Электронная музыка обязана своему появлению на свет именно экспериментам со звуком. Эксперименты со звуком, а вернее со звуковыми колебаниями, были по своей сути более близки к науке, чем к музыке. Но именно эта экспериментально-научная работа была началом.
Электронная музыка обязана своему появлению на свет именно экспериментам со звуком. Эксперименты со звуком, а вернее со звуковыми колебаниями, были по своей сути более близки к науке, чем к музыке. Но именно эта экспериментально-научная работа была началом.
Эксперименты
со звуком
Статьи о музыке » Всё о
звуке » Работа со звуком
Электронная музыка обязана
своему появлению на свет именно
экспериментам со звуком.
Эксперименты со звуком, а вернее
со звуковыми колебаниями, были
по своей сути более близки к
науке, чем к музыке. Но именно
эта экспериментальнонаучная
работа была началом.
Система координат начинается с
нуля. Десятичный отсчет
начинается с единицы. Две точкизрения, которые противоречиво
спорят между собой когда же
начинается следующий век, 2000
или 2001? Не будем выяснять
истину. Я лишь хочу поделиться с
вами некоторыми рассуждениями
на тему современной электронной
музыки, музыки конца XX века, и
музыки нынешнего века.
Сталкиваясь с людьми, которые в
той или иной степени связаны с
современными электрическими
машинами (синтезаторами,
музыкальными компьютерами и
иже с ними , музыкальным шоу
бизнесом,
производством/продюсированием
современных урбанистических
ритмов, порой печально
осознаешь, что люди, которые
профессионально занимаются
различными формами
электронной музыки, к
сожалению, не знают не только
азов, но и даже современных
монстров. Огромный многоликий
пласт электронной музыки и по
сей день занимает андеграундныепозиции и рядом с поп/рок сценой
выглядит неприметно, застенчиво,
и для большинства образ его
расплывчатый и туманный. На
протяжении многих лет (кстати,
еще задолго до появления и рок и
поп музыки) человечество
волновали ЗВУК в его
первозданном естестве и
МЕТОДЫ звукоизвлечения.
Звукоизвлечение всегда
преследовало две цели: способ
проявления собственного
мироощущения и эксперимент.
Электронная музыка обязана
своему появлению на свет обоим
этим составляющим.
Эксперименты со звуком, а вернее
со звуковыми колебаниями, были
по своей сути более близки к
науке, чем к музыке. Но именно
эта экспериментальнонаучная
работа была началом. Если
посмотреть на развитие
технологического прогресса, то
невольно понимаешь, что за
какихто 30 лет планета Земля
будто стала вращаться внесколько десятков раз быстрее.
Технические революции и общие
достижения в технологиях еще
никогда не развивались такими
стремительными темпами, какими
они стали в конце этого века. Мир
электронной музыки, как и
музыки в целом, постоянно
находится в движении.
Трансформации его
видоизменений напрямую связаны
с техническим прогрессом.
Не будем вдаваться в
подробности и детальное
описание исторических событий, а
просто давайте вспомним
хронологию развития этих
событий. И, по всей видимости,
историю электронной музыки
можно воспринимать как некую
само собой разумеющуюся
параллель развития
соответственных
электромузыкальных
инструментов, приборов и
приспособлений. Исходя из этого,
можно смело утверждать, что
электронной музыке в 2000 годуисполняется 130 лет! А
прародителем сегодняшних
электрических ритмов можно
назвать немецкого физика,
математика Hermann Ludwig
Ferdinand von Helmholtz (1821
1894). В 1860 году он
опубликовал работу
"SENSATIONS OF TONE:
Psychological Basis for Theory of
Music" практические выводы и
анализ собственных изысканий в
области электромагнитных
вибраций металла и стекла.
Сконструированный им
электрически управляемый
прибор получил название
"Helmholtz Resonator". Продолжая
тему развития и становления
электроакустических
экспериментов человечества еще
немного истории, вернее,
некоторые поступательные
движения во времени и
упоминание о самых значительных
изобретениях в области
электричества и звука.
Итак, краткое перечислениенаиболее значимых изобретений
человечества за последние 130
лет, которые в той или иной мере
способствовали и влияли на
развитие электронной музыки на
нашей планете.
1870 первые электронные
инструменты, использующие
различную технику генерации
звука Telharmonium и Chorelcello
(+William Duddell и Elisha Grey,
США).
1876 электромагнитный прибор
с двумя октавами рояльной
клавиатуры и встроенным
громкоговорителем "Musical
Telegraph" американского ученого
Elisha Gray.
1897 первый полноценный
полифонический электронный
многооктавный инструмент
"Dynamophone/Telharmonium",
огромная конструкция,
использующая 145
модифицированных динамо
машин. В дальнейшемупрощенный вариант этих
разработок был использован в
известном органе Hammond.
