Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.7

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл
14.08.2018
Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"
Данная статья была опубликована в рамках "Виртуальной выставки-2018. Методы и приемы современного образования". Сейчас все чаще учителя словесники сталкиваются с такой проблемой, как "нечитающие" дети. В статье указаны пути решения этой проблемы. Рассмотрены примеры нестандартных уроков литературы, который сможет интересно провести даже молодой учитель.
арт - технология.doc
АРТ - ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В   работе   учителя   бывают   такие   моменты,   когда   он   чувствует эмоциональное   обеднение   обучения   и   осознаёт   односторонность интеллектуального   развития   учащихся.   Тогда   его   взоры   обращаются   к искусству. Инсценирование, художественные сочинительства, рисование, игры и музыка развивают внутренние силы ученика, будят воображение, развивают образное   мышление,   создают   ситуацию   проживания   детьми   изучаемого материала,   расширяют   кругозор   и   мн.   др.   На   таких   уроках   умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на других уроках. Арт   ­   технология   построена   на   использовании   технологии   обучения ребёнка   различным   видам   искусства   на   основе   игровой   ситуации.   Решая познавательную   задачу,   ученик   выбирает   способы   выполнения   своей   роли. При   этом   он   свободен   в   выборе   импровизации   и   самовыражения.   Как   в настоящих   спектаклях,   на   таких   уроках   учитывается   всё:   роли,   костюмы, декорации. Такие уроки помогают детям глубже понять тему, вжиться в неё. Театрализованные уроки могут быть самыми разными: кукольный театр, имитационное моделирование, мысленное рисование, заочные поездки в гости, деловые и ролевые игры, урок — диалог, литературный вернисаж, урок — дискуссия,   озвучивание   немого   кино,   урок   —   исследование,   урок   —   суд, мультфильм,   урок   —   встреча,   урок   —   лингвоанализ,   игровая   телестудия, парад   литературных   героев,   письмо   герою,   защита   рисунков,   урок   — интервью и многие другие. Уроки   с   использованием   художественных   средств   дают   очень   многое. Такие   уроки   формируют   мобильность   ребёнка,   обучают   его   правилам   и приёмам   выхода   из   критических   ситуаций,   ускоряют   освоение   процессов говорения   и   общения,   вырабатывают   у   учащихся   собственное   суждение   и отношение к изучаемым явлениям. Например, с помощью кукольного театра ребята продемонстрировали своё отношение к героям сказки М. Е. Салтыкова — Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». А на уроках имитационного моделирования учащиеся превращаются  в литературных персонажей, за действия которых они несут ответственность и за   которых   они   принимают   решения:   соревнование   казака   Коршунова   и сотника   Листницкого   (по   роману   Шолохова   «Тихий   дон»),   возвращение Аркадия Кирсанова в имение отца, дуэль Печорина с Грушницким, поведение мальчиков в минуту опасности (по рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро»). Например, после дуэли с Долоховым Пьер упрекает себя: «Зачем я сказал: «Я вас   люблю?»   Но   есть   ещё   голос   рассудка,   который   пытается   успокоить мыслью об относительности всех нравственных понятий («и позор имени и честь   —   всё   условно»).   А   вот   Наташа   вернулась   из   театра,   где   увидела Анатоля. Её волнует вопрос: «Погибла ли я для князя Андрея или нет?» Но в ответ успокоительная усмешка: «Что я за дура, что я спрашиваю это? Что же со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу никогда». Наташа успокаивалась на мгновенье, но потом опять какой­ то инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла. Инстинкт — это нравственное чувство, которое Наташа не может заглушить   никакими   доводами   рассудка.   Ребята   почувствуют   душевные страдания   героини   и   осмыслят   причины   её   страдания.   Изображая   встречу Петруся и Эвелины (по повести А. Грина «Алые паруса)», сцену свидания Аси и Н.Н. (по повести И.С.