Статья: Что такое токката

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в XVII в. — фанфарного типа вступления к операм и балетам. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха).
Иконка файла материала 9.docx
Что такое  токката Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Токката (итал. toccata от toccare  — трогать, толкать) —  первоначально всякое произведение  для клавишных инструментов, в  современном смысле —  инструментальная пьеса быстрого,  чёткого движения равными  короткими длительностями.  Обычно токката пишется для  фортепиано или органа, но  встречаются также токкаты для  других инструментов.  В эпоху Возрождения так называли  праздничную фанфару для духовых  инструментов и литавр; в XVII в. — фанфарного типа вступления кИнтонация в музыке Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Интонация (от латинского «интоно» —  «громко произношу») — в широком  смысле: воплощение художественного  образа в музыкальных звуках. Ее  называют душой музыки, основой  музыкального мышления и общения.  Как она устроена? Подобно слову,  интонация — единство звука и смысла.  Но и звук, и смысл, и характер их связи  радикально отличны в слове иинтонации. Звуковой материал слова —  строго ограниченный набор фонем.  Можно сказать, что фонема — основная  единица звукового строя языка,  предельный элемент, выделяемый  линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей  полноте его свойств. Вместо нескольких  десятков фонем здесь бесконечные  тембровые оттенки, способы  артикуляции, различие темпа,  ритмических рисунков, уровней  громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же  заставляет ощутить и пережить его.  Интонация в музыке это:  1. музыкально­теоретическое и  эстетическое понятие, имеющее  несколько взаимосвязанных  значений. Интонация, в самом  широком смысле — это высотная  организация музыкальных звуков  (тонов) в их последовательности  (сравни с временной организацией  — ритмом). Музыкальная интонация отличается от речевой,  фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Подинтонацией понимают, также,  манеру («склад», «строй»)  музыкального высказывания,  обусловливающую его  экспрессивное (определяющееся  выражаемыми в музыке чувствами),  синтаксическое (утвердительное,  вопросительное и т. п.),  характеристическое (национальное,  социальное и т. п.) и жанровое  (интонация песенная, ариозная,  речитативная и т. п.) значения.  Выразительность музыкальной  интонации опирается на  обусловленные слуховым опытом  людей ассоциации с другими  звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо­физиологические  предпосылки. Интонация, в узком  смысле — это наименьшее  сопряжение тонов в музыкальном  высказывании, обладающее  относительно самостоятельным  выразительным значением,  семантическая ячейка (единица) в  музыке. Обычно подобная  интонация состоит из 2—3, иногда и из одного звука. Чаще всего это  частица мелодии, попевка, хотя наеё выразительность оказывают  влияние ритм, гармония, тембр.  Иногда интонацию метафорически  называют музыкальным словом.  Однако, в отличие от слова,  музыкальная интонация не имеет  точно определенного конкретного  смысла. Лишь условно можно  говорить и об «интонациональном  словаре» как совокупности  интонаций, применяемых каким­ либо композитором, группой  композиторов, а также  встречающихся в музыке многих  стран в определённый период  («интонациональный словарь  эпохи»).  2. Степень акустической точности  воспроизведения высоты тонов и их  соотношений при музыкальном  исполнении. Интонация  воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон  располагается внутри некоторой  области частот, близких к  абсолютно точной, — так  называемой зоны.  3. В производстве и настройкемузыкальных инструментов с  фиксированной высотой звуков  (фортепиано, органа и др.) —  ровность и точность звучания  каждого тона звукоряда  инструмента по высоте, громкости и тембру.  Музыкальная интонация черпает свою  выразительность из многих источников.  Один из самых богатых — речевая  интонация. Представим беседу на  незнакомом языке. Что можно узнать из  нее? Оказывается, очень многое. Можно  узнать о том, кто говорит: ребенок,  взрослый, девушка, старик, как они друг  к другу относятся. Можно узнать о  характере и темпераменте участников  разговора, об их физическом и  эмоциональном состоянии — усталости  или возбуждении, гневе или печали. О  тоне говорящего: просит ли он, или же  рассказывает о сокровенном.  Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.  