(Thaddeus Cahill, США).
1888/1908
электронный/электроакустически
й инструмент Choralcello Electric
Organ, практически
модифицированный измененный
вариант проекта Telharmonium
(Melvin Severy и его брат George
B. Sinclair. США).
1899 невероятные эксперименты
с уличными газовыми фонарями,
послужившие созданию "Singing
Arc", прибор, управляющий
изменением напряжения
амплитудной и частотной
характеристиками звука (William
Du Bois Duddell, Франция).
1913/1922/1931 Intonorumori,
Rumorarmonio и Enharmonic
Piano. Создания итальянского
художника футуриста и
музыканта Luigi Russolo
(совместно с Marinetti и Piatti),чьи технические и музыкальные
творения продолжают влиять на
многих композиторов и сегодня.
Среди откровенных "плагиаторов"
его творчества можно назвать
Пьера Шафера (Pierre Schaefer),
Джона Кейджа (John Cage) и
Эдгара Варезе (Edgar Varese).
1915 первый
электромузыкальный инструмент
на вакуумных лампах Audion
Piano, работающий по принципу
гетеродинчастотной модуляции
(Lee De Forest, Франция).
1916 первый электронно
оптический инструмент
Optophonic Piano, использующий
технику закрашенных стеклянных
дисков, зеркал, линз и фильтров
(художник футурист, музыкант
Дмитрий БарановРощин,
Украина/Россия/Франция)
1917/1932 Rhythmicon, Terpistone,
ThereminCello, Theremin (еще
имел название Aetherophone).
Фантастические изобретениярусского ученого Льва
Сергеевича Термена, основанные
на принципе гетеродинчастотной
модуляции.
1921/1930 Electrophon,
Spheraphon, Partiturophon и
Kaleidophon (немецкий музыкант,
специализирующийся на
микротональнорй музыке Joerg
Mager).
1926 ламповый полифонический
электромузыкальный инструмент
Pianorad (модифицированный
Staccatone), который используется
и сегодня(!) (Clyde Finch,
Лаборатория Radio News, США).
1930 первая электронная ритм
машина, созданная с применением
разработок Льва Термена
Rhythmicon или
Polyrhythmophone.
1930 монофонический ламповый
электронный инструмент с
удлиненной клавиатурой, мог
"говорить" подобие слов "мама" и"папа". (Николай Ананьев,
Россия).
1931/1936 Radio Organ of a
Trillion Tones, использовал
технику вращения фото
электрических дисков и лучей
света. В дальнейшем этот принцип
получил название Polytone
(A.Lesti и F. Sammis, США).
1932 прибор, использовавший
метод оптического синтеза
Variophone, (Евгений Шолпо,
Россия)
1932 ламповый инструмент
Emiriton, созданный на основе
Терменвокса (А.Иванов и А.
РимскийКорсаков, Россия).
1935 легендарный орган
Hammond. Уменьшенная и
модифицированная конструкция
аппарата Telharmonium (Laurens
Hammond, США).
1939/1940 первые приборы
анализа и репроекции (ресинтеза)звука Speech Synthesisers, The
Vocoder и Voder (физик Homer
Dudley, Bell Laboratories США).
Далее были Миланская Студия
Электронной Музыки Лючано
Берио (Luciano Berio),
Московская Студия Электронной
Музыки Евгения Мурзина, его
именитый АНС; Роберт Муг
(Robert Moog) и могучие
Synclavier и Fairlight и так далее.
В конце 60ых
электромузыкальные
инструменты, пожалуй, впервые
становятся достоянием масс,
другими словами, разработки из
мира академической и
экспериментальной музыки из
авангардных выставочных залов и
научноисследовательских
лабораторий звука малыми
порциями начали просачиваться
на сцену массовой музыкальной
культуры. Среди первенцев, кто
впервые использовал
нетривиальные композиционные и
технологические подходыэлектроакустических
экспериментов в своем творчестве
были многочисленные
представители психоделических
направлений и (внимание!) даже
Beatles (White Album), Elton John
(Elton John 1970). Сложно сказать
почему именно "немузыкальная
музыкальность" нашла
применение в это время а не
раньше; почему именно во
времена "детей цветов" а не в
эпоху джазового рассвета 50ых:
Об этом мы можем лишь гадать
или же просто поговорить на эти
темы с еще живыми звездами тех
лет.
Если посмотреть на эту ситуацию
с другой стороны, то можно
сделать вывод, что
психоделические музыкальные
формы как раз и подразумевали
уход от стандартных традиций и
музыка многих проектов тоже
была экспериментальной. Армия
"электрического авангарда" стала
расти на всей планете.
