Рок-н-ролл – вот слово, которым сейчас принято называть все что угодно и ничего конкретно одновременно. Даже обычное дребезжание гитар уже зачастую называют этим словом., хотя в действительности изначально под этим подразумевалось нечто иное. В 50-х, когда он появился, словом рок-н-ролл называли некую смесь Ритма анд блюза и Хиллбили кантри – двух музыкальных стилей, существующих практически исключительно в Америке и имеющих богатую историю.
Первое – это подвид Блюза, который имеет давние традиции чернокожих исполнителей негритянских гетто США. Начиная с 50-х белые тоже начинают интересоваться этой музыкой, но чернокожим артистам вход на эстраду перекрыт так называемыми блюстителями нравственности, сующими свой нос везде где только можно. Эта музыка требует от исполнителя умения вести за собой оркестр, который как бы аккомпанирует ему.
Второе – это подвид музыки Кантри, которая существовала в Америке и имела богатые корни, уходящие еще во времена первых ее белых поселенцев.
Элвис Пресли: Жизнь и творчество
___________________________________
ИСТОРИЯ «МУТАЦИИ» РОКНРОЛЛА
Рокнролл – вот слово, которым сейчас принято называть все что
угодно и ничего конкретно одновременно. Даже обычное
дребезжание гитар уже зачастую называют этим словом., хотя в
действительности изначально под этим подразумевалось нечто
иное. В 50х, когда он появился, словом рокнролл называли
некую смесь Ритма анд блюза и Хиллбили кантри – двух
музыкальных стилей, существующих практически исключительно в
Америке и имеющих богатую историю.
Первое – это подвид Блюза, который имеет давние традиции
чернокожих исполнителей негритянских гетто США. Начиная с 50
х белые тоже начинают интересоваться этой музыкой, ночернокожим артистам вход на эстраду перекрыт так называемыми
блюстителями нравственности, сующими свой нос везде где только
можно. Эта музыка требует от исполнителя умения вести за собой
оркестр, который как бы аккомпанирует ему.
Второе – это подвид музыки Кантри, которая существовала в
Америке и имела богатые корни, уходящие еще во времена первых
ее белых поселенцев. Вся прелесть этой музыки заключается в том,
что она требует от певца, который поет кантри, сильные вокальные
данные и умение красиво играть голосом. При этом конечно же
ему активно подыгрывают соответствующие музыкальные
инструменты. Но они – лишь подыгрывают ему и само собой
подстраиваются под его голос. При этом если певец плохо
справлялся со своей задачей – он рисковал попасть под агрессию
публики, которая могла запросто закидать его помидорами или
вытолкать в шею.
Как видно – оба эти стиля предъявляют прежде всего к певцу
большие требования в части вокала и умения вести за собой
аккомпанирующих ему музыкантов. Эти же традиции переняло и
дитя этих двух также замечательных стилей – рокнролл,
3рождение которого обычно связывают с 53 годом. Рокнролл
имеет несколько подстилей, один из которых изобрел сам Пресли –
он называется Рокабилли, и по своему содержанию он немного
ближе к кантри, нежели к блюзу (даже само название Рокабилли
указывает на близость этому Кантриподстилю), в отличие от
музыки рокнролльщиков других направлений 50х.
Третья составляющая рокнролла – это его особенный
инструментарий, состоящий прежде всего из гитар, барабанных
установок, иногда даже рояля, контрабаса и других инструментов.
В дальнейшем, после появления Элвиса, рокнролльным
исполнителям стала характерна особо эксцентричная и даже
вызывающая манера поведения на сцене, телодвижений и даже сам
голос из буйного, что допустим также характерно для кантри,
превратился в неистовый и зачастую переходил просто в вопль.
Для Элвиса была характерна манера движений «Шатающегося
медведя», как потом окрестили ее поклонники, разнообразные
характерные только ему движения, включающие в себя прыжки,
пританцовывания и порой даже стояния на голове, всего и не
перечислешь, что он вытворял на сцене…
3Вслед за ним пришло множество его последователей и
подражателей, которые зачастую просто переходили все рамки
приличия крушили на своих концертах инструменты, устраивали
погромы и пьяные дебоши. Друг Элвиса Джерри Ли Льюис любил
посвирепствовать на сцене, при этом обязательно, когда играл на
пианино, допустим, неприменно ставил на него одну ногу, а сам
он, полусидяполустоя орал в толпу какойнибудь рокнролл. Еще
один амбициозный певец – Литтл Ричард – зачастую вопил (и вопит
по сей день, хотя это и выглядит забавно для пожилого дедули) на
своих записях так, будто, извините, у него ктото «хозяйство»
отгрызает, иначе не скажешь, чтобы вы поняли о чем идет речь.
Эти вопли можно сравнить разве что с криками дикой мартышки в
девственных лесах гденибудь в джунглях.
Подытоживая все вышесказанное, можно назвать основные черты,
характерные для рокнролла 50х, то есть в его изначальном
значении: это элементы Ритмэндблюза и Хиллбили Кантри в его
песнях, поскольку он является их гибридом; это особый
музыкальный инструментарий, характерный только для рокн
ролла; кроме того, певец ведет за собой музыкальное
3сопровождение, которое подхватывает его голос, а не наооборот;
наконец это эксцентричная манера пения и поведения на сцене.
В конце 50х – начале 60х первая волна рокнролла слегка
отступает: Элвис уходит в армию на 2 года, а после возвращения
он, после прекрасной записи, одной из лучших в его карьере Elvis is
back уходит с головой в кино, где Голливуд ориентирует его на
более ширпотребную музыку, ведь прибыль от проката фильмов
как известно дают массы – домохозяйки, дети, семьи, бабушки и
дедушки, для ушей которых классический рокнролл в то время в
особенности был слишком экстремален. Да и сам Пресли, похоже,
что решил взять timeout в музыкальном творчестве, о чем говорит
хотя бы отказ от концертной деятельности до 68 года. Что же
касается остальных рокнролльщиков – то они в 60х один за
другим сдают свои позиции, уступая место попкомандам и
исполнителям.
Вот тут и появляется так называемое «Британское вторжение».
