Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
ОБЗР +1
Взрослым
11.08.2017
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".Лекция для августовской педагогической конференции учителей ОБЖ и физкультуры
Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ.docx
Духовнонравственное воспитание на уроках ОБЖ
Преподавательорганизатор ОБЖ высшей категории Дегтярёв А.И.
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но
всех их выше должно стоять образование нравственное. Белинский В. Г.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно
нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи
первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного
Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию
федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида
образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,
воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно
нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Стандарт
устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на
духовнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным
российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной
группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности
гражданина России. В основе организации учебновоспитательного процесса лежит
национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования,
высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и
развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни:
государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных
организаций. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является
компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения
важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности,
повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и
нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования,
науки и культуры. В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального
воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из
приоритетных задач общества и государства — воспитание духовнонравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Стандарт раскрывает
содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовнонравственное
развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс
последовательного расширения и укрепления ценностносмысловой сферы личности
обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей
семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых
моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовнонравственного развития и
воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических,
культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения. В Концепции
духовнонравственного воспитания российских школьников приведена система базовых
национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным
группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку
противостоять разрушительным влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России, любовь к своему народу,
любовь к своей "малой Родине", служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта,
честь, честность, достоинство.
3. Гражданственность — правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших
и младших, продолжение рода.
5. Труд и творчество — творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость.
6. Наука — познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включает представления о вере, духовности,
религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
9. Природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.
10.Человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Духовнонравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения
и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже
идущего в семье процесса воспитания ребёнка, общеобразовательная школа должна
сотрудничать с семьёй при осуществлении процесса обучения и духовнонравственного
развития обучающихся, создавая: общее, открытое для социальной среды школьно
семейное пространство духовнонравственного обучения и воспитания; условия к тому,
чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьёй ребёнка.
Следующая ступень развития гражданина России это осознанное принятие обучающимся
традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни
его родного города, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно
выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом».
Более высокой степенью духовнонравственного развития гражданина России является
принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде
которых он родился и живёт.
Духовнонравственное просвещение учащихся, так же необходимо и даже целесообразно
проводить во внеурочное время. Это могут быть специально запланированные классные
часы, беседы, игры, викторины. В этих мероприятиях участвует как классный
Но многие нравственные
руководитель, так и преподавательорганизатор ОБЖ.
ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни школы,
обсуждаются и на уроках ОБЖ:
достоинство человека,
доброжелательность,
сострадание к ближнему,
отзывчивость,
готовность прийти на помощь,
способность к сопереживанию,
понимание сущности сознательной дисциплины,
ответственности и исполнительности при соблюдении правил в школе, природе,
дома и в общественных местах,
умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
На уроках ОБЖ постоянно происходит духовнонравственное воспитание:
патриотизм любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству;
социальная солидарность справедливость, равноправие, милосердие, честь,
достоинство;
гражданственность долг перед Отечеством, гражданское общество;
семья любовь и верность, забота и помощь.
Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной
присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и
работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей эти
качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.
Патриотическое воспитание
это воспитание важнейших духовнонравственных
ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и
государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы
россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за
принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов,
готовность к достойному служению обществу и государству. Через патриотическое
воспитание на уроках ОБЖ, формируется не только гражданин, а гражданинпатриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить
ей верой и правдой.
Военнопатриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен
любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять
уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на
защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее до последнего дыхания. Основной
целью военнопатриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование
системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного
демократического государства, формирование у учеников нашей школы, высокого пат
риотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей.
При организации работы по военнопатриотическому воспитанию я ставлю перед
собой и решаю следующие задачи:
формирование духовнонравственных качеств школьников;
создание условий для формирования социально активной позиции гражданина и
патриота;
подготовка учащихся к выполнению гражданского долга службе в армии;
развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма, как важнейших
духовнонравственных и социальных ценностей.
В нашей школе система военнопатриотического воспитания включает:
усвоение курса ОБЖ;
знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
общефизическую подготовку;
занятие военноприкладными видами спорта;
основой военнотехнической и специальной подготовки.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только
государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ на воспитание
человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота
своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно
политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества,
повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического
воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Вывод: новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим
компонентом общенационального пространства духовнонравственного развития личности
гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Учитывая светский характер образования в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий
присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о
религиозных ценностях.
Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.