Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)
Оценка 5

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
биология +2
5 кл—11 кл
26.03.2017
Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)
В статье описан опыт работы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся в условиях реализации ФГОС. Так как часы не предусмотрены базисным планом школы на такой учебный предмет как экология, то занимаюсь вопросами экологии во неурочной деятельности через организацию такой формы деятельности как разновозрастной экологический отряд.Статья по экологическому воспитанию
Межина Статья.doc
Межина Ирина Васильевна, учитель биологии, МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского муниципального района Экологическое воспитание обучающихся основной и средней школы средствами внеурочной деятельности «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей   деятельности   требованиям   рационального   природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»                                                                           А.А.Плешаков Введение Актуальность В   настоящее   время   экологическая   проблема   взаимодействия   человека   и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение   приобретает   экологическое   воспитание   как   составная   часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание обучающихся сегодня   является   одной   из   важнейших   задач   общества,   а   значит,   и образования.[1] В любой период истории развития общества образование отвечало на его   социальный   заказ.   В   наше   современное   время   перед   школьным образованием стоит задача по воспитанию экологически грамотной личности. [4]  Не случайно, 2017 год  был обозначен Указом Президента России как год экологии. Считаю, что именно от нас ­ учителей биологии в большой мере зависит       научим   ли   мы     детей   относиться   к   природной   среде   бережно, понимать, что наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас.  Возникает проблема: по запросам общества необходимо воспитывать экологическую   культуру     школьников,   а   в   настоящее   время   во   многих общеобразовательных   учреждениях   не   предусмотрено   ведение   такого предмета как экология, как это было несколько лет назад. Предполагается, что   экологическое   воспитание   обучающихся   должно   формироваться интегрировано на изучаемых предметах. Но не всегда так получается в силу различных причин. Поэтому и возникают вопросы: как и когда качественно заниматься   экологическим   воспитанием   школьников?  Как   исправить ситуацию?   Какие   резервы   есть   в   моем   методическом   арсенале?   Как организовать   процесс   воспитания,   чтобы   у   каждого   ребенка   была сформирована экологическая культура? Хорошо известно, что ничто так  не привлекает к деятельности, как что­ то   личностно   значимое,  интересное.  Эта   истина   стала   отправной   точкой   в моих поисках путей решения данной проблемы. 1 Выход вижу в организации деятельности обучающихся во внеурочное время, учитывая то, что при введении ФГОС особое внимание уделяется внеурочной занятости   детей,   в   том   числе   работе   по   экологическому   воспитанию школьников. Новизна:  основным   средством,  позволяющим   заниматься   воспитанием экологически   грамотной   личности,     является     организация   деятельности разновозрастного   экологического   отряда.  Для   формирования   устойчивого интереса   к   экологии   мною   создаются   специальные   условия,   такие   как ситуация успеха и открытие нового,  возможность выбора вида деятельности, взаимопомощь,   сотрудничество   в   группе.   Организация   деятельности школьников строится с учетом их индивидуальных особенностей на основе добровольного участия в различных делах и конкурсах. Цель  экологического воспитания:  формирование системы научных знаний, взглядов   и   убеждений,   обеспечивающих   становление   ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры. Задачи экологического воспитания школьников:                                1.воспитание экологически целесообразного поведения как показателя  духовного развития личности; 2.формирование экологического мышления и экологической культуры  обучающихся;                                                                                                        3.формирование здорового образа жизни обучающихся;                                      5.формирование гражданской ответственности обучающихся;                             6. вовлечение учащихся в проектную и научно­исследовательскую  деятельность экологической направленности;                                                         7. активизация практической деятельности школьников, направленную на  решение экологических проблем местного социума.  Результатом  экологического воспитания станет модель выпускника МБОУ "Черлакская     обладающего экологической культурой.   