Тургенева «Ася») и другие события произведений, школьники   учатся   раскрепощаться,   перевоплощаться,   открываться,   не бояться наделять героев своими собственными мыслями, чертами характера и отношениями. Ролевая   игра,  заложенная   в   основе   всякой   театрализации,  значительно активизирует   резервные   возможности   учеников,   раскрывает   личностные качества   детей. Урок  —  озвучивание   немого  кино  формирует  у  учащихся свой читательский взгляд на произведение. «В Гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели Илья Ильич Обломов. Это был человек лет 32­33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно — серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла   вольной   птицей   по   лицу...».   Обыденное   и   в   то   же   время,   если вдуматься, странное, необычное начало. Герой в постели. И не старик, и не больной, а человек в расцвете лет! И это лежание тем более странно, что происходит в центре Петербурга, в доме, где всё с самого утра в движении. От таких или подобных комментариев — прямой путь к освоению концепции романа. На уроке — исследовании ученик, превратившись в Печорина, читает его дневник,  подчёркивая   такую   черту,  как   искренность.  Разве   может  человек лгать самому себе? А если лжёт, стоит ли ему делать записи? А   вот   урок   —   лингвоанализ.   Павел   Кирсанов   спрашивает:   «А   вы, господин   Базаров,   собственно,   что   такое?   Об   этой   фразе   можно   много рассказать:   во—первых,   спрашивающим   соблюдена   учтивость,   но   какая   то отстраненная,   холодная   фраза   становится   ироничной   благодаря   вводному слову   «собственно»   ­   так   может   говорить   лишь   тот,   кто   смотрит   на собеседника сверху вниз. Местоимение «что» в адрес человека выдаёт спесь, презрение, недостойное истинного христианина. Так становится понятен тот, кто   вступил   в   конфликт   с   Базаровым,   называющим   чувства   «чушью», белибердой. Кто кого одолеет, если оба не умеют уважать. Уроки — заочные путешествия должны периодически использоваться как повторение изученного или как прогнозные уроки опережающего обучения. Например,   на   уроке   «В   гостях   у   Ростовых,   Безуховых,   Болконских, Курагиных» ребята побывали в гостях у этих семей и смогли разобраться в том, какую семейную жизнь Толстой считает настоящей. Навсегда   в   памяти   детей   остаётся   урок   —   встреча   (воображаемая, конечно) Павла Ивановича Чичикова и Н. В. Гоголя, исколесивших энскую губернию вдоль и поперёк. А что скажут друг другу красный, разжиревший Дмитрий Ионыч Старцев, мчавшийся на своей тройке, подобно языческому богу,   и   усталый,   измождённый   чахоткой   Антон   Павлович   Чехов, возвращавшийся с Сахалина, куда он поехал на свои средства, чтобы описать жизнь каторжан и страшное преступление государства перед человеком? А урок — дискуссия по рассказу В. Распутина «Уроки французского» раскрепощает   ребёнка,   облегчает   общение.   В   дискуссии   участвуют учительница, директор, мальчик и ребята в классе. Каждый из участников, проведя исследовательскую работу над произведением, пытается найти свой ответ   на   вопросы:   «Почему   голодающий   мальчик   не   принял   посылку   с продуктами?»,   «Как   вы   относитесь   к   непедагогическому   поступку учительницы? Каковы его мотивы?» Урок — игровая «телестудия», в которой встречаются и ведут разговор о книге   ученики   —   журналисты,   обогащает   речевую   деятельность   ребят, обучает прогнозированию своих действий, мысленному эксперименту. А урок —   диалог   придумывают   и   разыгрывают   сами   ученики,   это   маленький литературный театр с костюмами, художественными деталями. Арт   —   технология   урока   включает   в   себя   использование   в   процессе изучения учебного материала игр, причём самых разнообразных: сюжетные игры (составление киносценария из кинокадров по «Слову о полку Игореве», «Песне   про   купца   Калашникова»,   бой   эрудитов   (по   повести   Н.   В.Гоголя «Тарас Бульба»), свободный («микрофон» (говори, что хочешь, разреши себе свободный полёт мысли и чувства), парад литературных героев (по поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души»), письмо Пушкину: «Читая твои стихи о любви, я должен что — то сказать, видимо, самое главное...», письмо Куприну: «Что это   было:   любовь   или   сумасшествие?   (по   рассказу   Гранатовый   браслет»), проблемная   деловая   игра   (девятиклассники   получили   задание   найти подходящие эпиграфы из Библии ко всему изученному в учебном году. Всё было осмыслено в зеркале Священного писания — книги, которая является единственно верным критерием прочтения художественного текста, образов, идей и даже авторской позиции), деловая игра «Что? Где? Когда? Какое? Что делает? Или Навстречу Членам Предложения», урок — путешествие в Страну Однородных   Членов   Предложения,   экспресс   —   ответы,   бои   загадок   и головоломок,   интеллектуальная   игра   «Умники   умницы»   (по   комедии   А.