Музыканты, начавшие применятьэлементы экспериментализма,
работали в различных областях
современной музыки. Это были
рок коллективы и коммерческие
вокальноинструментальные
ансамбли, неудачникиодиночки и
настоящие монстры как Филип
Гласс (Philip Glass), Терри Райли
(Terry Riley), Герберт Эмерт
(Herbert Eimert). Тем не менее,
как и академическая электроника,
так и новоявленные
революционеры в более
коммерческих слоях музыкальной
культуры не были и не стали
широко известными и
популярными.
Положение немного изменилось
после появления на свет
нескольких проектов
стопроцентно электронных
коллективов и отдельных
исполнителей, которые
посредством более доступных
музыкальных форм как бы
приблизили электронику к
массовому слушателю. Хотя, в
отличие от программной(популярной и легко усваиваемой
музыки) спонтанные,
абстрактные, глубокомысленные,
философствующие и
импровизационные формы
музыкального искусства никогда
не были, и, пожалуй, не станут
модными и очень популярными.
Некая элитарность и ярлык "не
для всех" был у этой музыки и ее
многочисленных проявлений
почти всегда.
Я сам хорошо помню свое первое
знакомство с этой "музыкой не
для всех". Далекий 1976 или 75
год (уже точно не помню). Первый
альбом "не такой" музыки у меня
был Timewind Клауса Шульце.
Конечно же, я и понятия не имел
что из себя представляет
синтезатор и как на нем можно
играть. Это казалось абсолютно
ирреальным и фантастическим. С
другой стороны, то, что я слышал
настолько отличалось от всего
остального, что я даже не могу
привести никаких сравнений.Волны минимализма, спонтанной,
авангардной,
электроакустической и
экспериментальной музыки не
смогли вырасти до размеров
цунами, не смогли сделать вторую
культурную революцию и
изменить вкусы потребителя
почти в противоположную
сторону. В популяризации
современной электронной музыки
большую роль сыграла Германия,
непосредственно появление так
называемой Берлинской
Электронной Школы, или как ее
называют в последнее время
Традиционной Секвенсорной
Музыки.
Нужно заметить, что 70ые были
плацдармом психоделических
настроений в общемузыкальной
культуре в целом. И появившиеся
электронные проекты тоже не
стали исключением. Иллюзорные,
футуристические миры в равной
степени проповедовали, как и арт
роковые коллективы, так и
электронные исполнители. Ипесни, и безвокальные
произведения воспринимались как
повествование, как рассказ, как
настроенческие картины полные
содержания, мысли и фантазии,
которые рисовали нам иные миры,
иные реальности и представления.
Глобальный планетарный
мистицизм и философствования
на темы личности и общества
звучали в рокоперах и объемных
электронных полотнах. Это было
время, когда мир и люди были
сложными, мыслящими
фантазерами и безнадежными
романтиками:
Электронная музыка постепенно
перестала быть диковинкой и все
больше и больше внедрялась в
существующие привычные
музыкальные формы.
Ответвления и образующиеся
производные от электроники
стали воплощаться в более
доступные для восприятия ритмы
и гармонии: появлялись электро
поп проекты (Kraftwerk, Telex,
Alphaville, Rockets и музыканты,которые стали эксплуатировать
электронное оборудование в
более простых и мягких формах
(в большинстве случаев) New
Age и Space Music.
При всем кажущемся расцвете
электронной (да и просто
"умной") музыки, казалось, что
все только начинается, что эти
первые ростки должны неизбежно
развиваться и вырасти в могучее
дерево. Увы. Чуда не произошло.
В середине 70ых музыкальная
сцена резко отклоняется в
сторону легкого красивого
"диско", что, по всей видимости,
повлияло и на многие серьезные
жанры. Возможно, происходили и
еще какието малообъяснимые
вещи, которые в скором времени
вызвали эффект некоего
упрощения и ослабления
занимаемых позиций многих
интересных "странствующих
рыцарей расширенного сознания".
Слушая и сравнивая работы
многочисленных рок
коллективов, проектов иотдельных исполнителей
электронщиков, невольно
приходишь к выводу, что 77/78
годы стали краеугольным камнем
в музыкальной истории 20 века.
Даже популярные и
суперизвестные составы как
Queen, Ten CC, UFO, Manfred
Man's Earth Band, Golden Earring,
Rush, во общем многие, преодолев
этот рубеж, пошли, как говорят,
немного в другую сторону.
Мнения британских и
американских музыковедов
поддерживают точку зрения о
глобальном изменении законов и
требований шоу бизнеса в этот
период, чем и объясняется это
фактурноинтеллектуальное
смещение песенномузицирующих
представителей во всех областях
"умных жанров". За редким
исключением, с этого момента,
пожалуй, и начинается заметное
облегчение смыслового и
музыкального наполнения
произведений. Тотальный спад
глубинного давления в