средняя   общеобразовательная   школа", Обзор литературы Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших  учеников   достойных   граждан   России,   полезных   для   государства   и   семьи. Человек будущего ­ это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической 2 культуры ­ есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире,  для чего ученик должен  овладеть системой нравственных норм по отношению к миру, в том числе и к природе.  Критерием   сформированности  ответственного   отношения   к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на всех уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.[2] Чтобы   экологическое   воспитание     стало   предметным,   необходимо способствовать   формированию     у   школьников   экологического   сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Одним   из   основных   условий   воспитания   экологической   культуры является активное вовлечение школьников в посильные для них практические дела   по   охране   местных   природных   ресурсов.   Таких   дел   много:   это внутреннее   и   внешнее   озеленение   школы,   уход   за   цветниками,   работа   на пришкольном участке,  субботники по благоустройству поселения, социально­ экологические проекты по ликвидации «грязных» зон  на территории села  и т. д. Основная часть На   практике   убедилась   в   том,   что   времени   на   уроке,   отведенного   на формирование экологической культуры школьников, не достаточно. Поэтому экологическим   воспитанием   в   основном   занимаюсь   во   время   внеурочной деятельности. В 2000 году в школе  был  создан экологический  отряд  на базе  класса, классным руководителем которого я являлась. С тех пор ежегодно в развитии классного   коллектива   приоритетным   направлением   было   экологическое, реализуемое   участниками   отряда.   По   результатам   опроса   школьников   из других  классов   стало   понятно,  что   экологическая   деятельность   интересна, привлекает   и   других   ребят.   Так   было   принято   решение   о   создании разновозрастного отряда, участниками которого могут быть обучающиеся 5­ 11 классов.  3 Экологический   отряд   имеет   свою   символику:   эмблему   (цветок,   на котором     разместилась   божья   коровка,   красный   цвет   –символ   опасности), девиз, свою песню.  Время меняется,  меняются поколения учеников,  дважды менялся в зависимости от названия и девиз отряда. Эмблема и песня остаются прежними. В   основу деятельности кружка     положена   программа «Экология и дети».  На   основе     индивидуального   подхода   к   обучающимся     реализуется принцип  учета творческих способностей школьников, создаются условия  для развития способностей каждого ребенка, его самореализации, саморазвития. При подготовке коллективно – творческого дела ученик по  желанию с учетом своих     способностей   выбирает     себе   роль,   работу   и   добросовестно   её выполняет.   Такой   подход   в   организации     работы   позволяет   руководителю вовлечь  в деятельность  всех  участников отряда,   как  в индивидуальную, так   и   в   групповую,   согласно   их   возрасту,   интеллекту,   коммуникативным способностям. План   работы   отряда   обсуждается,   составляется   совместно   с обучающимися и родителями. Реализация плана осуществляется через советы дела, творческие  группы сменного состава для  того, чтобы каждый  ученик получил    возможность     участвовать  в  любом   деле, «пробовать  себя»     и самореализовываться. Отличительной  особенностью  организации   деятельности   отряда   является планирование, составленное на основе диагностики интересов и потребностей обучающихся, их родителей, представителей  поселковой  общественности  и предполагает   вовлечение   в   экологическую,   здоровеьсберегательную деятельность не только участников отряда, но и всех учеников школы.  Принципы организации деятельности: индивидуально – личностный подход к каждому учащемуся; коллективизм, креактивность. Основными   направлениями   деятельности   отряда   являются: общение   с   природой,   здоровье,   театрализованные   игры   и   спектакли, исследовательская  и проектная деятельность, профориентационная работа. Отобранные мною формы работы (акции, агитбригады, часы здоровья, тематические дни: День солнца, День воды, экскурсии и т.д.) способствуют совершенствованию знаний и практических умений школьников.   Большое   внимание   уделяю   исследовательской   и   проектной деятельности   обучающихся.   Исследовательские   работы   охватывают различные аспекты экологии, медицины, опытнической деятельности на земле и имеют практическую значимость: «Влияние синтетических моющих средств на   живые   организмы»,   «Влияние   спорта   и   подвижного   образа   жизни   на физическое   и   умственное   развитие   обучающихся   5   и   6   классов   МБОУ 4 «Черлакская СОШ» «Обработка семян однопроцентным раствором соды как агротехнический прием, влияющий на урожайность гороха»,   и другие. Для организации   исследований     школьников   создала  банк   данных   учебно­ исследовательских   работ.   При   желании   ученики   могут   изучить интересующую их тему, найти точки роста и продолжить исследование. Этот банк постоянно обновляется.  