Статья: Что такое рондо?
Оценка 5

Статья: Что такое рондо?

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
29.04.2018
Статья: Что такое рондо?
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами A — B — A — C — A — … — A Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке — это одна из самых распространенных форм. В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально-поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с приведенной выше общей схемой, но и оно основано на возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением инструментов.
14.docx
Что  такое ронд о Музыкальные стили и направления, Справочные данные   Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение  по кругу») — музыкальная форма, в которой  неоднократные (не менее 3­х) проведения  главной темы (рефрена) чередуются с  отличающимися друг от друга эпизодами  A — B — A — C — A — … — A Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды  — по смыслу являются запевами. Число  эпизодов может быть от двух и более (на что  указывают точки в схеме). Рондо — форма  старинная. Она происходит от хороводных  песен с припевом, который повторялся без  изменения, а в запеве обновлялись только  стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A).  В профессиональной музыке — это одна из  самых распространенных форм. В  средневековой Франции трубадуры и труверы  сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку.  Средневековые музыкально­поэтические  рондо имеют особое строение, не совпадающее с приведенной выше общей схемой, но и оно  основано на возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или трехголосные  композиции и исполнялись с сопровождением  инструментов. С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A)  получает большое распространение в оперной,  балетной, инструментальной музыке. По­ видимому, первый образец рондо в опере  встречается в прологе оперы «Орфей» К­  Монтеверди, который построен на  чередовании оркестрового отыгрыша  (ритурнеля) и пения Музы, т. е. на  чередовании инструментального рефрена с  несколькими вокальными эпизодами.  Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф.  Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо  небольшие пьесы для клавесина с  программными заголовками («Жнецы»  Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка»  Дакена). Этим пьесам свойственны тонкая  звукоизобразительность, изящество,  грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и  эпизоды миниатюрны, их число колеблется от  5 до 17 и более. По характеру эпизоды близки  рефрену и скорее дополняют, оттеняют его,  чем контрастируют.  В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л.  Бетховена рондо — типичная форма финалов  сонатно­симфонических циклов, лишь изредка  — самостоятельная пьеса. В финалах характер музыки обычно песенно­танцеваль­ный, с оттенком юмора. Но встречаются у них и  произведения лирического, углубленного  содержания (рондо ля минор для фортепьяно  Моцарта). Новым в рондо венских классиков  были подчеркнутый контраст между рефреном и эпизодами, строгое ограничение пятью  широко развитыми частями.  Рондо в творчестве композиторов  последующих поколений отличается большой  свободой: в нем возрождается многочастность, рефрен при возвращении может изменяться,  богатство образных контрастов граничит с  калейдоско­пичностью («Венский карнавал» Р. Шумана). В форме рондо пишутся отдельные  пьесы, части сонатно­симфонического цикла  или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П.  Бородина), оперные арии, (рондо Фарлафа из  оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки),  оперные сцены (сцена музицирования из оперы С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды  балетной музыки (четвертая картина в балете  И. Ф. Стравинского «Петрушка»).  Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и  стройность структуры, её законченность и  устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является  возможность насытить всю конструкцию  развитием, хотя при этом к принципу рондо  добавляется какой­то иной принцип  формообразования, который отчасти  подавляет первый. Форма рондо замечательно  сочетает в себе единство и динамизм.  Принцип рондо включает множество форм  различной протяжённости и конструкции.  Кроме самостоятельных пьес или частей  циклов, принцип рондо часто проникает в  другие формы (например, рондо­соната). По  принципу рондо может быть написана целая  оперная сцена (Интродукция из «Руслана и  Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты  образуют подобие рефрена).  Рондо­соната — музыкальная форма класса  стабильных смешанных форм, имеющая черты  рондо и сонатной формы. Форма состоит из  трёх основных разделов, в которой по  принципу рондо строятся крайние разделы  (оба или один из них), а средний представляет  собой разработку, заимствованную от  сонатной формы.  Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим принципом  многократного проведения темы и  чередования её с иным материалом). Однако  она не является разновидностью рондо в силу  масштаба изменений, которым подвергается  главная тема, и разработочности,  нехарактерной для рондо.  Рондо, в современных понятиях, отличается  очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал  цикла), или более свободно — например,  самостоятельная миниатюра (некоторые  ноктюрны Шопена — как превращение  медленной части цикла в самостоятельную  пьесу), самостоятельная вокальная пьеса  (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут  строиться очень крупные конструкции  (Интродукция из «Руслана и Людмилы»  Глинки).  Меняется и образное содержание рондо.  Теперь это может быть экстатическая музыка  («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар­ птицы», финал «Весны священной»  Стравинского), драматическая и трагическая  (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется  и традиционная лирическая сфера (Равель.  «Павана»). Исчезает классическая унификация формы,  сильно возрастает её индивидуализация. Две  одинаковых конструкции — редкость. Рондо  может иметь любое количество частей не  меньше пяти. Рефрен может проводиться в  разных тональностях (что иногда встречалось  уже у венских классиков), нередко нарушение  регулярности следования частей (2 эпизода  подряд).  Такой тип рондо смыкается с другими  формами, в частности, с контрастно­составной (это выражается в усилении контраста между  разделами) или сюитной (формально сюита  «Картинки с выставки» Мусоргского —  рондо).

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?

Статья: Что такое рондо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018