Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
12.11.2017
Статья содержит аргументы и рассуждения по поводу актуальности создания и развития деятельности детских общественных объединений в условиях среднеобразовательного учреждения, в системе дополнительного образования детей. В ней представлено описание 3-х категорий современного юношества, имеющих условно отличительные особенности и, следовательно, соответствующий подход в работе с ними педагогов. Детское общественное объединение представлено, как необходимый общественный институт, где ребёнок в пубертатный период имеет возможность раскрыться, получить бесценный социальный опыт, развить свои таланты и способности, научиться ставить перед собой цели и достигать их, более уверенно и спокойно двигаться в сторону своего профессионального самоопределения.Статья в журнал для педагогов дополнительного образования
ДОО - общественный институт.docx
«ДОО – необходимый общественный институт
для развития современного детства».
В стране, где более 2ух десятилетий (с 1980 2000 гг..) уничтожались идеологические
ориентиры, направленные в сторону формирования и сохранения общечеловеческих
ценностей таких, как справедливость, ответственность, совесть, любовь, верность,
дружба и др. в системе общего образования и молодёжной политики назрела острая
необходимость создать нечто новое, что восполнит пробел и поможет детям и
юношеству в этом вакууме социального пространства найти свою нишу для
самореализации, для личностного развития и допрофессионального самоопределения…
В результате бесконечных споров и обсуждений трагичных последствий
беспокойных 90х, где молодое поколение было практически упущено, были созданы ФЗ
№ 82 «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и ФЗ № 98 «О государственной
поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года,
определяющие деятельность детских общественных объединений, как составной части
социального движения, представляющую собой совместные действия детей и взрослых,
объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных
ориентаций и самореализации. В дальнейшем многими исследователями ДОО признается,
как детское движение ("Детское движение" — словарьсправочник. — МоскваМинск,
1998)
Позабыв уже былую пионерскую организацию, никто не принял в серьёз это
новшество, ибо коллективное сознание взрослых уже не было мотивировано на
формирование новых идеологических установок в государственном формате.
Материальные ценности и борьба за выживание практически вытеснила из сознания
педагогической общественности их основное предназначение – научить детей
становится Людьми с развитым комплексным мировоззрением, ориентированным на
нравственное воспитание и поведение в обществе. Именно поэтому, в течении ещё 10 лет
создание и деятельность детских общественных объединений по регионам страны
осуществлялась медленно и только в некоторых местах осознанно и продуктивно.. Но в
2005 г. эта работа усилилась, находилась в ведомстве органов власти Молодёжной
политики и стала постепенно набирать обороты и выдавать результат.
Результат деятельности детского объединения, как и в системе классного руководства
общеобразовательного учреждения, в системе взаимодействия творческого коллектива в
учреждении дополнительного образования детей, в наибольшей степени зависит от
личности педагога, от его широты знаний, от его ценностных ориентиров, талантов и
способностей, которые он готов презентовать и щедро передавать свой опыт
воспитанникам. От сюда следует, что условия для развития детей есть – это ДОО, но не
факт, что современный педагог готов работать в них не формально, а продуктивно,
ориентируясь на положительный результат, учитывая истинные цели создания ДОО и его
функционального предназначения.
Не готовность педагога работать на результат обусловлена тем, что уровень понимания
причинно – следственных связей в мотивации подростка к саморазвитию у каждого свои и
очень часто они не совпадают с мотивацией педагога, более того, могут быть кардинально
противоположными.. При этом для каждой категории подростков необходимо учитывать
свои особенные мотивационные факторы и они лежат в области психологии, и
особенностях социальной среды, о которых не каждый педагог вообще способен узнавать
и принимать эти знания.
А без учёта этих тонких граней психологической составляющей личности подростка –
деятельность внутри коллектива ДОО так же формальна и не всегда полезна. Возможно,
если бы подросток в это время был в кругу семьи или на занятиях в спортивной секции,
это для него было бы более полезно и продуктивно..
Итак, можно условно вычленить подростков в возрасте 1218 лет на 3 основные
категории.. имеют
более системное
выше описанные условия для
Первая ординарные, воспитывающиеся в системе правил и редко нарушающих их.
Такие дети, как правило, воспитываются в полных семьях, где роли родителей, бабушек,
дедушек делегированы. Каждый из них является авторитетом для подростка в той или
иной степени и под влиянием которых, ребёнок проецирует положительный их опыт в
своём миропонимании и предпочтении. Таким образом, если в семье есть диалог, есть
возможность озвучивать свою волю, свою позицию и слышать объективную оценку
близких людей, то в таких условиях ребёнок развивается гармонично, прорастая в
сторону профессиональных предпочтений своих родителей, он не нуждается в каком то
особенном вмешательстве сторонних организаций, а именно мнения учителя, педагога,
сверстников. Такие подростки всегда стараются выполнить поставленные для них
задачи, редко вступают в конфликт,
мышление и
последовательное развитие. Многие из них стечением обстоятельств попадают в органы
власти и представляют собой
целый пласт чиновничьего аппарата, готового
беспрекословно подчиняться, не осмеливаясь озвучивать свою позицию и не стремясь её
как то отстоять. Редко кто из них занимает лидирующую позицию в школе, в
университете, в перспективе на работе, т.к. им это не надо, у них итак всё стабильно и
благополучно. Это отличные исполнители.