Говоря о британской музыке вообще, следует иметь в виду, что в
Англии не было, в отличие от америки, исторических корней Блюза
3и Кантри. И единственное, что она могла им противопоставить –
это попмузыка.
Как же английская попмузыка смогла отвоевать себе место под
солнцем у американского рокнролла видно на примере Битлз. Их
музыка – это, по сути, тот же поп, только максимально
стилизованный под классический рокнролл. Этот эффект
достигается прежде всего теми же самыми музыкальными
инструментами, и даже более модернизированными. При этом
драйв голоса исполнителя заменяется драйвом ревущих гитар, а
певец лишь подпевает этому басовому гитарному оркестру,
выполняя роль как бы дополнительного эффекта, лишь
подкрашивающего немного гитарный оркестр, что характерно
скорее для классической оркестровой музыки, нежели для рокн
ролла 50х. Что касается манеры поведения на сцене – то у тех же
Битлов она также характерна скорее для исполнителей
классической музыки – неподвижная, консервативная.
Сама музыка «Британского рокнролла» 60х лишь частично
заимствовала чтото у американского рокнролла, как бы скорее
кося под него, нежели действительно его играя, при этом смешивая
3его с элементами попмузыки. Этуто смесь в дальнейшем и стали
ошибочно именовать рокнроллом, выдавая желаемое за
действительное. В действительности эту музыку можно именовать
как угодно, но это рокнролл лишь частично. По сути – это поп
музыка, максимально стилизованная под классический рокнролл.
Таким образом, у британской музыки 60х общего с рокнроллом
только одно – музыкальные инструменты, остальное просто
подгоняется под настоящий рокнролл – это касается элементов
Блюза и Кантри в музыке и более поздними буйствами на сцене
того же Мика Джаггера – это лишь закос под рокнролл, но это не
рокнролл (к сожалению, многие группы начиная с 60х начали
считать, что если они разбивают гитары и безобразно ведут себя на
сцене, а также играют на рокнролльных инструментах – значит
этого достаточно для того, чтобы сказать, что они играют рокн
ролл). Вообще же, в этой музыке тут и там просто просвечивается
ее «посовость». Неудивительно, что Битлз приняло так много
народу – ведь это, по сути, своей – просто «металлический поп»,
мне кажется это название более точным для нее. И суть этой
музыки в том, что она изначально прежде всего популярная –
3потому и нашла отклик в душе массовой публики, в отличие от
молодежи, которая ко второй половине 60х перешла на Роллингов
и других более «продвинутых» исполнителей, которые были ближе
к рокнроллу по тем же самым параметрам, которые мы привели в
этой статье. Но и их музыка – лишь частично рокнролл, пусть в
большей степени нежели у Битлов, но все же они слишком далеки
были от американской музыки и ее корней, но все же немного
ближе к нему и по эксцентричности поведения на сцене певца, и
более агрессивному пению того же Мика Джаггера. Просто
Роллинги это более качественный закос как бы.
Теперь перейдем к Битлам. Вспомните, идет песня допустим
Somethink. Вся музыка это музыка машингитар. Сами Битлы
лишь тихонько подвывают песне, чтобы не дай бог не испортить
эффект от звучания гитар, да и слабо им было, в отличие от
Элвиса, оркестр перекрыть пением даже вчетвером они обычно
хорошо начинают, но уже к середине песни елееле поют, будто
померли на середине. Вспомните теперь ту же песню Somethink в
исполнении Пресли казалось бы та же песня. Но что изменилось?
Да прежде всего у Элвиса, как всегда и принято было в
3классическом рок н ролле (так же как и в его истоках кстати
кантри и блюзе) певец своим голосом ведет песню за собой, а не
наоборот, как у Битлов когда инструменты указывают певцу его
жалкое место среди этого басгитарного оркестра. И потому в
интерпретации Пресли Somethink становится настоящим рокн
роллом, а не искусственно «косит» под него.
В конце 60х – начале 70х Элвис вернулся на сцену и снова
продемонстрировал всему миру, что же такое настоящий рокн
ролл. Первую половину 70х он здорово выступал, сделав
прекрасные записи прежде всего в стилях Рокнролл и Кантри, но
затем – по всей видимости увлекся наркотиками и умер в 77м
году, унеся с собой в могилу знания о том, как же нужно делать
настоящий рокнролл в его классическом понимании.
После этого – вплоть до нашего времени – рокнролл встречается
все реже и реже, чаще под ним понимается смесь попрокового
характера, хотя и здесь естьгруппы и исполнители, которые близки
рокнроллу. Например группа Queen и Фредди Меркури – они как
мне кажется просто хорошо знали историю американского рокн
3ролла и потому чемто близки ему, есть также некоторое
количество групп и исполнителей, которые пытались петь рокн
ролл и поют его сейчас, но все же, если говорить об общей картине,
то можно констатировать тот факт, что рокнролл умер,
существуя лишь отчасти в той или иной мере у той или иной
группы. Но самое печальное заключается в том, что он
окончательно ассимилировал с попмузыкой и любые проявления
настоящего, классического рокнролла сейчас воспринимается
как анахронизм и единственное, чем он сегодня живет – так это
записями Пресли и других ранних рокнролльщиков. Хотя,
конечно же, в той же России (как и во всем мире), есть группы,
пытающиеся играть рокнролл – например группы Браво и Мистер
Твистер – но это лишь узенький ручеек в океане всеобщей попсы.
Возможно, ктото со мной не согласится и назовет мне массу
прекрасных групп, играющих как я называю эту музыку,
Металлический поп, имеющей какието элементы классического
рокнролла – допустим там Металлика, Нирвана, Алиса… Все
это лишь отдаленный мутировавший потомок, у которого рокн
ролл – это папа, попмузыка – это мама. Блюз и Кантри –
3соответственно дедушка и бабушка по отцовской линии. И
Классическая оркестровая музыка и еще неизвестно что по
материнской. Ну и добавим сюда еще трудное детство и плохое
воспитание – вот что мы имеем сегодня и вовсе не удивительно,
что сейчас то, что ошибочно именуют рокнроллом находится в
упадке и на сцене процветает дрянной поп, загнавший первого на
задворки мирового шоубизнеса.
