В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".Лекция для августовской педагогической конференции учителей ОБЖ и физкультуры
Духовнонравственное воспитание на уроках ОБЖ
Преподавательорганизатор ОБЖ высшей категории Дегтярёв А.И.
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но
всех их выше должно стоять образование нравственное. Белинский В. Г.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно
нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи
первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного
Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию
федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида
образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,
воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно
нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Стандарт
устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на
духовнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным
российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной
группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности
гражданина России. В основе организации учебновоспитательного процесса лежит
национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования,
высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и
развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни:
государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных
организаций. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является
компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения
важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности,
повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и
нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования,
науки и культуры. В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального
воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из
приоритетных задач общества и государства — воспитание духовнонравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Стандарт раскрывает
содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовнонравственное
развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс
последовательного расширения и укрепления ценностносмысловой сферы личности
обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей
семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых
моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовнонравственного развития и
воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических,
культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения. В Концепции
духовнонравственного воспитания российских школьников приведена система базовых
национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным
группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те областиобщественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку
противостоять разрушительным влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России, любовь к своему народу,
любовь к своей "малой Родине", служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта,
честь, честность, достоинство.
3. Гражданственность — правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших
и младших, продолжение рода.
5. Труд и творчество — творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость.
6. Наука — познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включает представления о вере, духовности,
религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
9. Природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.
10.Человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Духовнонравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения
и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже
идущего в семье процесса воспитания ребёнка, общеобразовательная школа должна
сотрудничать с семьёй при осуществлении процесса обучения и духовнонравственного
развития обучающихся, создавая: общее, открытое для социальной среды школьно
семейное пространство духовнонравственного обучения и воспитания; условия к тому,
чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьёй ребёнка.
Следующая ступень развития гражданина России это осознанное принятие обучающимся
традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни
его родного города, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно
выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную средуи социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом».
Более высокой степенью духовнонравственного развития гражданина России является
принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде
которых он родился и живёт.
Духовнонравственное просвещение учащихся, так же необходимо и даже целесообразно
проводить во внеурочное время. Это могут быть специально запланированные классные
часы, беседы, игры, викторины. В этих мероприятиях участвует как классный
Но многие нравственные
руководитель, так и преподавательорганизатор ОБЖ.
ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни школы,
обсуждаются и на уроках ОБЖ:
достоинство человека,
доброжелательность,
сострадание к ближнему,
отзывчивость,
готовность прийти на помощь,
способность к сопереживанию,
понимание сущности сознательной дисциплины,
ответственности и исполнительности при соблюдении правил в школе, природе,
дома и в общественных местах,
умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
На уроках ОБЖ постоянно происходит духовнонравственное воспитание:
патриотизм любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству;
социальная солидарность справедливость, равноправие, милосердие, честь,
достоинство;
гражданственность долг перед Отечеством, гражданское общество;
семья любовь и верность, забота и помощь.
Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной
присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и
работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей эти
качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.
Патриотическое воспитание
это воспитание важнейших духовнонравственных
ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и
государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы
россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за
принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов,
готовность к достойному служению обществу и государству. Через патриотическое
воспитание на уроках ОБЖ, формируется не только гражданин, а гражданинпатриот всамом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить
ей верой и правдой.
Военнопатриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен
любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять
уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на
защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее до последнего дыхания. Основной
целью военнопатриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование
системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного
демократического государства, формирование у учеников нашей школы, высокого пат
риотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей.
При организации работы по военнопатриотическому воспитанию я ставлю перед
собой и решаю следующие задачи:
формирование духовнонравственных качеств школьников;
создание условий для формирования социально активной позиции гражданина и
патриота;
подготовка учащихся к выполнению гражданского долга службе в армии;
развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма, как важнейших
духовнонравственных и социальных ценностей.
В нашей школе система военнопатриотического воспитания включает:
усвоение курса ОБЖ;
знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
общефизическую подготовку;
занятие военноприкладными видами спорта;
основой военнотехнической и специальной подготовки.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только
государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ на воспитание
человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота
своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно
политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества,
повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического
воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Вывод: новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим
компонентом общенационального пространства духовнонравственного развития личности
гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской,духовной, культурной жизни школьника. Учитывая светский характер образования в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий
присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о
религиозных ценностях.