По объективным причинам, по статистике, таких подростков из выше описанных семей
не более 25 %.
Современный темпоритм жизни задаёт такой формат, в котором всё меньше
возможностей обеспечить
гармоничного развития
современного юношества. Причиной тому является низкий уровень образования у
родителей, как следствие, низкий уровень культуры, что определяет набор потребностей
на уровне инстинктов (поесть, поспать, быть одетым). Важную роль играет тот факт, что
по социальному паспорту учащихся школы превалирующее большинство из неполных
семей, где происходит подмена понятий гендерной принадлежности мужчины и
женщины. Далее, в неполной семье, чаще всего, скромная экономическая составляющая,
что определяет низкий уровень социального статуса семьи. Все эти факторы не
созидают всестороннему развитию подростка и не способствует формированию его
устойчивой гражданской позиции, а наоборот постоянно привносит в сознание ребёнка
панику, безысходность, не понимание, как жить и к чему стремиться. Ибо
положительного примера у них в семье нет. Таким детям свойственно находиться в
состоянии постоянного поиска ответов на свои вопросы, той социальной среды, где ему
помогут встать на ноги, направят в сторону развития и успеха. И это вторая категория
подростков, которую мы привыкли называть «группа риска», а в настоящее время
«попавшие в трудную жизненную ситуацию». По статистике таких 6870 %. Для
этой категории детей ДОО – является той спасительной шлюпкой, куда можно сесть и
плыть до окончания школы с целью самопознания и самоопределения вместе с педагогом
и своими сверстниками, которые так же претерпевают подобные проблемы. И главной
составляющей деятельности этого ДОО должна быть активная социально – значимая
работа, где каждому ребёнку обеспечена та или иная значимая функция, которую он
выбирает для себя исключительно самостоятельно и имеет возможность эту функцию
передавать другому. Далее пробовать себя в разных ипостасях, чтобы научиться ставить
перед собой созидающие цели, достигать их и в перспективе стать более успешными и
социализированными, чем его родители. Личностные качества этих детей имеют
следующие психологические характеристики:
1) Повышенная тревожность;
2) Отсутствие веры во что бы то ни было, поэтому говорить им о нравственности, о
любви, о великой силе слова – бесполезно! Всё надо показывать на примерах и на
реальных делах и помогать им делать выводы;
3) Любая задача для них – это эксперимент, который они готовы осваивать только
в коллективе. В одиночку для большинства детей серьёзные, ответственные задания не по силам. Они всегда ориентируются на мнение социальной среды,
ожидают их положительной оценки. Если они не уверены, что получат эту оценку,
самостоятельно за дело никогда не возьмутся;
4) Повышенная потребность от окружающих во внимании, признании, похвале
обусловлена униженным социальным положением в семье и в школе – необходима
компенсация;
5) По своей сути дети из неполных семей – все потенциальные предатели… Их когда
то предал один из родителей, оставил на произвол судьбы.. ребёнок этого на
подсознании никогда не забудет. Но он и сам готов предавать, подставлять других,
думая, таким образом, возвыситься в собственных глазах. Поэтому к этой
категории детей стоит относиться осторожно, не раня их и не доверяя им
полностью, но все отношения выстраивать в пространстве позитива и активной
занятости;
6) Очень часто из этой категории детей формируются настоящие лидеры, с
формировавшейся эмоционально – волевой установкой, ориентированной на
успех, способные стать примером для подражания другим.
чувством справедливости, с высокой степенью
В современной школе наблюдается ещё одна категория подростков, которые
кардинально отличаются от двух предыдущих. Это особенные дети, в современном
образовательном пространстве их называют одарёнными. И на это есть несколько
причин.
Во первых, они с самого раннего детства были с повышенными претензиями к
обществу, с высокими требованиями к самому себе. Они внешне имеют особенности в
поведении, могут быть более медлительными, с глубоким вдумчивым взглядом. Многих
это очень раздражает, поэтому их не любят сверстники, в том числе учителя, так как
видят в них маленьких взрослых, которые, как сканером пронизывают окружающих и,
кажется, видят все их слабости и недостатки.
Во – вторых, к этой категории относятся дети с высоким порогом чувствительности, с
обострённым
нравственности и
духовности. Они всегда находятся в своём внутреннем мире, в котором ведут
постоянный диалог с Богом, даже если ещё не осознают, с кем этот диалог, со временем,
они его чувствуют и понимают, как единственного достойного себе собеседника.
В третьих, эти дети имеют комплекс талантов и способностей, которые даны им от
природы, по наследству, они легко реализуют их, получают высокие результаты, не
прикладывая особых усилий. Многие из них, попадая в социальную среду школы, сразу
же ставят для себя высокую планку и готовы усердно учиться на отлично. Далее,
записываются в 23 творческих объединения в системе дополнительного образования и в
каждом из них готовы совершенствовать свои навыки и способности, не жалея себя.