К сожалению, как мне кажется, именно такие группы как Битлз
повернули рокнролл лицом к попкультуре, отказавшись от
богатых корней этой замечательной музыки и показав дурной
пример остальным группам и исполнителям, ставший впоследствии
заразительным.
Подытоживая все сказанное я могу сказать только одно, что у
сегодняшней рокмузыки есть только одинединственный способ
выживания – возврат к корням и традициям американского
классического рокнролла, в особенности музыки Элвиса Пресли,
как известно, вдохнувшего в нее жизнь и выведшего ее из
андеграунда. А также постепенный отказ в ней от элементов поп
культуры, вцепившейсяся в нее как клещ в кожу своей жертвы.
3Глава 2.Краткая биографии Элвиса Пресли.
Король рокнролла Элвис Пресли (полное имя Аарон Элвис
Пресли) родился 8 января 1935 года в Тупело, штат Миссисипи,
умер 1б августа 1977 года в Мемфисе, США.
Элвис Пресли был той искрой, от которой вспыхнуло пламя рокн
ролла в 50 е годы. Это была крупнейшая и наиболее влиятельная
фигура в мире популярной музыки тех лет: Элвис Пресли и The
Beatles оказали наибольшее влияние на молодежную и не только,
молодежную культуру ХХ века. Можно с полной уверенностью
утверждать, что любой певец, который подходил к микрофону
после 1956 года, делал это под влиянием Элвиса Пресли, каким бы
ни было это влияние, непосредственным или косвенным. Помимо
того, что Пресли первым произвел "скрещивание" таких, казалось
бы, разных музыкальных стилей, как госпелз, блюз, рокнролл и
кантри, он также был первым, кто сделал акцент на видеоряде
3своих шоу и первым из музыкантов создал то, что сейчас
именуется имиджем. Имидж Элвиса Пресли бунтарь и секс
символ.
Элвис Пресли родился в 1935 году (при рождении умер его брат
близнец), и семью будущего Короля рокнролла можно назвать не
просто бедной, а нищей. Когда Элвису исполнилось 13 лет,
родители отправились в поисках работы в Мемфис здесь Элвис
учился, но в 1953 году бросил школу и поступил на работу в
электрическую компанию шофером. Пресли очень любил ходить на
концерты местных черных и белых исполнителей, сам вместе с
родителями пел в церковном хоре госпелз. Будучи по природе
своей крайне застенчивым, Элвис, возможно, никогда не добился
бы такого феноменального успеха, если бы не улыбка Фортуны: в
июле 1953 года он пришел в студию Sun и за 4 доллара записал
гибкую пластинку, предназначавшуюся в подарок на день
рождения его матери Глэдис. Необычность голоса никому не
ведомого певца, его магию и чувственность отметил Сэм Филлипс,
владелец Sun и известный открыватель блюзовых талантов. В
3январе 1954 года Пресли вновь пришел в студию, чтобы записать
еще одну четырехдолларовую пластинку, и Филлипс предложил
певцу попробовать поработать "на коммерческой основе", однако
при условии, что для этого будет иметься подходящий материал.
"Подходящий материал" появился в апреле 1954 года, и, верный
своему слову, Филлипс позвонил Пресли и пригласил в студию,
однако первая пробная запись оказалась кошмарной. Тем не менее
Филлипс чувствовал потенциал начинающего певца и организовал
Пресли репетиции с двумя музыкантами местной группы The
Starlite Wranglers гитаристом Скотти Муром и контрабас
гитаристом Биллом Блэком. В начале июня трио появилось в
студии Филлипса и после непродолжительной "раскачки"
разразилось фантастической импровизацией известного блюзмена
Артура Крадапа "That' s All Right Mama", после которой на одном
дыхании исполнило очень оригинальную версию классической
композиции в стиле блюграсс "Blue Moon Of Kentucky",
принадлежащую перу Билла Мойра. Это было то самое пламя,
искру которого почувствовал проницательный Филлипс. Две песни
3был отпечатаны синглом, и через несколько дней после записи
дискжокей мемфисской радиостанции WHBQ Дьюи Филлипе
запустил "It' s AII Right Mama" в эфир. Реакция слушателей
оказалась столь бурной, что дискжокей в тот же вечер еще дважды
"прогнал" песню и пригласил Пресли (который в ужасе прятался в
туалете) на интервью.
К концу июля было продано 5 000 экземпляров сингла, но заказы
на него продолжали поступать главным образом, от жителей
Мемфиса. Элвис Пресли подписал контракт с Sun, а Мур и Блэк
ушли из The Starlite Wranglers, чтобы помогать Элвису на
концертах. До конца года они объездили несколько южных штатов
в этот период Пресли впервые исполнил свое знаменитое
"вращение" бедрами, приводившее подростковую аудиторию в
восторг. Правда, "выездное" радиошоу в одном из театров
Нэшвилла провалилось: публика никак не реагировала на песни
Элвиса, однако в Луизиане певец стал гвоздем сезона. Растущая
популярность Элвиса Пресли в южных штатах настораживала
признанных исполнителей, увидевших в молодом певце
3потенциального конкурента. Заметил Пресли и известный
антрепренерменеджер полковник Том Паркер. Сам бывший
шоумен и менеджер Хэнка Сноу, Паркер пригласил Пресли в шоу
Хэнка и сумел убедить Вернона Пресли, отца певца, в том, что
юному дарованию нужен более энергичный менеджер он призывал
расторгнуть контракт с Sun и обещал "раскрутку" за пределами
Юга. К тому моменту четвертый и пятый синглы Элвиса "Baby Let'
s Play House" и "! Forgot To Remember То Forget" вошли в Тор 10
журнала "Billboard" (в категории кантри), и о Пресли заговорила
вся Америка.
Осенью 1955 года крупные фирмы грамзаписи насторожились:
полковник Паркер недвусмысленно намекал, что есть возможность
перекупить контракт Элвиса у Sun. Сэм Филлипс отклонил
предложение фирм Decca и Dot Records, выражавшиеся суммами 5
000 и 7 500 долларов, соответственно, однако к ноябрю уже был не
в силах противостоять организованному Паркером
массированному давлению RCA Records и Aberbach Music
Publishing, которые были готовы платить 35000 долларов.
