Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка". В советской методике под ним подразумевалось переложение готовой музыки на другой исполнительский состав, например, с фортепиано на четырехголосный хор, с вокального дуэта - на дуэт тромбона с балалайкой. Когда в музыкальном училище начинается предмет инструментовки, студенты начинают путаться - чем же аранжировка от инструментовки отличается.
Аранжировка
Статьи о музыке » Всё о
звуке » Работа со звуком
Существует сразу несколько
трактовок слова "аранжировка". В
советской методике под ним
подразумевалось переложение
готовой музыки на другой
исполнительский состав,
например, с фортепиано на
четырехголосный хор, с
вокального дуэта на дуэт
тромбона с балалайкой. Когда в
музыкальном училище начинается
предмет инструментовки,
студенты начинают путаться чем
же аранжировка отинструментовки отличается.
Другая трактовка варьирование,
т.е. примерно те же изменения,
как при сочинении вариаций:
изменения темпов, ритмов,
размеров, стилевых окрасок. При
этом частенько вносятся
существенные изменения в
авторскую мелодию.
Аранжировка может зайти так
далеко, что и совсем заменяет
исходную музыку другой, даже не
созвучной оригиналу но всетаки
остается аранжировкой, потому
что сохранен образ, мысль,
эмоция словом, нечто
уникальное для данного
сочинения
Например, Элегия. "Элегия" моя
самая первая работа в MIDI
обработка одноименного хора
В.Калинникова. "Редеет облаков
летучая гряда... и т.д." Это
пример максимального
вмешательства в авторский текст.
От хора не осталось ни ритма, ни
жанра, ни стиля, ни даже самоймелодии. Только в кульминации
труба проводит кусок исходной
темы специально для
напоминания. Короче, от
Калинникова осталась только
форма, тональность и самый
общий гармонический план и то
в немало "оджазованной"
гармонизации. Тем не менее, кто
знает сам хор, всегда его узнает
это испытано...
Так вот, давайте сразу
договоримся о том, что и как мы
будем именовать.
Перекладывание музыки на
другой исполнительский состав, с
минимальным вмешательством в
сам нотный материал это
инструментовка. Инструментовка
в сочетании с акустическим
сведением звука заново, то есть
не только написание нот, но и
режиссура это ремикс,
"пересмешивание".
Использование чужой музыки в
качестве вставки в свою это
цитата. Такое же использование,
но под своим именем этоплагиат. Сразу оговорюсь, это не
обязательно воровство, потому
что чужие мелодии или приемы
часто проникают в вашу музыку
неосознанно, Вам кажется, что вы
это сами сочинили, понимаете?
Это плагиат. Варьирование это
переосмысление чужой мелодии,
намек на нее, может быть,
пародия, перенос ее в сферу
другого стиля или эпохи,
изменение темпа или ритма.
Гармонизация это
перекрашивание мелодии за счет
других аккордов. Простое же,
художественно неоправданное
добавление погремушек к Баху
названия не имеет. Пусть не судят
меня строго уважаемые авторы,
пользующиеся этим приемом, на
нашем сайте, в частности. Я
обещаю,что докажу свои слова.
Аранжировкой же давайте
договоримся считать весь
комплекс этих изменений плюс и
такие, которые совсем забыты и о
которых я еще упомяну.
Аранжировка это любоепереосмысление или
переоформление музыкального
материала но в пределах
узнаваемости оригинала.
К примеру послушайте "Артист
эстрады" пример настолько
минимального вмешательства в
ноты автора, что может считаться
даже не аранжировкой, а скорее,
трактовкой. Изменен темп, шарм.
Если помните, у Джоплина этот
рэгтайм звучит как бы неуклюже,
прихрамывая. У меня феерия
радости, другое настроение.
Аранжировка образа, а не нот.
Писалось исключительно мышью,
в качестве доказательства того,
что и комп способен
выразительно исполнять
эмоциональные тонкости, и с
целью проверить свои
представления о физиологии
звукоизвлечения на фно.
