Статья "Эмоциональное состояние педагога – результат знаний студентов"
Оценка 4.6
Памятки
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.03.2018
Результативность получения новых знаний студентами и зависит от «успешности» педагога и его отношения к дисциплине которую представляет.На лекциях, где преподаватель энергичный, с улыбкой и с полной уверенностью в то, о чем он говорит, и получает «наслаждение» в передаче информации имеет хорошие результаты своих студентов. Эта важная составляющая дает нам говорить о профессионализме и умении педагога "переключать" свое эмоциональное состояние.
статья Эмоциональное состояние педагога1.docx
Эмоциональное состояние педагога – результат знаний студентов
Автор: Шумилина Ирина Алексеевна
БПОУ ОО «Орловский технический колледж»
Результативность обучаемости и получения новых знаний студентами в большей
степени зависит от «успешности» педагога и его отношения к образовательной дисциплине.
Приятно присутствовать на лекциях, где преподаватель энергичный, с улыбкой и с полной
уверенностью в то, о чем он говорит, и получает «наслаждение» в передаче информации.
Положительное эмоциональное состояние педагога– важнейший аспект успешности знаний
студентов.
В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушаков указывает на образование
существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т.е. заключающий в себе
успех, представляющий собой успех, делающий чтонибудь с успехом.[7]
Следовательно, понятие «успешность» является производным от понятия «успех».
«Успех» определяется следующим образом:
– удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели;
– признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном
одобрении чегонибудь, чьихнибудь достижений;
– признание чьихнибудь достоинств, внимание общества к комунибудь.
В энциклопедии практической психологии «успешность» рассматривается как
способность и умение достигать успеха. Успешность зависит от мировосприятия человека и
отражает его «видение … своей и чужой успешности».
Для успешной педагогической работы необходима не только профессиональная
компетентность, знание психологии студентов, но и хорошее здоровье педагога в широком
смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою
очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической
атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и
на эмоциональное состояние подростков, поэтому важно, чтобы педагог находился в
благоприятном эмоциональном состоянии.[3]
Мы затронули такой аспект как «эмоциональное состояние» и попробуем разобраться
в этом. Большую часть дня все мы проводим на работе, а преподаватели даже дома
посвящают ей немало времени. Но работа всё больше становится сегодня не только условием
и показателем жизненных достижений, но и фактором, сохраняющим или нарушающим
психоэмоциональную гармонию, устойчивость личности. С сожалением приходится
констатировать, что удовлетворённость педагогов своей профессиональной деятельностью в
нашей стране оставляет желать лучшего. Большую тревогу вызывает равнодушие к их
профессиональноличностным проблемам со стороны руководителей.
Одним из первых понятие психологического климата рассмотрел В.М.Шепель.
Психологический климат, по его мнению это эмоциональная окраска психологических
связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров,
интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации
состоит из трех составляющих. Первая составляющая это социальный климат, который
определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая
моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации.
Третья составляющая это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения,
которые складываются между работниками.[8]
В теме нашей статьи мы ставим знак равно между такими понятиями как
эмоциональное состояние педагога и обучение студентов.
Авторы психологопедагогического словаря, считая, что обучение – специально
организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование
мировоззрения и развитие человека. И выделяют четыре основные функции обучения: первая
функция – образовательная – реализуется через передачу системы культурных ценностей, в
том числе накопленных знаний, умений и навыков; вторая – воспитывающая – ее суть в
формировании системы ценностных ориентаций и отношений; третья – развивающая –
предполагает формирование и развитие познавательных интересов, психических процессов и
свойств личности, способностей и т.п.; и, наконец, четвертая – социализирующая –
заключается в приобретении опыта совместной деятельности, овладении и применении
системы социально приемлемого поведения и общественных отношений. И здесь необходимо
добавить, что если педагог не
научится управлять эмоциональным состоянием,
переключаться с одной эмоции на другую, как хороший актер преподносить необходимые
знания, где работает и мимика, и жесты, и слова, и положительная эмоция к происходящему,
то результат передачи знаний может ровняться нулю. Управлять эмоциями и просто, и сложно
одновременно. Эмоция это взрыв, повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо
контролировать физиологию – нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей
чувственной реакции на
сами.
Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы: подавленность, вина,
обида, унижение. Для обучения управлением эмоциями подходит метод творческого
выражения эмоций.
происходящее,
делаем
всегда
мы
Вот некоторые приемы снятия эмоционального напряжения
Психологический душ – комплекс упражнений, которые способствуют повышению
энергического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым,
повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»;
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней…»;
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и
дела идут отлично»;
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем
становлюсь богаче»;
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета
солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»;
6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со
мной всегда любовь и удача»;
7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед назад, повторить: «Ситуация
любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна»;
8.Руки на талии, выполняя наклоны вправо влево, повторить: «Покой и улыбку всегда
берегу, и все мне помогут, и я помогу»;
9.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается…»,
глубокий выдох: «И все у меня получается».
Вам, кажется, наивно повторять такие слова, но наше эмоциональное состояние в
первую очередь это наше здоровье, здоровье окружающих нас людей. Улыбка, доброе слово,
добрые поступки все это дает человеку сил и на семью, и на работу, а особенно на ту работу,
где необходимо воспитывать новое поколение, давать знания, а в дальнейшем получать
профессионалов своего дела. Связь педагог – студент сопровождает и педагога, и студента в
течении учебного процесса, а для студентов еще и при подготовке домашнего задания,
рефератов, сообщений и докладов. Очень важно, какое эмоциональное состояние испытывает
учащийся, когда берет конспект. Хорошее настроение и хороший настрой – 50 % запоминания
учебного материала.
Предпочтением у студентов пользуются молодые педагоги. Создание учебной
атмосферы, одно из первых приоритетов молодых специалистов. Опрос студентов показывает, что если преподаватель в хорошем настроении, с улыбкой входит в аудиторию, то
и желание учиться тоже увеличивается. И мы соглашаемся с такими определениеями.
Учебная успешность обучения студентов это интегральная оценка эффективности
результата деятельности студента по усвоению культурноисторического опыта человечества
(знаний, умений, навыков, способов деятельности, моральнонравственных ориентиров и
ценностей), обеспечивающей ему удовлетворение его познавательных интересов и раскрытие
потенциальных умственных возможностей, а также вызывающей у него эмоциональное
состояние, которое выражает личное позитивное отношение к учебной деятельности и
ощущение собственной удовлетворенности.
Педагогическая успешность деятельности
преподавателя – это интегральная оценка эффективности результата деятельности педагога
по передаче культурноисторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов
деятельности, моральнонравственных ориентиров и ценностей), вызывающая у педагога такое
эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к
педагогической деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность от
раскрытия потенциальных умственных возможностей студента и удовлетворения его
познавательных интересов. [3]
В заключении хочется сказать, человек нуждается в самоуважении, которое чаще всего
следствие совершенного владения какойлибо деятельностью. Постоянная потребность в
знаниях, в развитии своих способностей и возможностей. Каждый нуждается в уважении со
стороны других людей, в положительной оценке его деятельности, в признании авторитета,
статуса, заслуг. В противном случае человек перестаёт ощущать себя значимым для других,
что и приводит к нарушениям в регуляции поведения, к неудовлетворённости собой,
окружающими людьми, условиями.
Учительская профессия особая по своей сущности, значимости и противоречивости.
Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально
значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к
деятельности писателя, артиста, ученого.
Особенности труда учителя состоят, прежде всего, в том, что объектом и продуктом
его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его
физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему
справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в
современном мире.
Литература:
1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки
педагогических способностей // Вопросы психологии. 2008. № 5
2. Барабаиава М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания //
Вестник МГУ. 2005 Серия 14. № 1. С. 5455.
3. Бреслав Г. М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной
деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности /
Под ред. О. К. Тихомирова. М., 2009. С. 6267.
4. Кахиани С. Н., Кахиани 3. Н., Кахиани Д. 3. Экспрессивность эмоций человека.
Тбилиси, 2005.
5. Крейг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
6. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций: Тексты.
М., 1984
7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь, Москва, Астрель, 2000
8.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование,
2002. .
Статья "Эмоциональное состояние педагога – результат знаний студентов"
Статья "Эмоциональное состояние педагога – результат знаний студентов"
Статья "Эмоциональное состояние педагога – результат знаний студентов"
Статья "Эмоциональное состояние педагога – результат знаний студентов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.