3Понимая, что теряет прекрасного певца, Филлипс, тем не менее,
продал его контракт в надежде, что полученные на сделке деньги
помогут расширить и модернизировать Sun.
В 1956 году из популярного певца "местного значения" Элвис
Пресли стал звездой международной величины. В январе был
записан его первый сингл на RCA Records "Heartbreak Hotel",
Элвис стал завсегдатаем всевозможных телешоу с огромным
успехом прошло его выотупление на транслировавшемся на всю
Америку шоу Томми и Джимми Дарен, об этом событии написали
практически все ведущие издания США, выставив телепрограмме
высшие баллы. В апреле "Heartbreak Hotel" возглавил хитпарад
США и держался на первом месте восемь недель; это был первый в
истории страны и мира сингл, чей тираж превысил миллион. В
июле за ним последовал еще один сингл #1 "I Want You, ! Need
You, I Love You", а в августе двойной сингл "Hound Dog"/"Don' t
Ве Cruel", самый коммерчески успешный диск Элвиса (его тираж
превысил 5 миллионов), который более двух месяцев занимал
первую строчку хитпарада Америки. Слава Пресли перешагнула
3Атлантику: в Великобритании "Heartbreak Hotel" взлетел на второе
место национального хитпарада.
Телевидение Америки мечтало заполучить Элвиса Пресли после
ycпеха в шоу Томми и Джимми Дарен он выступил в программах
Эда Салливена, Милтона Берла и Стива Аллена. Взрослая
аудитория раскритиковала Элвиса за его "отвратительное
вихляние бедрами", однако подростки молились на Пресли.
Дебютный альбом певца "Elvis Presley" по сей день является самым
коммерчески успешным произведением фирмы RCA Records: еще
до выхода пластинки на нее поступило 362 тысячи заявок; диск
также попал на первое место хитпарада США, где оставался 10
недель.
Вскоре за Элвиса ухватился и Голливуд: подписав контракт на
съемку в трех фильмах (сумма контракта 450 тысяч долларов) с
продюсером фирмы Paramount Хэлом Уоллисом, Пресли
практически сразу же оказался "в лапах" 20th Century Fox, где
снялся в ленте "Братья Рено" (рабочее название). Когда в фильм
3ввели фонограмму с четырьмя его песнями, мастерски
смонтировали ленту, переименовали в "Люби меня нежно", а на
"вторые" главные роли пригласили Ричарда Игана и Дебру
Пейджет, кинокартина получила ошеломляющий успех. Песню, по
которой был назван фильм, "Love Ме Tender" Элвис впервые
исполнил в шоу Эда Салливена, когда записи ее еще не
существовало, и RCA Records на скорую руку "нарезали" сингл
(качество записи первого тиража просто кошмарное), чтобы
удовлетворить 850 тысяч заявок, "Love Ме Tender" очень быстро
сбросила с первого места хитпарада "Don' t Ве Cruel", а "Hound
Dog" вновь "зацепилась" за второе место таблицы популярности
Великобритании.
К концу года второй альбом Пресли "Elvis" также возглавил
чартсы США (в Великобритании пластинка поднялась до 3го
места). На Рождество Элвис Пресли вернулся в Мемфис он
заглянул в студию Сэма Филлипса, и тот оперативно записал
импровизированный джемсейшн Элвиса с новыми звездами Sun,
Карлом Перкинсом и Джерри Ли Льюисом (выпущенный
3впоследствии альбом "Million Dollar Session" фирма RCA Records
официально объявила бутлегерским, сейчас это коллекционная
редкость).
В 1957 году Пресли снялся еще в двух фильмах, ставших также
кассовыми рекордсменами и еще больше закрепившими в
общественном сознании имидж певца: в картине "Очаровашка"
("Loving Воу") Пресли играет деревенского паренька, который
становится звездой эстрады, а в ленте "Тюремный рок" (" Jailhouse
Rock") он "крутой урка", после перевоспитания также
превращающийся в поющего ангела. В обеих картинах много песен,
лучшие из которых написали Джерри Либер и Майк Столлер,
тандем талантливейших белых мелодистов, обычно
специализировавшихся на ритмэндблюзе (однако именно они
написали один из величайших рокнроллов Пресли "Hound Dog").
В 1957 году Элвис еще четыре раза взмывал на вершину хитпарада
синглов: "Too Much", "All Shook Up" (это также был и его первый
хит # 1 в Великобритании), "Teddy Bear" (из фильма "Loving You")
и "Jailhouse Rock". Пресли завершил год Рождественским
3альбомом "Elvis's Christmas Album", также вышел с ним на первое
место хит парада Америки (в Великобритании диск был на 7м
месте) некоторые консервативные радиостанции отказались
проигрывать пластинку изза явно негритянских стандартов
музыки Пресли, что в канун Рождества было сочтено
неприемлемым.
В конце 1957 года Элвиса ждала и другая новость: американская
армия также нуждалась в его услугах, причем оказывать их он
обязан был в течение двух лет. Кинокомпания Paramount сумела
добиться отсрочки призыва, чтобы Элвис успел сняться в фильме
"Кинг Креол" ("King Creole") самая сильная драматическая роль
Пресли, однако в конце марта 1958 года рядовой Элвис Пресли
принял присягу, получил личный номер 53310761 и покинул сцену.
Но отсутствие на эстраде никак не повлияло на его коммерческий
успех: в январе 1958 года "Jailhouse Rock" сразу же вошла в
английский хитпарад на первое место, став самым продаваемым
3хитом Пресли в этой стране тираж сингла превысил 750 тысяч.
Песни "Don' t" и "Hard Headed Woman" вышли на первое место
американского хитпарада (в Великобритании обе были на 2м
месте), а тираж каждой превысил миллион.
В августе от гепатита скончалась мать Элвиса, Глэдис. Через месяц
после ее смерти часть, где проходил службу Пресли, перебросили
в Западную Германию, и еще не пришедший в себя от горя Элвис
сумел добиться разрешения, чтобы отец и бабушка могли жить
неподалеку от места дислокации его части.
