Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Оценка 5

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Оценка 5
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.11.2017
Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими.
доклад на семинаре.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 36» Республики Мордовия      Выступление на городском семинаре          «Духовно­нравственное  воспитание младших школьников» подготовила учитель начальных классов                                                                                           Напалкова Надежда Владимировна                                                             Саранск                                                                   2017 Духовно­нравственное  воспитание младших школьников «Духовная атмосфера в школе живёт  не на бумаге, а в характере большинства                                                                            учителей и оттуда уже переходит                                    в характер воспитанников» К.Ушинский               Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   учащихся   являются первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и представляют   собой   важный   компонент   социального   заказа   для образования.   Образованию   отводится   ключевая   роль   в   духовно­ нравственной консолидации российского общества. Методологической   основой   разработки   и   реализации   Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно­нравственного развития и воспитания. Во   все   времена   деятельность   школы   была   направлена   на   решение воспитательных   задач,   однако   только   в   Стандарте   второго   поколения определены   результаты   воспитания:   чувство   гражданской   идентичности, патриотизм, учебная   мотивация,   стремление   к   познанию,   умение   общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.   В   основе   Стандарта   лежит  Концепция   духовно­нравственного развития, воспитания личности гражданина России.  Считаю, что основой духовно­нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит   его   становление   и   развитие   ­   это   духовная   культура   семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут   родители   и   педагоги   ­   люди,   составляющие   ближайшее   социальное окружение   ребенка,   ­   оказывается   определяющим   в   формировании внутреннего мира ребенка. В   Стандарте   второго   поколения   определен   «портрет»   выпускника начальной школы:      мир;  любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный,   активно   и   заинтересованно   познающий владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к организации собственной деятельности;   готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои поступки перед семьей и обществом;   доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;   выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Духовно­нравственное   развитие   личности   по   ФГОС   обозначает «педагогически   организованный   процесс   последовательного   расширения   и укрепления ценностно­смысловой сферы личности школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных   отношений   с   опорой   на   сформированные   моральные   нормы   и нравственные   идеалы.   Рассмотрим   пути   реализации   духовно­нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС.  Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе   развивается   в   процессе   разнообразной   учебно­воспитательной деятельности:   на   уроках,   в   игре,   в   труде,   в   процессе   взаимоотношений   с окружающими. Урочная деятельность При   традиционном   подходе   к   процессу   школьного   обучения   перед учителем   всегда   ставилась   задача   реализовывать   в   ходе   урока   не   только образовательную   и   развивающую   цели,   но   и   достигать   воспитательного эффекта.   Этот   же   принцип   озвучен   и   в   концепции.   Он   предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.  Большой потенциал для осуществления духовно­нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:  изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;  ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;  просмотр   и   последующее   обсуждение   фрагментов художественных и документальных фильмов;     проведение сюжетно­ролевых или деловых игр; организация дискуссионной формы общения; создание проблемных ситуаций; решение практических задач. Каждый   предмет   имеет   свои   способы   и   особенности   реализации воспитательного аспекта. Так, например, в процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих   этим   новым   обстоятельствам   языковых   и   внеязыковых средств.   Курс   обучения   грамоте   не   ограничивается   формированием общеучебных   умений   чтения   и   письма,   он   ориентирован   и   на   успешную адаптацию   каждого   ребёнка   к   новым   условиям   жизнедеятельности,   на формирование   универсальных   учебных   действий,   необходимых   для дальнейшей успешной учебной деятельности. Уже   в   первом   классе   знакомлю   детей   с   пословицами,   поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают  правила  русского языка, расширяют свой словарный запас. Для   духовно­нравственного   воспитания   благоприятные   условия  Содержание создаются   и   на   уроках   литературного   чтения. курса «Литературное   чтение» соответствует   концептуальным   положениям Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего   образования.   