Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Оценка 4.9

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
ОБЗР +1
Взрослым
11.08.2017
Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".Лекция для августовской педагогической конференции учителей ОБЖ и физкультуры
Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ.docx
Духовно­нравственное воспитание на уроках ОБЖ Преподаватель­организатор ОБЖ высшей категории Дегтярёв А.И. Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Белинский В. Г.  В   проекте   Федерального   государственного   стандарта   общего   образования   духовно­ нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования   обеспечивают   реализацию федерального   государственного   образовательного   стандарта   с   учетом   типа   и   вида образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и   запросов   обучающихся, воспитанников   и   включают   в   себя   учебный   план,   рабочие   программы   учебных   курсов, предметов,   дисциплин   (модулей)   и   другие   материалы,   обеспечивающие   духовно­ нравственное   развитие,   воспитание   и   качество   подготовки   обучающихся".   Стандарт устанавливает,   что   программа   воспитания   и   социализации   должна   быть   направлена   на духовно­нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы,   общечеловеческим   ценностям   в   контексте   формирования   у   них   идентичности гражданина   России.   В   основе   организации   учебно­воспитательного   процесса   лежит национальный   воспитательный   идеал,   понимаемый   как   высшая   цель   образования, высоконравственное   (идеальное)   представление   о   человеке,   на   воспитание,   обучение   и развитие   которого   направлены   усилия   основных   субъектов   национальной   жизни: государства,   семьи,   школы,   политических   партий,   религиозных   и   общественных организаций. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом   и,   одновременно,   универсальной   педагогической   технологией   решения важнейшей   национальной   задачи   преумножения   российского   народа   в   численности, повышения   качества   его   жизни,   труда   и   творчества,   укрепления   духовности   и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития  образования, науки и культуры. В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного   идеала   формулируется   цель   современного   образования,   одна   из приоритетных   задач   общества   и   государства   —   воспитание   духовно­нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Стандарт раскрывает содержание   приведенного   в   Законе   "Об   образовании"   понятия   "духовно­нравственное развитие   обучающегося".   Оно   понимается   как   педагогически   организованный   процесс последовательного   расширения   и   укрепления   ценностно­смысловой   сферы   личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовно­нравственного развития и воспитания   являются   определенные   ценности,   хранимые   в   религиозных,   этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения. В Концепции духовно­нравственного   воспитания   российских   школьников   приведена   система   базовых национальных   ценностей.   Критерием   их   систематизации,   разделения   по   определенным группам   были   выбраны   источники   нравственности   и   человечности,   т.е.   те   области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются: 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей "малой Родине", служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2.  Социальная   солидарность  —   свобода   личная   и   национальная;   доверие   к   людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство. 3.  Гражданственность  —   правовое   государство,   гражданское   общество,   долг   перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания. 4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода. 5.  Труд и творчество  — творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость. 6. Наука — познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание. 7.  Традиционные   российские   религии  включает   представления   о   вере,   духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. 8.  Искусство   и   литература  включает   ценности:   красота,   гармония,   духовный   мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. 9. Природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля. 10.Человечество  —   мир   во   всем   мире,   многообразие   культур   и   народов,   прогресс человечества, международное сотрудничество. Духовно­нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и   развития   связи,   преемственности,   непрерывности   и   органичной   корректировки   уже идущего   в   семье   процесса   воспитания   ребёнка,   общеобразовательная   школа   должна сотрудничать с семьёй при осуществлении процесса обучения  и духовно­нравственного развития   обучающихся,   создавая:   общее,   открытое   для   социальной   среды   школьно­ семейное пространство духовно­нравственного обучения и воспитания; условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьёй ребёнка. Следующая ступень развития гражданина России ­ это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно­исторической, социальной и духовной жизни его   родного   города,   области,   края.   Здесь   наполняются   конкретным,   чувственно­ выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Более   высокой   степенью   духовно­нравственного   развития   гражданина   России   является принятие   культуры   и   духовных   традиций   России,   русского   народа   и   народов,   в   среде которых он родился и живёт. Духовно­нравственное просвещение учащихся, так же необходимо и даже целесообразно проводить во внеурочное время. Это могут быть специально запланированные классные часы,   беседы,   игры,   викторины.   В   этих   мероприятиях   участвует   как   классный  Но   многие   нравственные руководитель,   так   и   преподаватель­организатор   ОБЖ. ориентиры,   которые   должны   присутствовать   в   повседневной   жизни   школы, обсуждаются и на уроках ОБЖ:           достоинство человека,  доброжелательность,  сострадание к ближнему,  отзывчивость,  готовность прийти на помощь,  способность к сопереживанию,  понимание сущности сознательной дисциплины,  ответственности   и   исполнительности   при   соблюдении   правил   в   школе,   природе, дома и в общественных местах,  умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. На уроках ОБЖ постоянно происходит духовно­нравственное воспитание:     патриотизм ­ любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству; социальная   солидарность   ­   справедливость,   равноправие,   милосердие,   честь, достоинство; гражданственность ­ долг перед Отечеством, гражданское общество; семья ­ любовь и верность, забота и помощь. Любовь   к   Родине   и   Вооруженным   Силам,   верность   конституционному   долгу,   военной присяге,   добросовестность   и   самоотверженность,   гуманизм   и   оптимизм,   трудолюбие   и работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей ­ эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества. Патриотическое   воспитание  ­   это   воспитание   важнейших   духовно­нравственных ценностей,   отражающих   специфику   формирования   и   развития   нашего   общества   и государства,   национального   самосознания,   образа   жизни,   миропонимания   и   судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность   к   достойному   служению   обществу   и   государству.   Через   патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, формируется не только гражданин, а гражданин­патриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой. Военно­патриотическое воспитание  заключается в том, что каждый гражданин должен любить   свою   Родину,   свой   родной   край,   соблюдать   законы   своей   страны.   Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее до последнего дыхания. Основной целью военно­патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического  государства,  формирование у учеников нашей  школы, высокого пат­ риотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. При организации  работы по военно­патриотическому воспитанию  я ставлю перед собой и решаю следующие задачи:  формирование духовно­нравственных качеств школьников;    создание   условий   для   формирования   социально   активной   позиции   гражданина   и патриота; подготовка учащихся к выполнению гражданского долга ­ службе в армии; развитие   у   учащихся   школы   гражданственности,   патриотизма,   как   важнейших духовно­нравственных и социальных ценностей. В нашей школе система военно­патриотического воспитания включает:      усвоение курса ОБЖ; знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России; общефизическую подготовку; занятие военно­прикладными видами спорта; основой военно­технической и специальной подготовки. В   Национальной   доктрине   образования   в   Российской   Федерации   определена   не   только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей   Родины,   уважающего   права   и   свободы   личности,   традиции   и   культуру   других народов,   проявляющего   национальную   и   религиозную   терпимость.   Изменения   военно­ политической обстановки  в мире  требуют укрепления экономической  мощи  Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Вывод:  новая   российская   школа   должны   стать   важнейшим,   структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно­нравственного развития личности гражданина   России,   средоточием   не   только   интеллектуальной,   но   также   гражданской, духовной,   культурной   жизни   школьника.   Учитывая   светский   характер   образования   в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются   школьниками   в   виде   системных   культурологических   представлений   о религиозных ценностях.

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ

Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2017