Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Оценка 5

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"

Оценка 5
Памятки
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.11.2017
Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Публикация является частью публикации:
Что такое коллектив.docx
Выступление на педсовете МБОУ СОШ №30 г. Дзержинска педагога­психолога Викуловой О.А. Тема: Что такое коллектив? Личность и коллектив. Понятие о коллективе появилось ещё в прошлом веке, и до сих пор проблема   формирования   коллектива   актуальна,   т.к.   именно   коллектив остается   той   единственной   наиболее   приемлемой,   оптимальной   и высокоорганизованной формой человеческого сообщества. Все мы хорошо знаем, что такое коллектив: ­ это группа высокого развития, где межличностные отношения опосредованы общественно   ценностным   и   личностно   значимым   содержанием   совместной деятельности. Признаки коллектива:         общие цели и задачи совместная   деятельность,  направленная       на   выполнение   конкретных задач наличие   общих   идеалов,   традиций,   которые   находят   выражение   в атрибутах коллектива наличие   организационного   ядра,   осуществляющего   руководство   в демократическом стиле сплоченность   всех   членов   группы   и   связь   микро­групп   внутри коллектива, толерантность по отношению к другим группам наличие высоконравственных общечеловеческих ценностей  личностное общение за пределами места существования коллектива   личностное развитие каждого члена группы, возможность выразить свою индивидуальность отсутствие т. н. "эффекта группы"    Чтобы понять все преимущества коллектива, рассмотрим другие виды малых групп. Социальная   психология   выделяет   ещё   4   вида   организации   малых   групп, помимо коллектива: Диффузная группа ­ группа, где каждый её член сам по себе или в микро­ группе,   которые   никак   не   связаны   между   собой,   нет   организационной структуры.   Лидерство спонтанно и хаотично, но лидер играет главную роль в объединении группы для осуществления совместной деятельности   всех её членов. Для существования группы важна   общая цель, которая, совпадая с личной целью отдельных её членов, и объединяет их в группу на короткое время.   Достигнув   цели,   группа   распадается.   Часто   становится   возможным наличие   организационного ядра за пределами группы, которое навязывает членам группы идеалы и ценностные ориентации, не свойственные как группе в целом, так и отдельным её членам. Ассоциация  – группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность,   организация   и   управление,   а   ценностные   ориентации проявляются в условиях группового общения. Управление группой, также как и в диффузной группе, осуществляется не внутри неё, а извне.  Общественная   направленность   опосредующих   факторов   определяет просоциальный или асоциальный характер группы. Здесь также есть общая цель, но совместная деятельность не отражает стремление всех членов группы работать над выполнением групповой задачи.   Индивидуальные цели и стремления отдельного члена группы или микро­ группы     имеют   первостепенное   значение,   поэтому   общая   деятельность возможна   только   в   случае   совпадения   индивидуальной   цели   с   конкретной групповой задачей. В группе возможны общие ритуалы и традиции, которые чаще всего носят формальный характер. Корпорация  –   организованная   группа,   характеризующаяся   замкнутостью, максимальной централизацией  и авторитарным стилем руководства. Общая цель   и   совместная   деятельность   группы   строится   на   основе   узких индивидуалистических   интересов   ядра   группы,   которые   выдаются   за общегрупповые,   поэтому   группа   часто   противопоставляет   себя   другим группам. Четкая иерархия не предполагает наличия внутригрупповых микро­групп. Здесь   важную   роль   играют   групповые   атрибуты   и   традиции,   которые выражают идеалы и ценностные ориентации группы. Кооперация  –   группа,   характеризующаяся   объединением   усилий   её участников для выполнения конкретных задач, ведущих к достижению  цели, имеющей   общественное   содержание.   Для   группы   характерно   четкое распределение функций, ролей и обязанностей между всеми её членами. Как правило   в   группе   есть   сильное   руководящее   ядро,   которое   осуществляет руководство   любым   стилем   и  методом,  дающим   возможность   осуществить групповую   задачу,   при   этом   не   учитываются   индивидуальные   особенности членов группы, и личностные интересы  подчинены общим интересам группы. Поэтому   такая   группа   не   может   существовать   вне   конкретного   места   и времени   выполнения   общегрупповой   задачи.   Справившись   с   ней,   группа распадается на отдельные микро­группы, объединенные общими интересами, не   совпадающими   с   общегрупповой   целью.   Здесь   также   возможны характерные для данной группы атрибуты и строгое требование соблюдения ритуалов,   характеризующих   общественную   направленность   группы. Выработать традиции, как правило, не удается, поскольку   её члены не имеют совместного досуга. Как видно из характеристики различных видов малых групп, все они, включая коллективы, имеют следующие общие черты:  общие цели и задачи  совместная деятельность, направленная     на выполнение конкретных задач  наличие   общих   идеалов,   традиций,   которые   находят   выражение   в атрибутах   наличие   организационного   ядра   или   лидеров,     направляющих деятельность группы. Поэтому главное отличие коллектива от других форм малых групп состоит в том, что только коллектив предполагает личностное становление и развитие каждого   члена   группы,   что   и   делает   коллектив   в   действительности высокоорганизованным   человеческим   сообществом,   чего   нельзя   сказать   об остальных видах малых групп. Вспомним,   что   такое  личность.   Это   индивид,   который   обладает сознанием и самосознанием и строит свою деятельность на основе осознания и реальности, а не руководствуется инстинктами. В   социальной   психологии   есть   понятие  «эффект   группы»:  чем   больше индивидов объединено общей целью, тем ярче выражено  подчинение каждого индивида групповому чувству, основанному на инстинктах. Иными словами, собравшись   вместе,   индивиды   перестают   руководствоваться   в   своих поступках   правилами   человеческого   поведения   и   морали   и   поддаются влиянию инстинктивного поведения  (как это происходит у животных). «Эффект   группы»   проявляется   во   всех   других   видах   групп,   кроме коллектива: в   диффузной   группе   –   в   виде   животных   инстинктов,   «инерционного» поведения,  в ассоциации – в индивидуализме, доходящем до эгоцентризма, в корпорации – в различных формах фанатизма, в  кооперации – в проявлении конформизма и т.н. «конформизма наизнанку», рождающего крайние формы негативизма. И только в коллективе групповой эффект отсутствует, потому что только коллективу присущи такие черты, как толерантность, личностное общение, осознанная   деятельность,   возможность   раскрыть   и     проявить   собственную индивидуальность,   наличие   высоконравственных   общечеловеческих ценностных ориентиров. Именно это и делает каждого члена личностью, а группу – коллективом.

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"

Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017