Все эти разнообразные связи с речевымопытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполне  сознательно. Еще в 1581 г. лютнист  Винченцо Галилей, отец знаменитого  астронома Галилео Галилея, настойчиво  советовал композиторам  прислушиваться к тому, как речевая  интонация отражает характеры и  чувства людей, социально­ психологические отношения, а затем  претворять услышанное в музыке. Совет  не пропал даром: «Флорентийской  камерате» — кружку музыкантов и  поэтов, участником которого был  Галилей, — человечество обязано  рождением жанра оперы с ее новым,  более жизненным типом интонирования.  Впоследствии тем же путем  вслушивания в музыку речи осознанно  шли многие композиторы, среди них —  А. С. Даргомыжский, М. П.  Мусоргский.  Музыкальная интонация опирается на  специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее  организуют. Другая опора музыкальной  интонации — жесты, движения, «немые  интонации тела», как их назвалвыдающийся советский музыковед Б. В.  Асафьев. Способность музыки точно  воспроизводить самые разные движения  — бурные, мощные, грандиозные,  угловатые, раскованные —  поразительна. Вот несколько примеров:  вкрадчивые движения кошки, неуклюже  переваливающаяся походка утки — в  симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк», неслышно плывущий шаг  патера Лоренцо, спотыкающиеся  движения смертельно раненного  Меркуцио — в его же балете «Ромео и  Джульетта».  Музыкальное искусство опирается и на  свой собственный многовековой опыт  интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в  обобщенные интонации музыкальных  жанров и стилей. Например, интонация  скорби — в арии «ламенто», арии плача,  характерной для ранней оперы эпохи  барокко. Иная интонация — в  музыкальной элегии сентиментализма:  печаль ее легка и просветленна.  Безошибочно различаются на слух  интонации тревожно­напряженной  баллады и безмятежной пасторали,эпической былины и лирически  восторженной поэмы, торжественного  гимна, возвышенного хорала и удалого  гопака. У каждого композитора свой  интонационный почерк. Один — у И. С.  Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий  — у Прокофьева. И исторический стиль  тоже обладает интонационной  неповторимостью. Наполненная  разочарованием, томящаяся по  недостижимому идеалу интонация  романтической музыки непохожа,  например, на живую, общительную,  склонную к игре и неожиданностям  интонационную манеру музыки середины XVIII в.  От первых звуков колыбельной  интонация ведет человека ко все более  глубокому пониманию жизни,  воплощенной в музыке.  Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят,  например, о чистой или фальшивой  интонации. Здесь имеются в виду  тончайшие оттенки высоты, градации,  возникающие в процессе исполнения.Музыковедени е Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересностиМузыковедение — наука о музыке,  одна из областей искусствознания.  Это верно, но лишь отчасти. В  музыковедении действительно есть  научное ядро — система  объективных знаний о музыке и  музыкальной культуре. Есть в нем,  однако, и литературно­ художественные интерпретации  музыки, музыкально­критические  эссе, художественно­ публицистические очерки. Поэтому  музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного  сознания и деятельности,  промежуточную между искусством и наукой, связывающую  художественное и научное познание,  содействующее развитию  музыкальной культуры общества.Отрасли музыковедения — теория  музыки, история музыки,  музыкальная этнография,  музыкальная критика. Музыкальная  акустика, изучающая акустические  предпосылки музыкального  искусства, и музыкальная  психология, изучающая психологию  музыкального творчества и  восприятия, входят в музыковедение как самостоятельные разделы и  вместе с тем являются частью  физики (музыкальная акустика) или  психологии (музыкальная  психология). В 60—70­е гг. 20 в.  выделилась как особая дисциплина  музыкальная социология, изучающая конкретные формы жизни музыки в  обществе.  На комплексное понимание  музыковедения указывает и сам  термин. «Ведение» — знание. Знания о музыке, оформленные в систему,  образуют музыкальную науку.  Ведение — это и интуитивное  схватывание сути вещей. Не  случайно в этимологическомродстве с ним состоит слово  «видение». И эта сторона тоже  присутствует в музыковедении: ведь  только путем полного  непосредственного духовного  слияния с музыкой можно постичь  ее внутренний смысл.  Так рождаются проникновенные  музыковедческие толкования  произведений. Связи с  этимологически родственными  словами «совесть», «вежливый»  прочерчивают еще одну —  ценностно­этическую сторону в  музыковедении. Оно и в самом деле  оценивает музыку, стремится  отделить произведения вечные,  способные обогатить человечество,  поднять его на новую ступень  нравственного совершенства, от  произведений ложного искусства —  безликих, вульгарных, слащавых и  фальшивых, лишь внешне  занимательных. Этой задаче  посвящает себя музыкальная  критика.  