов,   провожу   в  форме   урока­ практикума.   Учащиеся   сами,   используя   свои   навыки   работы   с   картой,   не только   устанавливают   особенности   ЭГП,   но   и   определяют   преимущества положения района на карте и недостатки, влияющие на его   экономическое развитие.   С   использованием   карты   и   знаний,   полученных   на   уроках физической   географии,   учащиеся   самостоятельно   оценивают   природно­ ресурсный потенциал Поволжья, определяя не только их положительное или отрицательное     влияние   на   экономику   района,   но   и     специализацию   его хозяйства,   которая   зависит   от   природных   условий   и   обеспеченности природными   ресурсами.   Самостоятельная   работа   способствует   активному участию учеников в познавательной деятельности.  Работая   с   картами,   ученики   объясняют   процессы   и   явления, происходящие   в   природе,   устанавливают   эффективность   размещения предприятий отдельных отраслей промышленности, зная факторы размещения и   характер   воздействия   производства   на     окружающую   среду.   Для активизации   учебного   процесса   на   таких   уроках   предлагаю   проблемные 5 вопросы. Например, при изучении климата России, перед учащимися ставлю вопрос:   почему   при   одинаковом   количестве   осадков   в   пустыне   и   тундре, увлажнение   резко   отличается:   в   пустыне   оно   скудное,   а   в   тундре   – избыточное?   После   сравнения   соотношения   тепла   и   влаги   по   картам, учащиеся легко отвечают на вопрос, вспомнив также и о влиянии многолетней мерзлоты.   В   младших   классах     ученики   только   начинают   работать   с   картой, поэтому   здесь   большую   роль   играет   интерес.   С   этой   целью   на   уроке использую игровые моменты. Например, ученик у доски стоит спиной к карте, а   его   одноклассники   задают   ему   вопросы:   назвать   океан,   омывающий Северную   Америку   с   востока,   или:   какой   океан   не   омывает   Антарктиду. Чтобы   ответить   на   вопросы,   ученик   должен   правильно   вспомнить расположение океанов и материков, появляется интерес. При этом у других учащихся появляется желание проверить себя, свои знания. При определении географических координат, ученики не просто определяют широту и долготу, а являются участниками спасательных экспедиций, которые направлены на поиски   пропавших   людей   или   спешащих   на   помощь   терпящему   бедствие кораблю. Например, такое задание ребята выполняют с большим интересом и более  ответственно:  «Потерпевший   кораблекрушение   капитан   Грант,  герой романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», сумел добраться до острова Табор (37°ю.ш. и 139 с.ш.). Обозначьте этот остров на карте».   Используемый   характер   проблемного   обучения,   является   важным фактором,   способствующий   активизации   и   осмысления   нового   учебного материала, а также познавательной деятельности учащихся и формирующий у него познавательный интерес. Например, при изучении темы «Рынок труда и занятость   населения   России»   в   9   классе   после   знакомства   с   понятиями «трудовые   ресурс»,   «рынок   труда»,   «экономически   активное   население», учащиеся   подходят  к  изучению  такого  явления  как  безработица  в России. Перед учащимися ставлю проблемный вопрос: «Существует точка зрения, что полная   занятость   всего   трудоспособного   населения   считается   тормозом изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения». В   ходе   дискуссии   учащиеся   приходят   к   неожиданному   для   них   выводу: оказывается, отсутствие безработицы, а значит низкая цена рабочей силы, не стимулирует   повышение   производительности   труда   и   является   тормозом изменения структуры производства. На этом уроке особое внимание уделяю вопросу   о   самоопределении   учащихся   в   будущей   профессии.   Предлагаю разрешить им проблему: « Что, на ваш взгляд, лучше: жить на пособие по безработице или заниматься не престижной работой? Где же выход?» В ходе 6 обсуждения   ребята   приходят   к   выводу,   что   нужно   приложить   максимум усилий, чтобы профессия в будущем была и престижной и любимой, чтобы не жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений и навыков часто  провожу   в игровой  форме:  КВН, «Что? Где?  Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес» уроки­конкурсы, уроки­соревнования. (Приложение) На уроках проверки и учета знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. В восьмом классе урок по теме «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»   провожу   в   форме   урока­конкурса   на   лучший   рекламный туристический   проект.   Для   проведения   такого   урока   класс   делится   на группы. Каждая команда, являясь членом  туристического бюро, готовит свой туристический   рекламный   проект,   в   котором   она   рассказывает   о достопримечательностях своей территории. При этом команды не забывают о том, что они должны привлечь, как можно больше желающих приехать в тот район,   о   котором   они   рассказывают.   В   своих   выступлениях   ученики характеризуют климат: благоприятен ли он для туристов,   когда лучше им сюда поехать; что надеть, что взять с собой. Рассказывают о том, чем можно заняться, предлагая при этом и рыбалку, и восхождение на вершину, и охоту, и ванны с теплой водой, и т. д. В конце выступлений ребята сами выбирают, чей проект был более убедительным, услугами какого рекламного бюро они бы   воспользовались.   Урок   такой   проходит   живо,   интересно,   увлекательно. Каждое агентство (группы учащихся) по­разному представляют свой проект: и в форме презентации, и в форме газет, и в виде рефератов. Но все они, при подготовке,   узнают   намного   больше   о   природном   районе,   чем   дано   в учебнике,   так   как,   готовясь   к   уроку,   они   привлекают   всевозможные дополнительные   источники   информации   (энциклопедии,   справочники, используют   возможности   Интернета),       что   также   повышает   интерес   к изучаемому предмету.  Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации учебно­познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится   активным,   равноправным   участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.   Такая   работа   на   уроке   имеет   большое   образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.   заинтересованным, 7 При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается   образное,   систематическое   и   логическое   мышление.   В преподавании географии это является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.   С этой целью использую на уроках такие приемы как: опорные схемы, диалог, «мозговой штурм», постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты. Для проверки изученного материала использование таких  приемов развивающего обучения как: «Найди лишнее», «Заверши фразу», «Лови ошибку», «Опрос цепочкой»   и   другие,   заставляют   учеников   быть   более   внимательными, сообразительными, вдумчивыми. Часто для закрепления изученного материала предлагаю и творческие задания:   составить   кроссворд,   приготовить   рисунки,   листовки,   нарисовать плакат, эмблему территории, написать сочинение, мини­репортаж. Ученики с удовольствием   выполняют   такие   задания,   что   также   активизирует   их познавательную деятельность, повышает интерес, способствует развитию их интеллекта.  Работая   над   проблемой   над   проблемой   «Активизация   учебно­ познавательной деятельности», я пришла к выводу, что в процесс обучения необходимо   включать   эмоционально­волевой   фактор,   полнее   использовать условия, приемы и средства обучения, которые стимулируют эмоциональное отношение к предмету. Проблема эмоционального воздействия на школьников в процессе обучения – одна из важных в педагогике. Роль эмоций велика не только в формировании мировоззрения, но и в формировании познавательной активности,   потребности   в самообразовании, предотвращении учебной и психологической перегрузки.    интереса   к   изучаемому   предмету, Эмоциональность   можно   рассматривать   не   только   как   средство оптимизации   учебного   процесса,   но   и   как   показатель   воспитанности   и своеобразии личности. Поскольку эмоции влияют на нравственные качества личности, то несовершенство методов и приемов эмоционального воздействия ведет к монотонности учения, снижению интереса к изучаемому предмету: смещаются личностные ценности и происходит внутренний отход от школы.  Для   усиления   эмоционального   воздействия   на   учащихся   использую разные   возможности:   эмоциональный   рассказ,   изменение   логической последовательности,   смену   точек   зрения,   неожиданные   вопросы.   Очень большие   возможности   предоставляет   художественная   литература.   