Повезло тем детям, у кого грамотные родители, которые стараются создать условия
ребёнку для полноценной самореализации. Одарённые нуждаются в полноценной
загрузке, в высокой степени ответственности, они способны испытывать огромное
удовольствие от процесса максимальной занятости. Это и отличает их от ординарных
детей. Хуже тому одарённому подростку, кто предоставлен самому себе, где семья не
способна воспитывать и развивать. В этом случае деятельность ДОО для него
единственная площадка, где есть возможность раскрыться, трудиться, привносить в
окружающую среду и совершенствовать свои навыки.
Особенностью ДОО должно быть разноплановость деятельности, где любое
направление: гражданско – патриотическое, социально – педагогическое, естественно –
научное, спортивное или художественно – эстетическое интегрирует в себе разные формы
практико – ориентированного обучения с возможностью активного взаимодействия не
только внутри коллектива, но и с учащимися младшего, среднего, старшего звена, с
молодёжью и старшими товарищами на других социальных площадках. Расширение
широкого
пространства для
формирование
деятельности
ДОО обеспечивает мировоззренческого взгляда на жизнь, способствует продуктивной социализации ребёнка,
имеющего возможность приобретать бесценный социальный опыт. В этих условиях
одарённым детям в наибольшей степени комфортно! Они не зажаты рамками узких
правил, системных установок. Они готовы творить и созидать! Но не всегда. Учитывая,
что эти дети так же имеют повышенный порог чувствительности и тревожности, им
постоянно необходима поддержка и высокая мотивация. Они должны видеть, куда и
зачем им идти и что делать. Если их надежда не оправдывается, они становятся не
активными, вновь уходят в себя и ищут ответы на свои вопросы у других источников…
Многие попадают под влияние деструктивных явлений и становятся их заложниками.
Например, вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, ранняя половая
распущенность – это те явления, которые разрушительно влияют на метаморфозу
генетической структуры и противостать этому без поддержки любящего взрослого
родителя или настоящих положительных друзей практически невозможно. Многие
талантливые подростки в пубертатный период саморазрушаются и оказываются в
социальной яме, а ведь могли бы быть полезными обществу, привносить свой потенциал и
быть по настоящему
счастливыми от осознания собственной значимости и
продуктивности.
Есть и другой риск: успехи одарённых детей становятся очевидными для
окружающих, что в толпе вызывает зависть и осуждение. И здесь перед ними стоит
серьёзная задача не сломаться, не уйти в свой внутренний мир, но мужественно
претерпевать насмешки невежественных сверстников и усердно доказывать самому себе
и окружающим, что он достоин похвалы и признания. И в этот период даже сложнее, чем
в период морального разложения, потому что быть предметом постоянных обсуждений у
безликой толпы стоит ребёнку внутреннего спокойствия. Он с трудом может не думать
об этом и продолжать заниматься любимым делом. Многие останавливаются, делают
тайм –аут, чтобы уйти с поля зрения жестоких сверстников. И этот период может
затянуться, а таланты и способности могут ослабить былую силу, что в перспективе
выводит такого ребёнка на уровень ординарности, с серьёзными психологическими
зажимами, не способного к преодолению трудностей, но впадающего в отчаяния и
депрессию. И только при благоприятном стечении обстоятельств одарённые дети, как
нежные цветы, готовы расти, набираться сил, расцветать разными красками и благоухать
во благо всего общества.
Итак, перед нами, педагогами дополнительного образования, кто сопричастен с
творчеством, внешкольной работой, кто свою деятельность готов преумножать,
совершенствовать, выходить на уровень деятельности в более свободном, широком
спектре ДОО, необходимо учитывать все выше описанные факторы и стараться
выстраивать процессы взаимодействия
их
индивидуальных особенностей. Результат не заставит себя долго ждать. Успешный опыт
работы с подростками в течении 15 лет в разных образовательных учреждениях страны
является тем фундаментом, на котором и сейчас я выстраиваю систему взаимоотношений
между подростками 1216 лет в новом общественном объединении в СОШ № 285
Красносельского района СПб «Юный менеджер». Уже в объединении есть 3 одарённых
подростка, с которыми идёт полноценная работа и уже есть позитивный результат.
«Блаженнее давать, чем принимать» записано в Новом Завете Свящённого Писания.. Я
думаю, что тот, кто это написал, не просто констатировал факт, но дал нам
рекомендацию, чтобы мы не сомневались и не жалели себя, но развивали своё духовное
зрение и работали на перспективу! Взращивая в наших воспитанниках те семена, что им
дарованы от природы, мы совершенствуем свои профессиональные компетентности и
обеспечиваем будущее полноценным человеческим ресурсом, мы выполняем свою
миссию и это самое главное!
наших воспитанников
с учётом
Автор статьи: Кичук Ксения Юрьевна, заведующая отделением дополнительного образования ГБОУ СОШ № 285
Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Конт. тел 89312276151
10.11.2017 г.
Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Статья "ДОО - необходимый общественный институт для развития современного детства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.