Есть в этом корне еще один важныйсмысловой оттенок — «заведовать».  Музыковедение несет  ответственность перед обществом за состояние дел в музыкальной  культуре. Оно пронизывает собой  всю систему музыкального  образования и воспитания,  исследует эффективность бытия  музыки в обществе, с помощью  музыкальной публицистики  стремится совершенствовать  организацию музыкальной жизни и  культуры.  Наука о музыке, средоточие  объективных знаний, представляет  собой разветвленную систему  исторических и теоретических  дисциплин. История музыки  рассматривает процесс развития  музыкальной культуры (в масштабах истории человечества в целом,  отдельных национальных культур,  различных эпох). Народная музыка  изучается фольклористикой. Бытие  музыки в обществе изучается  музыкальной социологией,  закономерности музыкальной  деятельности — психологиеймузыки, физические предпосылки — музыкальной акустикой. Комплекс  музыкально­теоретических учений  направлен на познание самого  устройства музыки: гармония  изучает высотные связи звуков,  полифония — соединения голосов  фактуры, учение о музыкальных  формах — принципы композиции.  Исследования в этих и многих  других частных дисциплинах  опираются на философско­ эстетические основоположения  музыкознания. К ним относятся,  например, представления о  музыкальной культуре, о  содержании и форме в музыке, об  интонации как основе  выразительности и др. Музыкальная  наука развивается в содружестве с  науками об искусстве, культуре, о  человеке, обществе, истории. На  знания, выработанные музыкальной  наукой и проверенные практикой,  опираются музыкальная критика и  публицистика.  Теоретическое музыковедение  исследует: вопрос о способахотражения действительности в  музыке, основные закономерности  музыки, установившиеся в процессе  её исторического развития (в этом  смысле оно сближается с  эстетикой); композиционные  средства и приёмы, имеющие как  общее значение для всего  музыкального искусства, так и  частное, в пределах какого­либо  одного исторического периода.  Изучению отдельных элементов  музыки посвящены такие  музыкально­теоретические  дисциплины, как мелодика, ритмика, метрика, гармония, полифония,  инструментовка, учение о  музыкальных формах. Эти  дисциплины имеют не только  теоретическое, научно­ познавательное значение, но и  представляют основу для выработки композиторской техники и  практического овладения  различными средствами  музыкальной выразительности.  Целостное изучение конкретного  музыкального произведения на  основе совокупных данныхотдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и  предмета особой дисциплины —  анализа музыкальных произведений,  рассматривающего форму и  содержание произведения в их  единстве. К области теоретического  музыковедения относятся также  научно­методические дисциплины,  разрабатывающие принципы  музыкального исполнения (сольного  и хорового пения, дирижёрского  искусства, игры на различных  инструментах) и развития  музыкального слуха (сольфеджио).  Историческое музыковедение имеет  целью воссоздание целостной  картины развития музыкальной  культуры в тесной взаимосвязи  различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни  общества.В исследовании явлений  музыкального творчества история  музыки опирается на данные  музыкально­теоретического анализа. Вместе с тем выводы теоретического музыковедения не могут быть  достаточно полными и научно  обоснованными без учёта  исторической обусловленности  изучаемых явлений.  Наряду со всеобщей историей  музыки, охватывающей историю  музыкальной культуры всех времён  и народов и выясняющей общие  закономерности музыкально­ исторического процесса на  различных ступенях развития  человеческого общества,  историческое музыковедения  включает в себя историю музыки  отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки (например,  оперы, симфонии, сонаты), видов  исполнительского искусства  (пианизма, скрипичного искусства и  т. п.), отдельных областей  музыковедения (например, историяучения о гармонии).  Изучение народной музыки  (музыкального фольклора) входит  как необходимая и органическая  составная часть во всеобщую  историю музыки, так же как и в  историю музыки каждой отдельной  страны. Вместе с тем изучением  народного музыкального творчества  и его специфических особенностей  занимается также особая наука —  музыкальная этнография.  