В 1959 году были выпущены песни, которые Пресли записал до
призыва в армию, три из них вновь стали миллионселлерами: "One
Night" "Got Stung" (4е место в США, 1 е место в
Великобритании), "А Fool Such As!"/"I Need Your Love Tonight" (2
е место в США, 1е место в Великобритании) и "А Big Hunk
О'Love" (1е место в США, 4 е место в Великобритании). Тем
временем Элвис познакомился в Германии с юной американкой
французского происхождения Присциллой Белье, с которой у него
3начался бурный роман.
Элвис Пресли демобилизовался в марте 1960 года, и сразу же все
вернулось на круги своя: выступление в телешоу вместе с Фрэнком
Синатрой, наскоро записанный сингл "Stuck On You" (скорость
записи, однако, не повлияла на ее качество: сингл вновь стал #1 в
США и поднялся на 2е место в Великобритании), запуск в
производство нового фильма. Однако в карьере певца
обозначились явные перемены. Это стало видно уже по фильму
"G.l. Blues" ("Солдатский блюз") в нем также было много музыки
и песен, однако он уже был рассчитан скорее на "семейный
просмотр", чем на сугубо подростковую аудиторию. Тенденция к
подобным сюжетам стала еще более заметной в двух других лентах
"Flaming Star" и "Wild In The Country" это уже были
немузыкальные фильмы, и больших сборов они не снискали.
Положение постарались исправить с помощью развлекательных
лент "Голубые Гавайи", "Иди за мечтой" и "Да здравствует Лас
Вегас!" (в последней вместе с Пресли снималась знаменитая тогда
сексдива Энн Маргарет), однако публике уже прискучили
3банальные сюжеты и мелодии фильмов с Пресли. Расчет
полковника Паркера сделать из Пресли прежде всего киноактера
оказался неверным, и в результате к середине шестидесятых
публика до некоторой степени утратила интерес и к Преслипевцу.
В 60 х изменился и тот материал, который Элвис Пресли
записывал на пластинках. Он расширил свой репертуар, стремясь
завоевать новые слои публики, и ему это удалось: версия
неаполитанской баллады "О Sole Mio" в интерпретации Элвиса
Пресли она называлась "It' s Now Or Never" покорила сердца даже
тех, кто прежде отказывался относиться к Элвису Пресли всерьез.
Песня возглавила хитпарады США и Великобритании и стала
самым продаваемым синглом Пресли по обе стороны Атлантики.
Она также ознаменовала победное наступление Элвиса Пресли на
хитпарады Великобритании: с конца 1960 года, когда вышла эта
песня, до конца 1962 года, когда вышла "Return То Sender", хит
парады Англии возглавляли девять песен Элвиса Пресли.
3На "фронте" продажи музыки ситуация также складывалась
удачно: саундтрэки "Солдатского блюза", "Голубых Гавайев", а
также альбомы, состоящие из рокпесен и баллад, занимали
высокие места, однако поначалу публика не оценила состоявший
из госпелз альбом "His Hand In Mine", который потом стал одним
из наиболее уважаемых альбомов певца.
Но с началом "Британского вторжения" популярность Пресли
пошла на убыль: его вещи попрежнему попадали в Тор 20 все
таки многие из поклонников продолжали хранить ему верность,
но уже редко бывали в Тор 3. К тому же, занятый в основном
съемками, Элвис Пресли почти перестал выступать с концертами
он дал только два благотворительных шоу в 1961 году в Мемфисе
и в ПерлХарборе.
К середине 60х Элвис Пресли, казалось, совсем отошел от своих
прежних музыкальных традиций. Единственным исключением был
записанный в 1967 году второй альбом в стиле госпел "How Great
Thou Art" он принес Элвису Пресли долгожданную премию
3"Грэмми", но в категории религиозных записей. В том же году
произошли перемены и на личном фронте: более семи лет Элвис
Пресли ухаживал за Присциллой Белье, и вот, наконец, она дала
согласие на брак. Перелом к лучшему наступил на следующий год:
Элвис Пресли вместе с режиссером Стиви Байндером начал делать
серию телепередач. Peжиcсер обратился к музыкальным корням
Элвиса Пресли, и шоу получились энергичными, живыми, они
вернули Элвису Пресли вкус к работе в студии и к концертной
деятельности.
В 1969 году, впервые за несколько лет Элвис Пресли записывался в
Meмфисе, а затем дал серию концертов в ЛасВегасе. Альбом
"From Elvis In Memphis" удостоился похвал критиков, а синглы с
него "In The Ghetto", и "Don' t Cry Daddy" разошлись миллионными
тиражами. Концерты также понравились как публике, так и
критикам, а возвращение Элвиса Пресли на сцену стало темой
документального фильма "Элвис: вот так это происходит". Фильм
посмотрело огромное число зрителей и он до сих пор пользуется
бешеной популярностью.
3Этот успех привел к тому, что Элвис Пресли вновь начал
записываться в студии, отказался возвращаться в Голливуд и снова
принялся ездить с концертами по стране залы всегда были набиты
битком. Синглы "The Wonder Of You", "Burning Love", "Always On
Му Mind", "Му Воу", "Promised Land", альбом "Elvis Country"
поклонники расхватывали, как горячие пирожки, а новое
техническое средство спутниковое телевидение на весь мир
транслировало его концерт на Гавайских островах.
Однако личная жизнь Элвиса Пресли оставляла желать лучшего.
Отношения с Присциллой, которая родила ему дочь (Лиза Мари,
как известно, некоторое время была женой Майкла Джексона),
становились все более сложными. В 1972 году они официально
расстались, а через год состоялся развод. Это крушение на личном
фронте оказало влияние на репертуар Элвиса Пресли: он все чаще
и чаще обращался к грустным балладам в стиле кантри.
Обострились и связанные со здоровьем проблемы большинство из
3них имели психологический характер. После развода перестал
контролировать себя, располнел и постоянно отменял концерты из
за плохого самочувствия. К тому же он свято верил, что с
помощью лекарств можно решить все проблемы, и неумеренно
потреблял их он пил таблетки, чтобы успокоиться, и запивал
другими таблетками, чтобы взбодриться это разрушало его и без
того пошатнувшееся здоровье. Затащить его в студию становилось
все труднее и труднее если он и пытался записываться, то только
в Мемфисе, в студии, оборудованной в его шикарном поместье
Грейсленд. Руководство RCA пыталось решить проблему,
выпуская в виде синглов переиздания песен, входивших в старые
альбомы.