(Извиняюсь за излишнюю
научность) Практически без
вмешательства в оригинал, но
сильно изменен "шарм" чем не
пример аранжировки, основаннойна уважении, "любви" к автору!
Как видите, понятие получается
весьма расплывчатое, но все же
так оно и есть. Это почти
композиторство. Ведь настоящий
композитор сочиняет только одну
мысль, одну мелодию или даже
мотивчик, все остальное лежит на
его умении аранжировать,
оформить эту мысль. И вы
убедитесь, что аранжировка
способна сделать из чего угодно
что угодно, на ней держится все.
Так что можно смело считать, что
вы намерены быть композитором.
Что нужно иметь в своем багаже
для такой работы? Да
практически все.
1. Понимание задачи. Вы должны
точно знать, ДЛЯ ЧЕГО вы
решились сделать аранжировку.
Нет, я не имею в виду, кому вы
собираетесь ее продать, или на
какой аппаратуре она должна
будет исполняться. Я имею в
виду, что вы хотите внести нового
в музыку. Помогаете ли вы этимавтору, станет ли музыка лучше,
хотите ли вы внести в нее другой
смысл, или пытаетесь
приспособить к другим условиям
ЗАЧЕМ вам понадобилось это
делать. И вам будет яснее, какие
средства нужно применять, чего
нужно избежать. И если ваша
работа окажется беднее (образно,
психологически, духовно), чем
оригинал не начинайте ее
совсем. И вообще, неплохо бы
знать, как отнесется к вашей
попытке автор. Вы все же
подчинены ему, не правда ли?
Тем осторожнее нужно быть, если
его мнения вы не можете
спросить. Например, если автор
пребывает в лучшем из миров.
2. Знание стиля. Вам нужно точно
знать, каков стиль той музыки,
которую вы собираетесь
обрабатывать и той музыки,
которую вы хотите получить. Под
стилем я подразумеваю свойства
музыки старых эпох
(возрождение, классицизм,
романтизм, импрессионизм и т.д.)
или современных направлений(рэп, техно, буги, румба, блюз, би
боп, рэгтайм, хардрок и т.п.).
Для начала нужно просто
осознать, с чем вы имеете дело.
3. Знание формы. Существует
целая наука о том, как устроена
музыка структурно, и
несоблюдение этих законов
грозит вам лишним утомлением.
От бесформенной музыки просто
мгновенно устаешь и тогда никто
не оценит ваших стараний, просто
выключат проигрыватель и все
ваши ритмические или стилевые
изыски пропадут зря.
4. Знание гармонии. То же самое,
существует наука о красоте
созвучий. Ее преподают в
училище, и многим она
представляется скучищей, чемто
вроде алгебры, но это глубоко не
так. Позже я приведу несколько
примеров того, что можно
сделать с мелодией только
средствами гармонизации Вы
будете удивлены. Наука эта
создавалась трудами сотен
сильных сочинителей и
исполнителей, ее законы столь женерушимы, как законы природы, и
никуда Вы не денетесь от этого:
неграмотная гармонизация
неизбежно приведет к
"самодельному" звучанию, даже
если слушатель не поймет, что
именно ему не нравится. Изучайте
гармонию, и чем дальше вы
продвинетесь, тем сильнее будет
действовать Ваша музыка на
психику.
5. Владение если не руками, то
хотя бы в теории всеми
инструментами. Каждый
инструмент имеет специфические
особенности звукоизвлечения и
естественные ограничения по
высотному диапазону и по
техническим возможностям, и
если этих ограничений не
учитывать, вам не добиться
естественности звука. Может
быть, ктото захочет именно
диких звучаний, но, уверяю Вас,
это сразу забьет все остальное,
никто не услышит ни красоты, ни
мысли, ни Ваших композиторских
находок, если уловит чтото
противоестественное в игре хотьодного инструмента внимание
просто распылится. Вообще все
необычное, "неправильное" в
Вашей музыке должно
применяться очень
осмотрительно, только
оправданно и только минимально.
Как горчица в пельменях. Это
закон, я его испытал на себе,
поверьте мне на слово. Позже я
расскажу в общих чертах о
свойствах разных инструментов
по списку General MIDI, Вы
будете вооружены.