Важная роль в музыкальной  культуре принадлежит музыкальной  критике, т. е. анализу и оценке  явлений современной музыкальной  практики.  Музыковедение зародилось во  времена античности. В настоящее  время музыковедение как особая  специальность включено в систему  музыкального образования.  Музыковедческие отделения  музыкальных училищ и вузов  готовят преподавателей  соответствующих дисциплин,критиков, лекторов, работников  музыкальных издательств, радио и  телевидения. Научная работа  ведется в исследовательских  институтах, в консерваториях и  других высших учебных заведениях.  Музыковедческой деятельностью  часто занимаются также  композиторы и исполнители.  Ценнейшее музыкально­критическое и музыкально­теоретическое  наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р.  Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.  Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов, Н. А. Римский­Корсаков, П. И.  Чайковский.  Музыковедческие труды пишутся в  самых различных жанрах. Одни из  них, направленные на  совершенствование музыкальной  науки, адресуются к самим же  музыковедам — таковы  диссертации, статьи и книги,  исследующие сложные и достаточно  специальные проблемы. Другие —  обращаются к музыкантам, третьи  — к самому широкому читателю, в  частности к детской и молодежнойаудитории. Данный словарь  представляет собой один из жанров  популярной музыковедческой  литературы. Задаче начального  вхождения в музыку служат и  многие другие книги. Представление о них дает список рекомендованной  литературы в конце этой книги.Музыковедени е Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности Музыковедение — наука о музыке,  одна из областей искусствознания.  Это верно, но лишь отчасти. В  музыковедении действительно есть  научное ядро — система  объективных знаний о музыке и  музыкальной культуре. Есть в нем,  однако, и литературно­ художественные интерпретации  музыки, музыкально­критические  эссе, художественно­ публицистические очерки. Поэтому  музыковедение правильнее пониматькак особую сферу общественного  сознания и деятельности,  промежуточную между искусством и наукой, связывающую  художественное и научное познание,  содействующее развитию  музыкальной культуры общества.  Отрасли музыковедения — теория  музыки, история музыки,  музыкальная этнография,  музыкальная критика. Музыкальная  акустика, изучающая акустические  предпосылки музыкального  искусства, и музыкальная  психология, изучающая психологию  музыкального творчества и  восприятия, входят в музыковедение как самостоятельные разделы и  вместе с тем являются частью  физики (музыкальная акустика) илипсихологии (музыкальная  психология). В 60—70­е гг. 20 в.  выделилась как особая дисциплина  музыкальная социология, изучающая конкретные формы жизни музыки в  обществе.  На комплексное понимание  музыковедения указывает и сам  термин. «Ведение» — знание. Знания о музыке, оформленные в систему,  образуют музыкальную науку.  Ведение — это и интуитивное  схватывание сути вещей. Не  случайно в этимологическом  родстве с ним состоит слово  «видение». И эта сторона тоже  присутствует в музыковедении: ведь  только путем полного  непосредственного духовного  слияния с музыкой можно постичь  ее внутренний смысл.  Так рождаются проникновенные  музыковедческие толкования  произведений. Связи с  этимологически родственными  словами «совесть», «вежливый»  прочерчивают еще одну —ценностно­этическую сторону в  музыковедении. Оно и в самом деле  оценивает музыку, стремится  отделить произведения вечные,  способные обогатить человечество,  поднять его на новую ступень  нравственного совершенства, от  произведений ложного искусства —  безликих, вульгарных, слащавых и  фальшивых, лишь внешне  занимательных. Этой задаче  посвящает себя музыкальная  критика.  Есть в этом корне еще один важный  смысловой оттенок — «заведовать».  Музыковедение несет  ответственность перед обществом за состояние дел в музыкальной  культуре. Оно пронизывает собой  всю систему музыкального  образования и воспитания,  исследует эффективность бытия  музыки в обществе, с помощью  музыкальной публицистики  стремится совершенствовать  организацию музыкальной жизни и  культуры.Наука о музыке, средоточие  объективных знаний, представляет  собой разветвленную систему  исторических и теоретических  дисциплин. История музыки  рассматривает процесс развития  музыкальной культуры (в масштабах истории человечества в целом,  отдельных национальных культур,  различных эпох). Народная музыка  изучается фольклористикой. Бытие  музыки в обществе изучается  музыкальной социологией,  закономерности музыкальной  деятельности — психологией  музыки, физические предпосылки — музыкальной акустикой. Комплекс  музыкально­теоретических учений  направлен на познание самого  устройства музыки: гармония  изучает высотные связи звуков,  полифония — соединения голосов  фактуры, учение о музыкальных  формах — принципы композиции.  