Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами
A — B — A — C — A — … — A
Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке — это одна из самых распространенных форм. В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально-поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с приведенной выше общей схемой, но и оно основано на возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением инструментов.
14.docx
Что
такое
ронд
о
Музыкальные стили и
направления, Справочные данные
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение
по кругу») — музыкальная форма, в которой
неоднократные (не менее 3х) проведения
главной темы (рефрена) чередуются с
отличающимися друг от друга эпизодами
A — B — A — C — A — … — A
Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды
— по смыслу являются запевами. Число
эпизодов может быть от двух и более (на что
указывают точки в схеме). Рондо — форма
старинная. Она происходит от хороводных
песен с припевом, который повторялся без
изменения, а в запеве обновлялись только
стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A).
В профессиональной музыке — это одна из
самых распространенных форм. В
средневековой Франции трубадуры и труверы
сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку.
Средневековые музыкальнопоэтические
рондо имеют особое строение, не совпадающее
с приведенной выше общей схемой, но и оно
основано на возвращении рефрена. Сочинялись
они как одноголосные или трехголосные
композиции и исполнялись с сопровождением
инструментов. С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A)
получает большое распространение в оперной,
балетной, инструментальной музыке. По
видимому, первый образец рондо в опере
встречается в прологе оперы «Орфей» К
Монтеверди, который построен на
чередовании оркестрового отыгрыша
(ритурнеля) и пения Музы, т. е. на
чередовании инструментального рефрена с
несколькими вокальными эпизодами.
Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф.
Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо
небольшие пьесы для клавесина с
программными заголовками («Жнецы»
Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка»
Дакена). Этим пьесам свойственны тонкая
звукоизобразительность, изящество,
грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и
эпизоды миниатюрны, их число колеблется от
5 до 17 и более. По характеру эпизоды близки
рефрену и скорее дополняют, оттеняют его,
чем контрастируют.
В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л.
Бетховена рондо — типичная форма финалов
сонатносимфонических циклов, лишь изредка
— самостоятельная пьеса. В финалах характер
музыки обычно песеннотанцевальный, с оттенком юмора. Но встречаются у них и
произведения лирического, углубленного
содержания (рондо ля минор для фортепьяно
Моцарта). Новым в рондо венских классиков
были подчеркнутый контраст между рефреном
и эпизодами, строгое ограничение пятью
широко развитыми частями.
Рондо в творчестве композиторов
последующих поколений отличается большой
свободой: в нем возрождается многочастность,
рефрен при возвращении может изменяться,
богатство образных контрастов граничит с
калейдоскопичностью («Венский карнавал» Р.
Шумана). В форме рондо пишутся отдельные
пьесы, части сонатносимфонического цикла
или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П.
Бородина), оперные арии, (рондо Фарлафа из
оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки),
оперные сцены (сцена музицирования из оперы
С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды
балетной музыки (четвертая картина в балете
И. Ф. Стравинского «Петрушка»).
Принцип рондо даёт множество возможностей.
Прежде всего, это чрезвычайная ясность и
стройность структуры, её законченность и
устойчивость за счёт повторения рефрена. При
этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном
и эпизодами). Кроме того, важной является
возможность насытить всю конструкцию
развитием, хотя при этом к принципу рондо
добавляется какойто иной принцип
формообразования, который отчасти
подавляет первый. Форма рондо замечательно
сочетает в себе единство и динамизм.
Принцип рондо включает множество форм
различной протяжённости и конструкции.
Кроме самостоятельных пьес или частей
циклов, принцип рондо часто проникает в
другие формы (например, рондосоната). По
принципу рондо может быть написана целая
оперная сцена (Интродукция из «Руслана и
Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты
образуют подобие рефрена).
Рондосоната — музыкальная форма класса
стабильных смешанных форм, имеющая черты
рондо и сонатной формы. Форма состоит из
трёх основных разделов, в которой по
принципу рондо строятся крайние разделы
(оба или один из них), а средний представляет
собой разработку, заимствованную от
сонатной формы.
Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим принципом
многократного проведения темы и
чередования её с иным материалом). Однако
она не является разновидностью рондо в силу
масштаба изменений, которым подвергается
главная тема, и разработочности,
нехарактерной для рондо.
Рондо, в современных понятиях, отличается
очень разнообразным применением. Оно может
использоваться более традиционно (финал
цикла), или более свободно — например,
самостоятельная миниатюра (некоторые
ноктюрны Шопена — как превращение
медленной части цикла в самостоятельную
пьесу), самостоятельная вокальная пьеса
(Бородин. «Море»), по принципу рондо могут
строиться очень крупные конструкции
(Интродукция из «Руслана и Людмилы»
Глинки).
Меняется и образное содержание рондо.
Теперь это может быть экстатическая музыка
(«Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар
птицы», финал «Весны священной»
Стравинского), драматическая и трагическая
(Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется
и традиционная лирическая сфера (Равель.
«Павана»). Исчезает классическая унификация формы,
сильно возрастает её индивидуализация. Две
одинаковых конструкции — редкость. Рондо
может иметь любое количество частей не
меньше пяти. Рефрен может проводиться в
разных тональностях (что иногда встречалось
уже у венских классиков), нередко нарушение
регулярности следования частей (2 эпизода
подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими
формами, в частности, с контрастносоставной
(это выражается в усилении контраста между
разделами) или сюитной (формально сюита
«Картинки с выставки» Мусоргского —
рондо).
Статья: Что такое рондо?
Статья: Что такое рондо?
Статья: Что такое рондо?
Статья: Что такое рондо?
Статья: Что такое рондо?
Статья: Что такое рондо?
Статья: Что такое рондо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.