На   специфическом   материале   учебников   по литературному   чтению   с   первого   по   четвертый   класс   обеспечивается достижение   общих   целей   начального   общего   образования,   заявленных   в стандарте.  В   процессе   чтения   рассказов,   стихотворений,   сказок   у   детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, ­ это тот, кто   проявляет   заботу   об   окружающих   людях,   друзьях,   близких,   родных, оказывая бескорыстную помощь. Приступая   к   изучению   модуля   «Основы   православной   культуры»   в четвёртом классе, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина,   Отечество,   мать,   матушка.   Затем   приступаю   к   их   смысловым значениям:   почему   мы   Россию   называем   Отечеством?   Потому   что   в   ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она   вскормила   нас   своим   хлебом,   вспоила   своим   водами,   научила   своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. На этих же уроках мы говорим об истоках русской культуры, о внутреннем   мире   человека,   о   причинах,   по   которым   человек   решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. Например, на материале курса «Окружающий мир» (автор Плешаков) учащиеся   исследуют   не   только   связи   между   объектами   живой   и   неживой природы, но и изучают особенности жизни человека в различных природных условиях,   ведём     разговор   о   формировании   его   взглядов   и   идей   в   разное историческое время. На   уроках   окружающего   мира   готовим   проекты   «Моя   родословная», «Малая моя Родина» и у ребят возникает вопрос: «Кто наши прабабушки и прадедушки?»   Мы   решили   исследовать   эту   проблему.     Ребята   готовили рефераты и презентации о своих бабушках и дедушках и рассказали о них на уроках.   Мини­проекты   «Секрет   моего   имени»,   «Семейный   герб», «Происхождение   моей   фамилии»,   «Моя   родословная»,   «Традиции   моей семьи»  вошли в долгосрочный  проект «Моя  семья – моё  богатство».  Так, готовясь к каждому проекту, детям предлагаю выполнить небольшое задание (индивидуально): 1. Составить рассказ об одной из традиций своей семьи. 2. Представить материал в классе в виде презентации, фоторепортажа, выставки. 3. Ответить на вопросы: Какие из традиций вы хотели бы сохранить в своей семье, когда станете взрослыми? Какую традицию хотели бы создать? Завершая работу над проектом «Моя семья – моё богатство», дети узнали много нового о своих близких, стали задумываться о том, как мы живем, как общаемся. Стали понимать – чтобы в семье было спокойствие и взаимопонимание нужно любить и уважать друг друга, прощать любые обиды, находить общие дела и увлечения. Внеурочная деятельность В нашей школе огромное внимание уделяется воспитательной работе. Для   нас   принципиально   важно,   что   школа   помимо   знаний   должна   ставить целью воспитание  гражданина, патриота.  Планирование формирования основных культурных ценностей  включает проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:       общешкольные или семейные праздники; коллективные творческие дела; интерактивные квесты; интеллектуальные викторины; конкурсы; диспуты Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события   при   активном   участии   школьников,   что   обеспечивает   расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре. Важность   воспитательной   работы   направленной   на   духовно­ нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если   школа   не   будет   справляться   с   возложенными   на   нее  в  этой   области задачами,   то   ребенок   окажется   под   влиянием   семьи   с   ее   ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства. И конечно же, роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими   другими   социальными   институтами,   так   как   именно   в   семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями. Именно в семье закладываются основы личности нравственного   человека,   происходит   его   самоутверждение,   раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.  И поэтому, я стараюсь привлекать родителей в  совместную работу по духовно­нравственному   воспитанию.   Проведение   праздников   «Счастливая семья».   «День   матери»,   «День   пожилого   человека»,   «8   Марта»,   «День защитника Отечества», круглых столов «Семейная гостиная» стали доброй традицией в моём классе.  Чтобы оценить достижения личностных результатов ребенка в процессе духовно­нравственного   развития,   я   провожу   диагностические исследования.   анкетирования   или Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио.   Это   позволяет   сделать   воспитательный   процесс   наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.  Заканчивая своё выступление, хочу сказать, что основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017