16 августа 1976 года Элвис Пресли скончался от сердечной
недостаточности врачи установили, что сердце его было
расшатано лекарственными препаратами, зачастую
противоречащими друг другу по своему предназначению.
Несколько тысяч поклонников собрались у ворот его особняка,
тогдашний президент США Джимми Картер прислал личное
3соболезнование, а фирма грамзаписи RCA срочно выпустила
практически полный каталог его записей. Элвис Пресли похоронен
в саду Грейсленда, рядом с могилами его матери и отца, и до сих
пор поток паломников к его могиле не иссякает как не иссякают
слухи о том, что Элвис Пресли жив и время от времени
показывается на публике.
3Глава 3. Дискография Элвиса.
3Прим: дискографии произведена.по годам выпуска альбомов и
синглов.
Источник: официальный сайт Элвиса Пресли. Русскоязычная
версия дана в приложении 2.
1966
Tell Me Why / Blue River
(single)
Joshua Fit The Battle / Known Only To Him (Джошуа
устанавливает борьбу
(single)
Milky White Way / Swing Down Sweet Chariot
(single)
Frankie And Johnny / Please Don't Stop Loving Me
(single)
FRANKIE AND JOHNNY
(album)
PARADISE HAWAIIAN STYLE
(album)
3Love Letters / Come What May
(single)
Spinout / All That I Am
(single)
SPINOUT
(album)
If Every Day Was Like Christmas / How Would You Like To Be
(single)
1967
Indescribably Blue / Fools Fall In Love
(single)
HOW GREAT THOU ART
(gospel album)
Easy Come, Easy Go
(EP)
Long Legged Girl / That's Someone You'll Never Forget
(single)
3DOUBLE TROUBLE
(album)
There's Always Me / Judy
(single)
Big Boss Man / You Don't Know Me
(single)
CLAMBAKE
(album)
1968
Guitar Man / Hi Heel Sneakers
(single)
ELVIS' GOLD RECORDS, VOLUME 4 *
US Male / Stay Away
(single)
You'll Never Walk Alone / We Call On Him
(single)
3Your Time Hasn't Come Yet Baby / Let Yourself Go
(single)
SPEEDWAY
(album)
Almost In Love / A Little Less Conversation
(single)
If I Can Dream / Edge Of Reality
(single)
ELVIS SINGS FLAMING STAR
(album)
ELVIS NBC TV SPECIAL
(on stage album)
1969
Memories / Charro
(single)
His Hand In Mine / How Great Thou Art
(single)
3In The Ghetto / Any Day Now
(single)
ELVIS SINGS FLAMING STAR*
FROM ELVIS IN MEMPHIS
(album)
Clean Up Your Own Back Yard / The Fair Is Moving On
(single)
Suspicious Minds / You'll Think Of Me
(single)
Don't Cry Daddy / Rubberneckin'
(single)
Elvis:FROM MEMPHIS TO VEGAS, FROM VEGAS TO
MEMPHIS
(2 albums)
1971
3ELVIS COUNTRY (I'm 10,000 Years Old)
(album)
Rags To Riches / Where Did They Go Lord
(single)
YOU`LL NEVER WALK ALONE*
Life / Only Believe
(single)
LOVE LETTERS FROM ELVIS
(album)
C`MON EVERYBODY*
ELVIS: THE OTHER SIDES WORLDWIDE GOLD AWARDS
HITS, VOLUME 2*
I'm Leaving /Heart Of Rome
(single)
I GOT LUCKY*
3ELVIS SINGS THE WONDERFUL WORLD OF CHRISTMAS
(album)
It`s Only Love / The Sound Of Your Cry
(single)
Merry Christmas, Baby / Oh Come, All Ye Faithful
(single)
1972
ELVIS NOW
(album)
Until It`s Time For You To Go / We Can Make The Morning
(single)
He Touched Me / Bosom Of Abraham
(single)
HE TOUCHED ME
(gospel album)
3An American Trilogy / The First Time Ever I Saw Your Face
(single)
ELVIS AS RECORDED AT MADISON SQUARE GARDEN
(concert album)
ELVIS SINGS HITS FROM HIS MOVIES, VOLUME 1*
Burning Love / It`s A Matter Of Time
(single)
Separate Ways / Always On My Mind
(single)
BURNING LOVE AND HITS FROM HIS MOVIES, VOLUME 2*
1973
SEPARATE WAYS*
ALOHA FROM HAWAII VIA SATELLITE
(concert album)
Steamroller Blues / The Fool
(single)
3ELVIS (Fool)
(album)
Raised On Rock / For Ol' Times Sake
(single)
RAISED ON ROCK
(album)
1974
ELVIS A LEGENDARY PERFORMER, VOLUME 1*
I`ve Got A Thing About You Baby / Take Good Care Of Her
(single)
GOOD TIMES
(album)
If You Talk In Your Sleep / Help Me
(single)
ELVIS RECORDED LIVE ON STAGE IN MEMPHIS
(concert album)
3Promised Land / It`s Midnight
(single)
HAVING FUN WITH ELVIS ON STAGE**
(a talking album only)
1975
PROMISED LAND
(album)
My Boy / Thinking About You
(single)
PURE GOLD*
TROUBLE / Mr. Songman
(single)
ELVIS TODAY
(album)
Pieces Of My Life / Bringing It Back
(single)
1976
3ELVIS A LEGENDARY PERFORMER, VOLUME 2*
THE SUN SESSIONS*
Hurt / For The Heart
(single)
FROM ELVIS PRESLEY BOULEVARD, MEMPHIS,
TENNESSEE
(album)
Moody Blue / She Thinks I Still Care
(single)
1977
WELCOME TO MY WORLD*
Way Down / Pledging My Love
(single)
3MOODY BLUE
(album)
Здесь представлена только прижизненная дискография Элвиса
Пресли. После 16 августа1977 года было издано и переиздано
большое количество дисков, боксов. В настоящее время во многие
альбомы добавляются бонус треки (bonus tracks), которые
представляют собой дополнительные песни, в том числе и те,
которые в свое время выходили на синглах. Диски, отмеченные
знаком *, не являются очередными альбомами, а представляют
собой сборники, коллекционные издания и прочее.