Поэты   и писатели   художественными   образами   помогают   освоению   пространства планеты, по которому можно путешествовать логикой научного воображения. 8 Стихи задают  тон и ритм выбранной теме. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в то же время, помогают научить генерализации, отбору   самого   важного,   характерного,   учат   формулировать   собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать   и   узнавать.   Поэзия   воспитывает   чувство   прекрасного,   любовь   к природе, к Отечеству.  Использование художественной литературы на уроке делает изучаемый материал   понятным,  легко   запоминающимся.  Например,  в  восьмом   классе, изучение   геологического   строения   района   (например,   Урала),   истории   его формирования воспринимается учащимися с большими трудностями, поэтому объяснение   темы   в  стихотворной   форме   делает   ее  доступной   и   понятной, надолго запоминающейся. Иногда, в качестве домашнего задания предлагаю ученикам самим найти в изучаемых ими произведениях на уроках литературы или   в   дополнительной   литературе   найти   самим   описание   того   или   иного комплекса,   природного   процесса   или   явления.     К   заданию   такому   они относятся с интересом и, проявляя при этом инициативу, сами предлагают свои вопросы одноклассникам, о каком процессе или явлении идет речь, как объяснить эти процессы, о каком географическом объекте говорит тот или иной автор, по каким признакам можно это определить и т. д.  Для   активизации   учебного   процесса   использую   наглядные   пособия: таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал, образцы горных пород и   минералов,   гербарии   растений.   На   уроках   физической   географии   для эмоционального воздействия использую фотографии, репродукции известных художников с изображением природных ландшафтов. Из технических средств на уроках пользуемся видеоаппаратурой и компьютерной техникой. Урок ­ главная   форма обучения, но для активизации познавательной деятельности недостаточная. Большую роль в этом играют факультативы и элективные курсы, которые веду в 5 – 9 классах.    учащихся       с Элективный   курс   «Глобальные   проблемы   человечества»   позволяет познакомить общечеловеческими, общепланетарными   проблемами,   затрагивающими   основы   существования цивилизации. При изучении курса ученики  работают с разными источниками информации,   учатся   составлять   конспекты   лекций,   в   ходе   дискуссий приобретают   навыки   отстаивать   свою  позицию   в  цивилизованной   форме,  с фактами и доказательствами. глобальными   Факультатив   «Удивительные   и   таинственные   места   России   и   всей Земли»   для   восьмых   классов   вызвал   большой   интерес   у   учащихся.   В 9 существующих учебных программах   описанию и объяснению таинственных, загадочных явлений и странных территорий уделяется очень мало внимания, а вопросов   у  детей  на  эту   тему  очень  много.  Поэтому   этот  курс  позволяет расширить   знания   учеников,   полученные   на   уроках   географии,   прививая интерес к географической науке. На занятиях мы совершаем путешествия по аномальным зонам Земли, знакомимся с природой удивительных и необычных мест  России   и  мира.  Ребята  не   только  узнают  много  нового,  но   и  сами   с увлечением,   работая   с   различной   дополнительной   литературой,   используя возможности   Интернета,   находят   новый   материал   к   занятиям,   пытаются объяснить те или иные явления, привлекая к этому знания, полученные и на других уроках. В   шестом   классе,   в   связи   с   разгрузкой   содержания   географического образования,   элективный   курс   «Земля   –   наш   общий   дом»   способствует углублению   знаний,   закреплению   приемов   и   навыков   работы   с   картой, умению ориентироваться по карте, работать с дополнительной литературой. В итоге, курс  не только расширяет знания учащихся, но и  прививает  интерес к географии.  В   пятом   классе,   элективный   курс   «Земля   и   люди»,   является подготовительным этапом к изучению географии. На занятиях этого курса ученики знакомятся с историей освоения Земли и создания географической карты, совершают увлекательные путешествия с землепроходцами древнего мира   и   средневековья,   являются   участниками   экспедиций   эпохи   Великих географических   открытий   и   современного   периода.   