6. Знание основ акустики,
расстановки инструментов на
сцене и правила сведения
фонограммы, некоторые приемы
и эффекты акустического плана.
Поскольку здесь собрались люди,
сидящие за компьютером, значит,
ваша работа не закончится
написанием нот. Вам придется
двигать ручки
звукорежиссерского пульта это
тоже может либо свести к нулю
Ваш музыкальный труд, либо
подарить такие краски, которые
недоступны никак иначе.Правильное сведение большая
сила.
7. Представление, хотя бы в
общих чертах, принципа работы
вашей звуковой платы, ради
эффективного ее использования.
Тут я, не скрою, не съел собаки, и
сам имею именно общее
представление. Но и его,
возможно, комуто недостает. В
конце концов, моя цель
музыкальная, творческая, просто
я хочу, чтобы в интернете было
место, где желающие могли бы
повариться в профессионализме,
копнуть музыку поглубже таких
мест довольно мало, к
сожалению...
8. Наконец, Вам необходимо быть
внимательными. Искать новые
средства, изобретать новые
фокусы. Наши, к примеру,
эстрадные звезды все до единой
имеют на вооружении дватри
приема и в манере
аккомпанемента, и в своей
вокальной манере. Я какнибудь
укажу на них. Прислушайтесь
потом к их песням, и вам будетсмешно, до чего же однообразно и
нагло эти два приема
эксплуатируются. А таких
приемов нормальный музыкант
должен иметь сотни. Если Вы
знаете только два способа,
скажем, оформить
аккопманемент, то Вы сможете
создать только две аранжировки в
Вашей жизни, все остальное будет
жвачкой, повторением без конца.
Надо ежедневно изобретать
новое, подслушивать и учиться у
других, пополнять свой рабочий
(да и "черный" тоже) список
выразительных средств.Особенности
премастеринг
а
Статьи о музыке » Всё о
звуке » Работа со звукомПока композицию нельзя вставить
между треками эталонного CD, так,
чтобы она звучала "как если бы
оттуда её вырезали", композиция не
готова.
1. Регулируем уровень низов с
помощью фейдеров треков бочки
и басов, добиваясь равной
громкости с эталоном на низах.
Контроль по
спектроанализатору.
Внимательно тестируем кач
трека, подбирая баланс баса и
ударника.
2. Установите уровень громкости
баса и основного ударника чуть
меньше эталонного, остальноенакрутите бассмаксимайзером.
Частоту его настройки
целесообразно подобрать в
тонику.
3. Регулируем уровень тарелок и
других ударных. Компрессирум
их по желанию.
4. Подбираем частотный баланс.
Сначала фейдерами, потом
финальным эквалайзером, если
никак нельзя фейдерами. Не
забываем про кач.
5. Если композиция не влезает по
громкости, приглушаем верхний
бас и повышаем громкость микса
на эквалайзере.
6. Если композиция всё ещё тихая.
Самые злобные места, мешающие
нормальной громкости: суббас,
верхний бас, середина 1кгц,
верхняя середина 8 кгц. Их или
компрессируем, или
переаранжируем трек.
7. Проверяем глубину, планы,
громкости треков. При
повышении RMS заметностьглубины падает, поэтому скорей
всего вам придётся подкрутить
уровень ревера.
8. Повторяем с 1го пункта, пока не
устроит качество звука.
Используйте закрытые наушники для
точного контроля баса. Выставить
бас на акустике в неприглушённой
комнате практически невозможно из
за резонансов.
Обязательно проверяйте трек на
акустике, особенно низы.
Сделайте перерыв хотя бы на пару
дней перед финальной проверкой.
Сознание быстро устаёт от музыки,
особенно, если она повторяется
многократно. Мозг просто напросто
фильтрует музыку, как фильтрует
стук сердца, звук будильника и
прочие помехи среды обитания. Вы
не будете слышать нюансы! А ваши
уши устают от верхних частот.
Несколько часов сведения и
премастеринга, и всё, что выше 12