concert album альбом состоит из целикового концерта,
on stage album альбом состоит из треков, записанных на сцене в
разные дни (годы),
single означает, что эта пара песен издавалась синглом. Некоторые
из этих сингловых песен в своё время в последующем выходили в
составе очередных альбомов или в составе сборников. В настоящее
время сингловые песни (наряду с мастерзаписями) можно
встретить в составе Си Ди Боксов (CD Box Set).Знаком * отмечены
3два альбома:
Elvis In Person At The International Hotel, Las Vegas, Nevada и Back
In Memphis
Эти два альбома впервые были изданы вместе под названием "Elvis:
From Memphis To Vegas, From Vegas To Memphis" в 1969 году. В
1970 году эти два альбома были просто переизданы порознь.
140 различных альбомов и синглов Пресли получили статус
золотых (gold), платиновых (platinum) и мультиплатиновых.
Статус присуждается Ассоциацией Звукозаписывающих
Индустрии Америки RIAA (the Recording Industry Association of
America). Правила для получения статуса золотой (платиновой)
записи, со временем были изменены. По действующим в настоящее
время правилам статус золотой записи присуждается за продажу
500 000 копий альбома (сингла), а статус платиновой за продажу 1
000 000 копий альбома (сингла). Ниже представлен перечень
золотых, платиновых и мультиплатиновых записей Элвиса Пресли
по состоянию на август 2002 года..
33Глава 4. ЭЛВИС Пресли. Работа над записью песен.
Некоторые авторы книг и журналисты зачастую пытаются
изобразить Элвиса в образе пассивного артиста, обыкновенного
исполнителя, “перепевщика чужих песен”, который безропотно пел
все, что ему поставляли музыкальные компании…Как далеки от
истины эти утверждения нерадивых сочинителей! Видимо те, кто
пишет подобное, не потрудились хоть немного узнать о том, как в
действительности Пресли работал над песнями, как он их выбирал,
как исполнял, какую атмосферу создавал в студии. Да, Элвис не
писал песен. Но ведь не все рождаются поэтами и композиторами.
Он был гениальным исполнителем. Разве много история видела
3гениевпевцов? Единицы! А вот бездарных перепевщиков…
Талантливый исполнитель – подлинный художник той песни,
которую он поет. Ведь потрясающе исполнить песню, вложив в нее
всю душу – для этого нужен великий талант, который дается не
каждому. Элвису Господь его дал.
Да, Элвис не писал песен. Но он был аранжировщиком тех песен,
которые исполнял. Он изменял мелодию, ритм, настроение песен,
он изменял слова, строки и целые куплеты…После его исполнения
песня уже никогда не была прежней. В исполнении Элвиса она
приобретала новое звучание и чувство. В каждой своей песне
Элвис выражал самого себя, свои эмоции и переживания, все песни
выбирая на личном уровне.
Билл Хейли, видевший выступления Элвиса в начале 50х, позднее
сказал о нем: “У Элвиса был огромный талант и врожденное
чувство ритма, потрясающий музыкальный слух.” “Элвис не
исполнял песню до тех пор, пока понастоящему не прочувствует
ее,” – говорит Билли Стенли, “Песня, которую он пел, полностью
была выражением его собственных чувств”. Скотти Мур:
“Господи, как он пел свои песни! Каждую песню он исполнял от
3всей души, как только мог, вкладывая в ее исполнение всего себя”.
Чарли Ходж: “Элвис мог проникнуть в песню лучше всех, кого я
когдалибо слышал. У Элвиса было редкое умение поверить в
песню и заставить вас поверить в нее…” Д.Д. Фонтана: «У Элвиса
был изумительный, абсолютный слух! Он мог прослушать песню
раз или два – и он уже отлично знал ее и мог исполнять! Он всегда
точно знал, какая песня – его, а какая – нет. Когда мы
прослушивали огромное количество демонстрацинных записей,
которые приходили Элвису, он всегда умел из кучи песен выбрать
лучшую. Никогда, никто не мог сказать ему, что ему записывать и
как записывать. Никогда. Он выбирал песни сам. Он все знал сам.
Если ему нравилась какаято песня, он тут же хотел ее записать – и
он просто ее записывал. Так он выбрал “Don’t be cruel” и “Hound
dog” – из огромной кучи других песен. Компания “Хилл энд
Рэндж” присылала Элвису много всевозможных демонстрационных
записей, он слушал их и выбирал. Те, которые ему не нравились, он
тут же решительно отбрасывал в сторону – “это я записывать ни за
что не буду”, другие песни он мог прослушать несколько раз и
отложить в сторону – “это может быть запишу, потом”, в
3отношении понравившихся песен он говорил – “это мы
записываем!”. Разбирая отобранные, понравившиеся песни, Элвис
говорил: “Так, эти записываем в первую очередь, те – вовторую
очередь, те – позднее. Вот эта песня будет хитом.” – и что
поразительно, говорит Фонтана, “Он никогда не ошибался!”
Бобби Вуд: “Элвис пел только те песни, которые ему нравились. И
как он работал в студии, пытаясь добиться нужного для него
звучания песен! Он точно знал, что он хотел, работая над песней и
добивался этого. Такого я не встречал у других певцов. Помню, во
время мемфисских сессий в студии Чипса Моумена, Элвис пел
одну и ту же песню часами, пытаясь добиться необходимого для
него звука. На третью ночь непрерывной работы Элвис потерял
голос. До этого он уже пел с сильной болью в горле – у него был
сильнейший ларингит, но несмотря на это, он не хотел прекращать
работу…” Чипс Момен: “Я помню, как Элвис работал над
песнями. Помню, он прослушал”Kentucky Rain” и она тут же ему
понравилась, и он сразу же захотел записать ее. Эта песня стала
золотым синглом Элвиса.» Гордон Стокер: «Элвис вкладывал всю
душу в ту песню, которую исполнял. Он чувствовал каждую песню,
3проживал ее. Каждое слово в тех песнях, которые он пел, значило
чтото личное для него…» Бэн Уайзмен: «Элвис держал под
контролем всю работу в студии во время записи песен. В студии он
работал очень много, все время стараясь довести исполнение песни
до совершенства. Помню, как он невероятно много работал над
записью песен для альбома “Loving You”. Он пел песню “Loving
You” снова, снова и снова… Все вроде бы было хорошо, все в
студии были довольны – все, кроме Элвиса. Он считал, что песня у
него никак не получалась, чтото было не так, как он хотел.