Исследования в этих и многих  других частных дисциплинах  опираются на философско­ эстетические основоположения  музыкознания. К ним относятся,например, представления о  музыкальной культуре, о  содержании и форме в музыке, об  интонации как основе  выразительности и др. Музыкальная  наука развивается в содружестве с  науками об искусстве, культуре, о  человеке, обществе, истории. На  знания, выработанные музыкальной  наукой и проверенные практикой,  опираются музыкальная критика и  публицистика.  Теоретическое музыковедение  исследует: вопрос о способах  отражения действительности в  музыке, основные закономерности  музыки, установившиеся в процессе  её исторического развития (в этом  смысле оно сближается с  эстетикой); композиционные  средства и приёмы, имеющие как  общее значение для всего  музыкального искусства, так и  частное, в пределах какого­либо  одного исторического периода.  Изучению отдельных элементов  музыки посвящены такие  музыкально­теоретическиедисциплины, как мелодика, ритмика, метрика, гармония, полифония,  инструментовка, учение о  музыкальных формах. Эти  дисциплины имеют не только  теоретическое, научно­ познавательное значение, но и  представляют основу для выработки композиторской техники и  практического овладения  различными средствами  музыкальной выразительности.  Целостное изучение конкретного  музыкального произведения на  основе совокупных данных  отдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и  предмета особой дисциплины —  анализа музыкальных произведений,  рассматривающего форму и  содержание произведения в их  единстве. К области теоретического  музыковедения относятся также  научно­методические дисциплины,  разрабатывающие принципы  музыкального исполнения (сольного  и хорового пения, дирижёрского  искусства, игры на различных  инструментах) и развитиямузыкального слуха (сольфеджио).  Историческое музыковедение имеет  целью воссоздание целостной  картины развития музыкальной  культуры в тесной взаимосвязи  различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни  общества.  В исследовании явлений  музыкального творчества история  музыки опирается на данные  музыкально­теоретического анализа. Вместе с тем выводы теоретического музыковедения не могут быть  достаточно полными и научно  обоснованными без учёта  исторической обусловленности  изучаемых явлений.  Наряду со всеобщей историей  музыки, охватывающей историюмузыкальной культуры всех времён  и народов и выясняющей общие  закономерности музыкально­ исторического процесса на  различных ступенях развития  человеческого общества,  историческое музыковедения  включает в себя историю музыки  отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки (например,  оперы, симфонии, сонаты), видов  исполнительского искусства  (пианизма, скрипичного искусства и  т. п.), отдельных областей  музыковедения (например, история  учения о гармонии).  Изучение народной музыки  (музыкального фольклора) входит  как необходимая и органическая  составная часть во всеобщую  историю музыки, так же как и в  историю музыки каждой отдельной  страны. Вместе с тем изучением  народного музыкального творчества  и его специфических особенностей  занимается также особая наука —  музыкальная этнография.Важная роль в музыкальной  культуре принадлежит музыкальной  критике, т. е. анализу и оценке  явлений современной музыкальной  практики.  Музыковедение зародилось во  времена античности. В настоящее  время музыковедение как особая  специальность включено в систему  музыкального образования.  Музыковедческие отделения  музыкальных училищ и вузов  готовят преподавателей  соответствующих дисциплин,  критиков, лекторов, работников  музыкальных издательств, радио и  телевидения. Научная работа  ведется в исследовательских  институтах, в консерваториях и  других высших учебных заведениях.  Музыковедческой деятельностью  часто занимаются также  композиторы и исполнители.  Ценнейшее музыкально­критическое и музыкально­теоретическое  наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р.  Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.  Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов,Н. А. Римский­Корсаков, П. И.  Чайковский.  