В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. При дизартрии характерными особенностями являются: синдром артикуляционных расстройств и синдром нарушения речевого дыхания и голоса. Наряду с речевыми нарушениями выделяют неречевые. В виде расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и мелкой моторики пальцев рук- это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдрома.
В школе слабослышащих детей помимо нарушенного слуха некоторые дети имеют нарушения интеллекта, психики и некоторые формы дизартрии как в стертой форме, так и на основе ДЦП.статья предназначена для логопедов, дефектологов для определения дизартрии у ребенка
ДИЗАРТРИЯ.doc
В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы
ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым первым проявлением дизартрии
является:
слабость крика или его отсутствие у младенца;
а)
б) нарушение сосания, глотания;
в)
отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных
рефлексов (сосательный, поисковый ладонноротоголовной);
г)
крик тихий, с носовым оттенком, иногда в виде отдельных
всхлипываний;
д) при сосании груди молоко вытекает из носа, захлебываются,
синеют;
е)
нарушение дыхания сочетается с асимметрией лица, подтеканием
молока из одного угла рта, отвисанием нижней губы.
По мере роста в диагностике дизартрии все большее значение приобретают
речевые нарушения:
стойкие дефекты произношения;
а)
б) недостаточность артикуляционных движений;
в)
неправильное положение языка во рту и его насильственные
движения;
нарушение голосообразования и речевого дыхания;
задержка речевого развития.
г)
д)
Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают
функциональные пробы.
Проба 1 — открыть рот, высунуть язычок вперед и удерживать его неподвижно
по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых
направлениях предметом. Проба свидетельствует о дизартрии, если в момент
движений глаз отмечает некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2 ребенок по просьбе выполняет артикуляционное движение языком,
положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных
движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое
движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на
звукопроизношения и общего развития.
состояние речевой моторики,
Обследование двигательных функций необходимо производить при различных
нагрузках и повторениях. При многократных движениях могут быть выявленные
стертые формы пареза. При этом может появиться слюноотделение, что
свидетельствует о наличие дизартрии. Устанавливается, есть ли насильственные
движения мимической мускулатуры. Проверяют у
ребенка умения держать рот закрытым, закрывать глаза оба и по одному
поочередно, нахмуривать брови.
Отмечаются особенности строения аппарата и дефекты анатомического
строения, артикуляционной моторики:
1.
2.
1.
Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы.
Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.
Язык: наличие массивной и короткой подъязычной уздечки, язык
большой, узкий.
3.
Мягкое небо: короткое мягкое небо, раздвоенный маленький язычок, отсутствие его.
неба.
4.
5.
6.
7.
Твердое небо: узкое,
куполообразное,
расщепление твердого
Движения губ: смычка, оскал, вытягивание губ вперед.
Движение нижней челюсти: открывание и закрывание рта.
Движение языка: впередназад, вверхвниз, вправовлево, распластывание
языка, высовывание жалом.
8.
Состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при
или отсутствие
энергичном произношении
звуков,
утечки воздуха через
наличие
(появление
рвотных движений при легком прикосновении шпателем к
мягкому небу).
нос при произнесении гласных
глоточного
отсутствие
звука
«а»,
наличие
рефлекса
или
Паретическое состояние голосовых связок и мягкого неба отражается на
дыхании и голосообразовании. Дыхание поверхностное, неровное, вдох и выдох
короткие. После этого обследуют произношение звуков и фонематический слух.
Обращается внимание на уровень владения слоговой структурой слова. У детей
школьного возраста выявляют навыки звукового анализа. Предлагаются виды заданий:
1.
2.
3.
4.
Выделение ударного гласного из начала слова.
Узнавание слов имеющих исследуемый звук.
Подбор слов, начинающихся с исследуемого звука.
Отбор картинок, названия которых начинаются с исследуемого
звука.
В наборе картинок включены картинки, названия которых начинаются с
определенного звука и со звуков, часто смешиваемых с данным исследуемым.
Определение порядка следования звуков в слове и места каждого из них. У детей,
обучавшихся грамоте обследуют навыки письма и чтения. Учащимся дают буквенный,
словарный диктант, написать слова по картинкам, составить и записать отдельные
предложения, описать содержание картинки. Также проявляется умение читать
отдельные буквы, слова различного слогового состава, специально подобранные
тексты и осмыслять прочитанное. Уровень развития лексикограмматической стороны
речи обследуется с помощью приемов, разработанных для детей с общим
недоразвитием речи.
Итак, при дизартрии характерными особенностями являются: синдром
артикуляционных расстройств и синдром нарушения речевого дыхания и голоса.
Наряду с речевыми нарушениями выделяют неречевые. В виде расстройства
сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями
общей моторики и мелкой моторики пальцев рук это проявления бульбарного и
псевдобульбарного синдрома.
В школе слабослышащих детей помимо нарушенного слуха некоторые дети
имеют нарушения интеллекта, психики и некоторые формы дизартрии как в
стертой форме, так и на основе ДЦП.
У некоторых из таких детей речевой аппарат бездеятелен. Для них
необходимы упражнения: массаж всего тела, верхних и нижних конечностей, лица:
легкое похлопывание ладонью по щекам, легкое пощипывание пальцами по краю
нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточнонебной мышце.