С. Грибоедова «Горе от ума») и многие другие. Урок — суд. Всё как в настоящем суде — адвокаты, судьи, обвинители, свидетели. Адвокатам, как в настоящем суде, надо выиграть процесс, найти любые зацепки, факты, ситуации, смыслы слов, которые помогли бы понять и простить их. Вот урок — суд на тему «Имеют ли право на существование неполные   предложения?»   На   повестку   дня   было   вынесено   обвинение   со стороны   полных   предложений.   Они   обвиняли   неполные   в   том,   что   те обедняют   русскую   речь,   делают   её   невыразительной.   Для   разбирательства ситуации   обе   стороны   были   приглашены   в   суд.   Суд,   руководствуясь Конституцией   страны   Синтаксиса,   приговорил   полные   и   неполные предложения к дружбе и сотрудничеству, так как и те, и другие неизменно служат лишь для блага нашего русского языка. К уроку творчества по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»   ребята   получили   индивидуальные   задания:   нарисовать   голову   Бима, сочинить стихотворение о Биме, написать сочинение — размышление «Если бы   рядом   был   Бим,   сберёг   бы   я   его?»,   поставить   пьесу   собственного сочинения (выбрать тему, написать сценарий, поставить  написанную пьесу, сделать костюмы и декорации). Такой урок развивает логику рассуждений, творческую самостоятельность в атмосфере свободного высказывания. Несомненно, каждый ребёнок по — своему талантлив и неповторим, и лучший способ  проявить свои способности – арт ­ урок. На таких уроках используются знания ребят, полученные в музыкальной школе, рисунки тех, кто   посещает   художественную   школу,   репортажи   и   стихи   юнкоров, посещающих кружок «Живое слово». Кроме   театрализованных   к   арт   —   технологии   относятся   уроки предметного рисования (рисование пейзажей, «рисование» своего отношения к   герою,   к   прочитанному   произведению),   т.   е.   мысленное   рисование;   и реальное рисование иллюстраций, предметов, вещей разных жанров, стилей; ролевое, групповое и рисование с закрытыми глазами. Например, на уроке «Прошедшего житья подлейшие черты» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») ребята весь урок на доске создавали образы Скалозуба и Молчалина, Фамусова,   Софьи   и   Лизы.   Весь   день   классная   доска   помогала   увидеть фамусовское   общество.   А   на   уроке   —   вернисаже   «Цветопись   в   стихах Есенина» ребята объясняли поэзию с помощью рисования цветом. Элементы творчества в самостоятельной деятельности учащихся вводятся постоянно: ­ Ты вошёл в каморку Герасима (в светлицу Т. Бульбы...): что открылось твоему взору? ­Твой портрет Базарова (А. Болконского, П. Безухова...). ­Твои зарисовки Обломовки по роману Гончарова. ­Перенеси эпизод (описание) на рисунок. ­Произведение в твоих рисунках и т. д. Надолго в памяти детей останется обычный, казалось бы, урок развития речи (изложение по рассказу д.С. Кабалевского.) Весь урок звучала Третья симфония Бетховена, заставляя ребят пережить страшную трагедию гибели людей на «Титанике». Объяснять поэзию без романтики нельзя, поэтому на уроках   используются   знания   ребят,   полученные   в   музыкальной   школе: подобрать музыку к фильму, спектаклю, написать свою музыку. Ролевая   игра,   заложенная   в   основе   всякой   театрализации,   рисования, пения, значительно расширяет резервные возможности учеников, раскрывает личностные качества детей, повышает эмоциональный фон и эффективность учебного   процесса,   обеспечивает   более   глубокое   осмысление   учебного материала,   вырабатывает   чувство   ответственности   за   принятие   решения, способствует развитию творческого мышления, развивает индивидуальность ученика,   улучшает   здоровье   ребёнка,   воспитывает   школьников   путём приближения их к моральным и социальным нормам в отношениях. У детей повышается   жизненный   тонус,   понимание   различных   средств   выражения мысли и чувства. Включение таких уроков в процесс обучения придаёт ему радостные, светлые тона.

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"

Статья "Арт-технология на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018