Музыковедческие труды пишутся в  самых различных жанрах. Одни из  них, направленные на  совершенствование музыкальной  науки, адресуются к самим же  музыковедам — таковы  диссертации, статьи и книги,  исследующие сложные и достаточно  специальные проблемы. Другие —  обращаются к музыкантам, третьи  — к самому широкому читателю, в  частности к детской и молодежной  аудитории. Данный словарь  представляет собой один из жанров  популярной музыковедческой  литературы. Задаче начального  вхождения в музыку служат и  многие другие книги. Представление о них дает список рекомендованной  литературы в конце этой книги.Ансамбль Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересностиАнсамбль (от  фр. ensemble — вместе, множеств о) — означает совместное  исполнение музыкального  произведения несколькими  участниками или музыкальное  произведение для небольшого  состава исполнителей;  излюбленный с давних времен тип  музицирования. В соответствии с  количеством исполнителей (от  двух до десяти), ансамбль  называется дуэтом, трио  (терцетом), квартетом, квинтетом,  секстетом, септетом, октетом,  нонетом или дециметом — по  латинским названием цифр. Как  самостоятельные произведенияансамбли принадлежат к области  камерной музыки, но входят также  и в состав опер, ораторий, кантат.  ВИА (вокально ­ инструментальные ансамбли) были распространены в  России в семидесятых годах.  История подсказывает нам один из  возможных путей образования  ансамбля: к поэтическому напеву  рожка пастуха присоединяется  другой инструментальный «голос»,  он робко ищет себе путь и находит  его, оплетая мелодию первого  исполнителя выразительным  орнаментом звуковых кружев, не  мешающих слушать этот напев, но  оттеняющих его красоту, как бы  подчеркивающих изобретательные  находки.  Несколько певцов задорно выводят русскую народную хороводную  песню. Они поют ее вместе. У  одного просто не вышло бы такое  многообразие эмоциональных  оттенков, многоцветье вокальных  узоров, создаваемых различными  сочетаниями голосов. Это тожеансамбль. Им не назовешь  соревнование певцов, где каждый  из претендентов на победу  стремится показать прежде всего  собственное мастерство. В  ансамбле, напротив, каждый  старается соразмерять свою  художественную  индивидуальность, свой  исполнительский стиль,  технические приемы с  индивидуальностью, стилем,  приемами исполнения партнеров,  что обеспечивает слаженность и  стройность исполнения того или  иного музыкального произведения  в целом. То же самое можно  сказать и об искусстве  танцевальных ансамблей.  Составы инструментальных  ансамблей немногочисленны.  Каждую партию в них исполняет  один музыкант (камерные  ансамбли: дуэт, трио, квартет,  квинтет и др.). Наиболее  распространенные по составу:  фортепьянный дуэт, струнный  квартет, квинтет духовыхинструментов, дуэт скрипки с  фортепьяно, трио (скрипка,  виолончель, фортепьяно) и другие  — можно часто слышать на  отечественной и зарубежной  концертной эстраде.  В XVI—XVIII вв.. существовали  различные формы  полифонического ансамбля. В  эпоху венской классики  образовались характерные  ансамблевые жанры, сохранившие  свое значение до настоящего  времени (дуэт скрипки с  фортепьяно, струнный квартет и т.  д.).  Мы живем в эпоху расцветаансамблевого музицирования,  породившую самые различные  ансамбли: ударных инструментов,  старинной музыки («Мадригал») и  др. Большой известностью  пользуются и «Виртуозы Москвы».  Участников в ансамбле обычно  немного, поэтому во время  совместного музицирования  слышна игра каждого из них, что  предъявляет особые требования к  мастерству исполнителя: он  должен обладать особой  чуткостью, отзывчивостью,  творческой интуицией,  подсказывающей определенный  настрой в сложной и увлекательной ансамблевой игре с партнерами.  Умение соразмерять свои  возможности и возможности  другого и называется  ансамблевостью исполнения.  Высокие образцы ансамбля  показали трио Л. Н. Оборин, Д. Ф.  Ойстрах, С. Н. Кнушевицкий или  дуэт С. Т. Рихтер и Ойстрах.  Подлинными виртуозами слывут  скрипач В. Т. Спиваков и альтистЮ. А. Башмет, интерпретирующие  дуэты В. А. Моцарта. Игра их  захватывает своим темпераментом, неожиданным звучанием и в то же  время необычайной степенью  взаимного понимания, без которого невозможен истинный ансамбль.  В каждом ВИА есть свой лидер  (возможно и не один). Это и  высокопрофессиональный  музыкант, сочиняющий и  аранжирующий для ансамбля, и  художественный руководитель,  заботящийся об общем «классе»  ансамбля, о его стиле, о создании и  постоянном обновлении  репертуара; это и менеджер,  способный сочетать разумную  гастрольную нагрузку ансамбля с  репетиционным периодом,  необходимым для творческого  роста музыкантов; наконец, это  зачастую и режиссер, умеющий из  множества разрозненных  музыкальных произведений  выстроить единую программу с  соблюдением специфических  законов эстрадного зрелища.