Постоянный массаж лицевой мускулатуры и артикуляционная гимнастика, которая необходима после массажа, дает свои результаты. Дети начинают сначала с трудом,
потом по подражанию выполнять упражнения по движению языка, звук стона (мм),
звук кашля (кк..), начинают проявлять интерес и терпение, усидчивость и
активность. С самого начала может понадобиться массажировать язык рукой
педагога: слегка вытягивать его изо рта и через марлю (бинт) производились
растирающие, слегка надавливающие движения по спинке языка от центра к краям
и круговые движения по всей верхней поверхности, выполнять покалывающий
массаж. При помощи покалывающего массажа тупым предметом мышцы языка
приводятся в тонус. Целью работы в данном направлении являлось создание или
выставление функциональной взаимосвязи между дыханием , артикуляцией и
голосообразованием:
дифференциация носового и ротового дыхания;
получение длительного и сильного ротового выдоха;
активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки;
вызывание громкого звонкого сильного голоса без носового оттенка;
развитие слухового контроля.
Основными задачами коррекционной работы с детьми дизартриками, у которых
нарушен слух являются:
1.
моторики,
речи.
Обучение звукопроизношению,
развитие артикуляционной
речевого дыхания и постановка и закрепление звуков в
т.е.
2.
Развитие
фонематического
формирование
самоконтроля.
навыков
звукового
и
слухового
анализа
и
восприятия,
навыков
3.
Преодоление расстройств ритма,
мелодики и интонационной
стороны речи.
Коррекция и развитие связной речи.
4.
Установив диагноз, педагог начинает работу по отработке моторной сферы,
вызыванию голоса, одновременно работая над дыханием. Важно определить тонус
мышечного аппарата, чтобы выбрать какие упражнения необходимо применить
сначала. Сначала использовать массаж, если тонус повышен расслабляющий и, если
понижен, то использовать активное нажимание, потирание и растягивание кожи лица,
шеи, головы.
Для вызывания голоса у всех малышей с разной формой дизартрии начинают с
массажа мягкого неба поглаживание, разминание движениями пальцев по средней
линии твердого и мягкого неба от верхних резцов до небной занавески для получения
рвотного рефлекса. Дети по подражанию выполняют позевывание, глотание воды,
слюны, покашливание, имитацию жевания, полоскание горла, произнесение (а, э) на
твердой атаке. Эта активная гимнастика вырабатывает способность одномоментного
подъема мягкого неба, стимулируется глоточная и гортанная мускулатура. Для
укрепления местных и глоточных мышц использовала опускание головы вниз,
запрокидывание назад, повороты вправовлево, выполняли ритмичные движения
пальцами по передней части шеи в вертикальном и горизонтальном направлении. Для
вызывания голоса используются игры с предметами:
1.
2.
3.
«Как укачать куклу» [ Ааа...]
«Как гудит паровоз» [Ууу... ]
Как плачет ребеночек» [Уауа... ] 4.
1.
5.
6.
«Как гудит самолет» [Ввв...]
«Как лает собака» [ Авав... ]
«Как мычит корова» [Муму...]
«Как плачет козленочек» [Меме... ] и другие игры на
звукоподражение животным, птицам и звучащим предметам. Для развития голоса и
его силы используются упражнения на тихое, громкое и шепотное произнесение
звуков, звукосочетаний. Проводятся игры: «Мама спит» говорим тихо. «Поезд
подъезжает» громкий звук [Уу...]. «Заблудились в лесу» громкое [Ау...].
«Большая корова мычит и теленок» громкотихо [Му...] и т.д. Контролировали
силу голоса через игры на компьютере, через звукоусиливающую стационарную и
индивидуальную аппаратуру.
Очень длительный процесс по выработке точных артикуляционных движений,
которые отрабатываются также через игровые приемы. Использовались
артикуляционные упражнения на выработку умений держать язык, губы, рот в
нужной форме:
открывание и закрывание рта и удерживание рта открытым под
счет;
оскал зубов,
вытягивание губ хоботком,
трубочкой различного
диаметра;
вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает
верхнюю губу;
прикусывание нижней губы верхними зубами;
вытягивание губ растягивание в улыбку при раскрытых
челюстях;
вытягивание губ внутрь рта с прижиманием их к зубам.
После легких и простых движений для отработки моторики артикуляционного
аппарата применяю комплексы динамических и статистических упражнений:
I
стат.
«Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Чашечка»,
«Иголочка», «Горка», «Трубочка», «Гармошечка».
II динам.
«Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Маляр»,
«Катушка», «Змейка», «Вкусное варенье».
Кроме артикуляционной моторики отрабатываем общую моторику и мелкую
моторику пальцев рук, т.к. центры мелкой моторики находятся рядом с речевыми
центрами. Используем следующие приемы работы по развитию мелкой моторики:
«Игра на пианино», «Застегни пуговицы у куклы на платье». Одевание и раздевание
куклы, лепка из пластилина фигур, штриховка, обводка по трафарету форм
игрушек, форм животных, птиц, овощей, фруктов и т.д., шнуровка ботинок,
вырезывание форм различной конфигурации из бумаги и т.д. Эти приемы работы
детям дошкольного и младшего школьного возраста очень доступны и
увлекательны. Они с удовольствием выполняют задания. Чтобы получить хорошие
результаты с олигофренами дизартриками требуется много времени. Трудно идет
процесс постановки и автоматизации звуков в речи. Необходимо начинать работу
по постановке гласных, а затем более простых по способу образования: [б,п], [ф, в,
с, з], [ц,ч], [ш,щ], [н, р]. У детей с дизартрией невозможно добиться чистого
произношения звуков в самостоятельной речи. Необходимо учитывать структуру
дефекта и подходить к работе, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Статья "Дизартрия"
Статья "Дизартрия"
Статья "Дизартрия"
Статья "Дизартрия"
Статья "Дизартрия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.