Метод   проектов   позволяет   мне     организовать   самостоятельную деятельность школьников как индивидуально, так и в паре, группе, которую они     выполняют   в   отведенное   время   (от   нескольких   дней   до   нескольких месяцев).  Тематика   проектов   определяется   нами     исходя   из   практической значимости   вопроса,   его   актуальности,   возможности   его   решения.   Так школьниками были созданы проекты: «Пусть чище станет село», «Школьный дворик», «Сельское хозяйство без химии», «Птицы родного края» и другие.  (Исследовательские работы и проекты учеников можно посмотреть на   сайтах   учителя:  http://imezhina.blogspot.ru,  http://www.wiki.omskedu.ru, http://multiurok.ru/mezhina/files    ,     http://учительский.сайт/) Накоплен   положительный   опыт   работы   в   результате   совместной деятельности   со   специалистом   по   делам   молодежи   поселения.   Так волонтерский отряд Черлакского поселения состоит из учеников школьного экологического   отряда,  который  занимается   пропагандой  здорового   образа жизни.   На   счету   волонтеров   участие   и   победы   в   муниципальных   КВНах, проведение   различных   акций   антиникотиновой   и   антинаркотической направленности   («Предупрежден­значит   вооружен»,   «Курить   ­здоровью вредить» и др.)  В  арсенале   работы   и   такие   интересные   формы   как     Областной   слет талантливой   молодежи,    номинация  «Союз   экологов» (участник   и  призер), областные   экологические   форумы   (приняли   участие   в   трех   форумах), дистанционные   Всероссийские   и   Международные   проекты,   такие   как «Эколого­биологическая викторина»,  «Мосты дружбы», «ЭКОбум» (призеры проектов). В   течение   нескольких   лет   сотрудничаем   с   экоорганизацией   «Зеленые школы России».  Участие   в   интеллектуальных   и   творческих   конкурсах   разных   уровней позволяет   ребятам   оценить   свои   способности,   быть   успешными,   испытать чувство   гордости   за   свою   школу,   свою   малую   родину,   свою   страну. (смотреть диаграммы в приложении)   c  обучающимися   позволяет   вести профориентационную работу, направленную  на привитие любви к природе, земле, здоровьесбережению. Старшеклассники  отряда активно занимаются в межмуниципальном Агроклассе.  Экологическая   деятельность 5 Из 14 выпускников 2014 года выпуска, участников экоотряда,  9 человек (65%)   выбрали   профессию,   где   профилирующим   предметом   является биология и экология.              Результативность деятельности отряда: ­ формируется новое  отношение к природе, видение  глобальных, локальных проблем;  ­ воспитывается экологически  грамотная  личность; ­   формируется     и   укрепляется   потребность   в   ведении   здорового     образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью;  ­развиваются творческие, интеллектуальные способности учащихся;  ­ оказывается помощь учащимся в выборе будущей  профессии.             По результатам мониторинга уровней сформированности мотивации обучающихся МБОУ «Черлакская  СОШ» на вхождение во  внеурочную по экологии   деятельность   в   2012­2016   все   участники   отряда   находятся   на высоком и среднем уровнях. Заключение Природа   не   может   защищать   себя   от   варварского,   корыстного, равнодушно   –   пассивного   отношения   к   ней,   от   враждебных   ее   действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно ­ воспитательного   процесса   школы.   Полноценный   эффект   будет   достигнут тогда, когда экологическое  сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.[3] Миссия нас, педагогов,­ донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно   он   устроен   и   что   от   нашего   поведения   зависит,   сумеем   ли   мы сохранить   богатство   мира,   для   будущих   поколений   людей   и   всех   живых существ на планете.  Только   по­настоящему   экологическое   образованное   общество   будет способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума. Литература: 6 1.Абдуллаев   З.   Экологическое   отношение   и   экологическое   сознание. Философские науки, №2, 1991. 2.Захлебный   А.   Н.,   Суравегина   И.   Т.   Экологическое   образование школьников во внеклассной работе. ­ М.: Просвещение, 1984. 3.Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. ­ М.: Просвещение, 1990. 4.Чернухин   О.А.   Экологическое   воспитание   школьников   в   условиях реализации   образовательных   стандартов   второго   поколения.   Учебно   ­ методическое пособие. – Новосибирск: Немо­Пресс, 2012. Приложение Количество   участников   олимпиад,   НПК,   интеллектуально­творческих конкурсов по биологии и экологии Количество призовых мест, занятых обучающимися  в олимпиадах, НПК, интеллектуально­творческих конкурсах по биологии и экологии 7

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)

Статья "Экологическое воспитание средствами внеурочной деятельности (учителям биологии. классным руководителям 5-11 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017