Статья "Актуализация познавательной деятельности школьников через внеклассную работу по математике в средней школе"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—6 кл
04.03.2019
Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики развиваются, расширяются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является частью учебно-воспитательного процесса. Разнообразные внеклассные мероприятия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу.
Актуализация познавательной деятельности школьников через внеклассную работу по математике.docx
Актуализация познавательной деятельности школьников через внеклассную работу
по математике в средней школе
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу
– это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором
следует совершенствовать учебновоспитательный процесс. Поиски путей развития
активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их
познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать
многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Основным источником побуждения школьников к умственному труду может
послужить интерес. Поэтому наше методическое объединение учителей математики
находит такие средства и способы, которые развивают интерес детей к решению
математических задач. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало
возникновения интереса. Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно
воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время
внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как к науке, в
интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области
математики.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность
ребёнка. Управлять этим процессом значит не только развивать и совершенствовать
заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном
саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего
сам, здесь добытое лично добыто на всю жизнь.
Внеклассная работа по математике является одним из таких методов обучения и
воспитания, которые способствуют развитию учеников. Внеклассная работа очень хорошо
уживаются с «серьезным» учением. Включение ее в учебную деятельность делает процесс
обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение.
Разнообразные внеклассные мероприятия, при помощи которых решается та или иная
умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Внеклассная работа должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг
развития ребенка.
Существуют различные формы внеклассной работы по математике:
1. Математический кружок – это форма организации внеклассной работы, при
которой учащиеся и учитель выбирают вид и тему занятий по собственному
желанию.
2. Факультативные занятия.
3. Олимпиады по математике.
4. Научное общество учащихся (НОУ) является добровольным объединением
учащихся общеобразовательных школ.
5. Математические экскурсии – интересная, но сравнительно редко применяемая
форма внеклассной работы.
6. Математический вечер – комплексная форма внеклассной работы по предмету,
которая проходит в течение одного дня.
7. Игра как форма внеклассной работы по математике предполагает командные,
групповые или индивидуальные соревнования учащихся по решению
математических задач. Особенности внеклассной работы по математике в школе.
Структура внеклассной работы
1. Развивающие часы;
2. Предметные декады,
3. Проектная деятельность.
1. Развивающие часы по математике в 56 классах
Задачи:
Способствовать углублению знаний по математике при решении нестандартных
задач.
.Обеспечить развитие математического кругозора, мышления, способностей,
исследовательских умений.
Изучить познавательные интересы учащихся.
Помочь воспитанию настойчивости, инициативы
Содержание развивающих часов:
Техника быстрого вычисления
Решение задач повышенной сложности, олимпиадных задач
Библиографические миниатюры великих математиков
Теория вероятности, комбинаторика
Занимательный материал (математические софизмы, фокусы, загадки, сказки)
Геометрический материал
Алгебраический материал
Результаты:
1. Устойчивый интерес на занятиях:
интерес в глазах ребят, т.к. узнали много интересного и полезного, что может
пригодиться в дальнейшем;
выступают охотно с реферативным материалом, сопровождая презентацией.
2. Заинтересованность при решении нестандартных задач:
желание искать другие способы выполнения заданий и передавать свои умения
приобретение навыков самостоятельного подбора заданий учащимися;
товарищам.
3. Развитие личностных качеств учащихся.
4. Выявление учащихся, имеющих математические способности.
2. Декада математики в школе.
Задачи:
Способствовать повышению интереса учащихся к математике.
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость
внеклассных занятий по математике.
Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по
математике.
Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных
мероприятий.
3. Проектная деятельность
Задачи:
Взаимодействие ученика и учителя;
Раскрытие своего творческого потенциала Результаты:
1. Желание участвовать в проводимых мероприятиях:
участие в выставках, конкурсах, проводимых для всех;
участие в мероприятиях на параллели.
2. Интерес к предмету:
ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, чтото новое и
интересное;
старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших,
побывать в роли учителя.
3. Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий.
4. Выявление способных учащихся при проведении олимпиад.
Результаты:
1. расширение математического кругозора (узнали новое из истории математики);
2. развитие коммуникативности, самостоятельности;
3. умение работать с дополнительной литературой при выполнении творческих заданий;
4. приобрели навык математического моделирования;
5. доверительная атмосфера на занятиях.
Диагностика.
Учитель может получить дополнительную информацию о личности ученика, используя
диагностические методики.
Предложенные методики дадут результат, если учитель будет внимателен при их анализе,
будет справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать
полученные результаты неформально. Использование данных методик, может сделать
процесс внеклассной работы увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для
родителей и для педагогического коллектива школы в целом.
Виды диагностики:
1. Анкета
2. Мои способности
3. Рейтинг успешности
4. Диагностическая карта успешности
5. Доминирующие мотивы.
Внеклассную работу можно широко использовать как средство обучения, воспитания
и развития. Использование игровых форм внеклассной работы по математике на разных
этапах изучения различного по характеру математического материала является
эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно
влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной
деятельности. Словом, игровые формы внеклассной работы по математике заслуживают
право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Статья "Актуализация познавательной деятельности школьников через внеклассную работу по математике в средней школе"
Статья "Актуализация познавательной деятельности школьников через внеклассную работу по математике в средней школе"
Статья "Актуализация познавательной деятельности школьников через внеклассную работу по математике в средней школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.