Кажется, он сделал 32 дубля этой песни, прежде чем выбрал ее
лучший дубль на его взгляд. Такой подход к работе над песнями
был типичен для него.” “Элвис записал 31 дубль песни “Hound
Dog” во время звукозаписывающей сессии и в конце концов выбрал
18 дубль, как наилучший. Он всегда точно знал, какой именно
дубль песни выбрать, говорит Д.Д.Фонтана, Когда он слышал то,
что хотел услышать, что ему нравилось, он тут же говорил: «Вот
это! Ничего не меняйте!» Гордон Стокер: «Я много работал с
Элвисом во время звукозаписывающих сессий. Он потрясающе
работал, он вдохновлял собой всех в студии, всех музыкантов, все
3вокруг…» Бэн Уайзмен: «Когда Элвис входил в студию, он всегда
был готов к работе. Он держал под контролем весь процесс в
студии – вся работа держалась на нем. Он руководил всем. Он не
касался только чисто технической стороны записи песен, оставляя
это музыкальным инженерам. Во всем остальном – в студии боссом
был только Элвис!»
33Глава 5.Элвис, БИТЛЗ и КУИН: Флагманы мирового РОК
НРОЛЛА.
Если проанализировать музыку 20 столетия, то, пожалуй, оно
прошло под знаком Элвиса, Битлз и Куина и именно эта троица
внесла наибольший вкад в мировую музыкальную роккультуру.
Элвис зажег пламя рокнролла в 50х и сделал музыку популярной
в массах кстати, Битлз подхватил его в 60х как Олимпийский
огонь и снова переделал обратно Элвису на исходе десятилетия.
Ну а после смерти Элвиса только Куин смог продолжить славные
традиции рокмузыки и к сожалению со смертью Меркури в начале
90х пожалуй что славные традиции рока остались в прошлом и
действительно 90е остались за попмузыкой, а рок остался на
задворках музыкальной культуры. Вот и подумаешь о роли
личности в истории. Иными словами рок был жив до тех пор, пока
3было кому зажигать, когда был эдакий флагман, на который можно
было ориентироваться всем остальным рокмузыкантам. Утратив
его мы потеряли и рокмузыку в целом и до рождения нового
флагмана едва ли нам стоит на чтото рассчитывать в современной
музыке к сожалению.
Чего же нам дали эти трое великих?
Элвис наполнил воздух словно бы электричеством в своих рокерах
начиная с 54 года в таких песнях как That`s all right (Mama) и с его
появлением рокнролл стал жестко звучать и наполнился многими
элементами современного звучания рокмузыки и именно им были
заданы почти все современные стандарты в музыке, безусловно
внедряя их Элвис набил себе ни одну шишку на противостоянии со
стороны общественности. При этом по всей видимости именнно
дипломатические способности менеджера Элвиса полковника
Паркера позволили все же ему выступать на различных ТВШоу,
таким образом внедряя рокнролльную культуры в массы. И с тех
пор мир словно сошел с ума. На концертах Элвиса стоял такой
дикий рев, словно у целой огромной толпы людей одновременно
едет крыша. В клипе Don`t be cruel Элвиса запечатлен такой
3момент, как старый такой дедушка показывает на своем теле
татуировку Элвиса, и это как бы подчеркивает всю важность
Элвиса для 50х, которые невозможно представить без него,
поскольку молодежь считала его своим новым богом и многие
делали себе даже тату в знак верности идеалам Элвиса Пресли.
С начала 60х наметилось некоторое смягчение рокнролльного
стиля Элвиса. Нет, безусловно музыка этого периода также
прекрасна, просто сам рокнролл стал такой немного другой в его
исполнении, такой слегка эстетский что ли. В 50х он был такой
сырой как бы и забойный что ли. А стал немного утонченно
эстетский такой немного как бы в общей массе как например песня
Fever. Увлеченность съемками в кино, отказ от концертной
деятельности с 62 по 67 год, а также непродолжительная работа в
студии за исключением записи саундтреков повернули карьеру
Элвиса не в лучшее русло, тем не менее до знаменитого
Британского вторжения и рождения Битлз в 63м Пресли был по
прежнему вне конкуренции.
С появлением Битлз мир узнал новую форму рокнролла. Отныне
он как бы отрывается от своих корней Блюза и Кантри и вслед за
3этой отважной четверкой появилась толпа последователей этого
нового белого рокнролла с оттенком попмузыки (собственно
говоря сейчас в рокмузыке довольно редко можно услышать
оттенки черного рокнролла). Битлз громко начали и поставили на
уши весь мир, они были вторыми кому это удалось вслед за
Элвисом и нужно отметить, что популярность пришла к ним также
весьма и весьма заслуженно. Вначале своего существования они
использовали не только свои мелодии, но и перепевали рокнролл
классику, тем самым поддерживая имидж рокнролльщиков. Во
второй половине 60х ближе к своему распаду в 70м Битлз
перешел на более такие вдумчивые композиции исключительно
собственного сочинения. Кстати известен факт, что однажды Боб
Дилан подрался с Джоржем Харрисоном изза того, что первый
пытался доказать последнему необходимость донести до зрителя
чтото более вдумчивое чем просто рокнролл который они
играют. И как ни странно с тех пор Битлз поменяли свой формат
именно в этом плане. И отныне рокнролл сменяется на такие
затяжные композиции в стиле песни про Сержанта Пепера и
множество слащавых баллад в духе All we need is love. В конце
3