Ученики   при   этом получают   первые   навыки   работы   с   картой,   знакомятся   с   правилами заполнения контурной карты. В занимательной форме они учатся определять географические   координаты,   без   знаний   которых   невозможно   прийти   на помощь   пропавшей   экспедиции   или   терпящему   бедствие   морскому   судну. Пятиклассники   с   удовольствием   посещают   такие   занятия,   приносят   свою литературу   с   описанием   тех   путешествий   или   открытий,   о   которых   мы говорили.   Те   учащиеся,   которые   посещали   факультативы,   включаются   и   в исследовательскую работу. В прошлом учебном году они выразили желание принять участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио   ­   2009».   Нами   были   отправлены   две   работы.   Первая   работа «История  Северного морского пути» посвящена полярным исследователям. Полная драматизма история освоения   экстремальных районов Арктики не могла  не  тронуть учащихся, что  и  послужило  поводом  для  более  полного изучения   истории   освоения   Северного   морского   пути.   Другая   работа 10 «Золотое кольцо России» ­ о памятниках  архитектуры Центральной России. Изучая  Центральные  районы  страны  на  уроках, учащиеся  захотели  больше узнать о древних городах нашей страны, входящих в состав знаменитого на весь   мир   туристского   маршрута   «Золотое   кольцо».  Собирая   материал   для своих   работ,   ученикам   пришлось   привлечь   массу     дополнительных источников: энциклопедии, справочники, атласы, дневники путешественников и   научные   труды   исследователей.   Большую   помощь   им   оказал   Интернет. Думаю   трудно   переоценить   значение   этих   работ,   которое   заключается   не только в активизации познавательной деятельности, но и в патриотическом воспитании, в формировании чувства гордости за Россию, свою Родину, своих соотечественников, внесших огромный вклад в освоение и развитие страны, в создание каменной летописи ее истории.   На   уроках   географии   Иркутской   области,   при   изучении   темы «Население» ученики задались вопросом: а какая демографическая ситуация сложилась у нас в поселке Чунский? Я предложила   им самим ответить на этот вопрос. На мое предложение откликнулась Колпакова Ксения, ученица 9А класса. Поиски ответа на вопрос вылились в серьезную исследовательскую работу.   В   своей   исследовательской   работе   ученица     проследила,   как изменилась численность населения в поселке за последние 10 лет, как менялся естественный и механический прирост  за эти годы, каков половозрастной и национальный   состав.   В   этом   труде   была   установлена   связь   между экономической ситуацией в стране, а значит и в нашем районном центре, и демографической   ситуацией   в   поселке.   Ученица   не   только   обозначила проблему,   связанную     с   ухудшением   демографической   ситуации,   но   и предложила   свои   пути   решения   этой   проблемы.   Материалом   для исследования послужили статистические данные, которые нам предоставил Статистический   отдел   Чунского   района.   Ученица   предоставила   свое исследование   на   районное   методическое   объединение   учителей   географии, биологии и химии, где этой работе была дана высокая оценка. На районной краеведческой конференции «Живи, земля Чунская!», работа была отмечена как одна из лучших, за что ученице была вручена грамота.   Моя   внеклассная   работа   также   направлена   на   формирование познавательного интереса к географии, углублению и расширению содержания изучаемого   предмета,   развитию   способностей   учащихся.     При   этом используются разные формы организации деятельности, в том числе разные виды     игр.     Об   исследовательской   работе   говорилось   выше.   Во   время проведения   декады   естественных   наук,     для   расширения   кругозора     и интеллектуальных   возможностей   проводятся   конкурсы   газет,   на   лучший 11 реферат   и   контурную   карту,   викторины.     В   мероприятиях,   в   которых участвуют команды от разных классов, кроме углубления знаний, учащиеся получают   возможность   проявить   свою   смекалку   и   логическое   мышление, самостоятельность   и   умение   работать   в   группах,   возможность   самому принимать решение и уважать мнение других.                 12

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"

Статья  "Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019