Викулова О.А., психолог МБОУ СШ
№30
г. Дзержинск Нижегородской
области.
Информация для родителей.
Для чего психолог в школе?
вести себя
А действительно, зачем? Ведь некоторые школы
обходятся и без психолога. Наша школа поняла, что он ей
необходим. Попробуем разобраться.
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Создать
мир легче, чем понять его», а мне хотелось бы добавить: «…
труднее всего понять в этом мире самого себя…» Почему
так? Да потому что, придя в этот мир, Ребёнок ощущает себя
в неразрывном единстве с миром, и пока он видит и ощущает
мир хорошим, он ощущает таким и самого себя. Но
столкнувшись с первыми трудностями, Ребёнок начинает по-
другому воспринимать этот мир, а в нём и по-другому
воспринимать себя. А мир многогранен: он не всегда хорош и
не всегда справедлив, а порой и жесток. Меняя своё
представление о мире, Ребёнок меняет своё отношение к
миру и отношение к себе самому, это выражается в том, что
он начинает
соответственно своему
представлению мире и о себе. Итог чаще всего такой - даже
самый маленький ребёнок ведёт себя соответственно
формуле: «Если я плохой, значит, я должен себя плохо
вести». Но на самом деле Ребёнок не стал плохим, просто он
где-то услышал о себе что-то негативное и сразу сделал
вывод не в свою пользу. Вот тут бы и подсказать Ребёнку,
что и как нужно исправить, но получается это не всегда,
ведь у детей есть такая особенность – не озвучивать свои
истинные чувства, потому даже самые внимательные
родители не всегда понимают, что же на самом деле
чувствует ребёнок. А Ребёнок - максималист, у него всё в
бело-чёрном цвете, а чаще в чёрно-белом, где белая краска
олицетворяет пустоту, а чёрная, как ни странно, – цвет.
Поэтому вывод о себе самом он делает раз и навсегда.
Взрослея, Ребёнок начинает приспосабливать своё
поведение, отношение к людям, даже свои психические
процессы (неосознанно, конечно) к самооценке. Что-то
заостряет, что-то маскирует, а что-то спускает на тормоза.
Так формируется защитное поведение, которое становится
стереотипом. Оно, как заколдованный круг, сводит на нет
все старания взрослых что-либо изменить. И чем старше агрессия,
обидчивость,
становится Ребёнок, тем больше накапливается обид,
разочарований, боли, а иногда и невыраженной тоски по
тому, что так глубоко спрятано там, в глубине Души.
Последствия такого искажённого представления о себе
сказываются и на поведении, и на учёбе, и в отношениях с
людьми:
тревожность,
неуверенность, невнимательность, плохое запоминание,
низкая мотивация, потеря интереса к деятельности… И всё
это – следствия. А причина - неправильное представление
ребёнка о себе. Самое страшное, когда ребёнок считает себя
плохим (плохим учеником, плохим сыном, плохим внуком,
плохим другом – но это ещё полбеды: всего лишь нарушение
ролевых отношений; а вот если – плохим человеком?)
Люди верующие, люди-романтики и психологи
уверены в том, что плохих детей не бывает… Бывает
неправильная самооценка, которую взрослые не сумели
вовремя понять и помочь Ребёнку изменить искажённое
оценивание мира и себя…
Задумывались ли вы, что такое самооценка, о которой
так легко иногда рассуждают люди, далёкие от психологии?
А ведь это не что иное, как знак между тем, какой я есть, и
тем, каким я себе кажусь. И если этот знак не знак
равенства, то и вся система под названием ЧЕЛОВЕК
находится в состоянии неравновесия, которое в любой
момент готово дать сбой.
Но состояние неравновесия испытывают не только дети,
но и взрослые. Поэтому родители не всегда могут помочь
своему ребёнку выровнять свою самооценку, а иногда и
просто не знают, как это сделать. Ведь всех нас когда-то
учили чему-то, но не учили быть родителями.
Психолог тоже этому не учит. Он просто напоминает
Ребёнку о том, что он хороший, такой же, как и все
остальные и в то же время совершенно уникальный, как,
впрочем, и все остальные.
Но сказать это Ребёнку один раз иногда бывает мало,
нужно, чтобы это подтвердил кто-то ещё. Те, кто всегда
рядом: родители и учителя. А им психолог расскажет, как это
сделать (точнее попытается сделать всё, чтобы родители
поняли сами, что и как нужно менять в отношении к
ребёнку).
Вот этим психолог и занимается, да и ещё много чем,
чтобы ученик почувствовал уникальность своего Я и
научился соотносить его с уникальностью Я окружающего
мира и окружающих его людей. А ради этого психолог проводит диагностику, развивающие и коррекционные
занятия, тренинги, классные часы, консультации.
Обратиться к психологу за консультацией может любой
ученик, учитель и родитель. Обращение к психологу
бесплатно. А вот результат не замедлит сказаться, если
обратившийся поймёт, что психолог его надёжный союзник в
решении различного рода проблем и вопросов.
Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.